Православный христианин
Здравствуйте!

В некоторых церквях установлена фиксированная цена за услуги священников, на различные обряды и молитвы. Правильно ли это? Хорошо или плохо?

Это называют пожертвованием. Но по-моему это не может быть пожертвованием, так как нет жертвы, а есть взаимовыгодный расчёт. Пожертвование предполагает риск, вложение неких средств без гарантий на возврат или обмен.

По-моему установленные цены на услуги священников делают взаимоотношения церкви и прихожан не семейными, а рыночными.

Но с другой стороны не понятно как содержать церкви?

До Нового Завета была десятина. Её ведь никто не отменял? Что изменилось после пришествия Христа в этом вопросе? Есть ли какое-то решение у Православной Церкви по этому вопросу?
 
Православный христианин
В I послании Коринфянам гл. 16 и во II Кор. 8-9 можно прочесть, как Апостол Павел призывает к сбору средств для Иерусалимской Церкви. Но он не указывает какую-то определённую сумму. Он взывает к совести людей и оставляет определение суммы на их усмотрение.

"При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет.
Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог." (2 кор. 9:6-7)

И это логично, так как Сам Иисус Христос указал, как следует жертвовать.

"И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много.
Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант.
Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу,
ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое." (Мк. 12:41-44)

Но в нынешних церквях ситуация мне не понятна. С одной стороны за молитвы и прочие ритуальные услуги указаны конкретные цены, а с другой - там же стоят ящики для сбора средств на содержание Храма. Выходит, что деньги, которые идут в ящик и за услуги священника имеют разное предназначение? Какое?
 
Москва
Православный христианин
Но в нынешних церквях ситуация мне не понятна. С одной стороны за молитвы и прочие ритуальные услуги указаны конкретные цены, а с другой - там же стоят ящики для сбора средств на содержание Храма. Выходит, что деньги, которые идут в ящик и за услуги священника имеют разное предназначение? Какое?
Цены условно фиксированные. Если человек скажет, что у него нет денег, ему в любом случае не могут отказать ни в каком действии, ритуале.

Ящик установлен, по Писанию и для желающих не афишировать свою благотворительность.
Читаем: "И взял священник Иодай один ящик, и сделал отверстие сверху его, и поставил его подле жертвенника на правой стороне, где входили в дом Господень. И полагали туда священники, стоящие на страже у порога, все серебро, приносимое в дом Господень. И когда видели, что много серебра в ящике, приходили писец царский и первосвященник, и завязывали в мешки, и пересчитывали серебро, найденное в доме Господнем; и отдавали сосчитанное серебро в руки производителям работ, приставленным к дому Господню, а сии издерживали его на плотников и строителей, работавших в доме Господнем, и на делателей стен и на каменотесов, также на покупку дерев и тесаных камней, для починки повреждений в доме Господнем, и на все, что расходовалось для поддержания храма" (4Цар.12:9-12).
 
Православный христианин
Цены условно фиксированные. Если человек скажет, что у него нет денег, ему в любом случае не могут отказать ни в каком действии, ритуале.

Ящик установлен, по Писанию и для желающих не афишировать свою благотворительность.

Я знаю, что ящик установлен по Писанию. Здесь мне всё понятно и ничего не смущает. Но я не припомню, чтобы в Писании были указаны цены за молитвы, крещение, отпевание, венчание и т.д. Меня не смущают цены, меня смущает то, что эти вещи вообще как-то оценивают и продают, как в магазине. По-моему это дурно влияет на отношения церкви и прихожан. Люди просто воспринимают церковь, как магазин. Только в продуктовом продают колбасу, а здесь ритуальные услуги.

"Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе.
Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься?
Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий.
И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его." (Деян. 8:35-38)

И всё-таки не понятно какую финансовую ответственность несут прихожане перед Церковью? Есть ли какой-то минимум, который они должны жертвовать типа ветхозаветной десятины?

"Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить." (Мф. 5:17)

Если это так, то это должно касаться и десятины. После прихода Христа заповеди ужесточились.

"Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;" (Мф. 5:38-39)

После прихода Иисуса Христа верующие должны быть более требовательны к себе в духовном совершенстве. Можно ли это отнести и к десятине? Значит ли это, что десятина - это минимальная финансовая ответственность перед Церковью? Значит, что христиане должны жертвовать более десятой части своей прибыли?

Может быть так было бы лучше? Хотя и дороже ...
 
Москва
Православный христианин
Учитывая что РПЦ не настаивает на десятинах, надо с пониманием отнестись к необходимости поддерживать духовенство и приходы материально.
Читаем: "Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?" (1Кор.9:7-9).
Указанные цены, не выражают отношения к Таинствам (- которые оценить не возможно), но более касаются сопутствующим действиям, при их совершении.
Как-то наличие хора, электрическое освящение, свечи, колокольный звон и т. д. и т. п.
Но! на что я уже обратил Ваше внимание, отсутствие средств не может ограничить совершение тех или иных треб.
 
Православный христианин
Спасибо! Я понял.

" На Руси была принята библейская практика: десятина – десятая часть доходов, ежемесячно от всех доходов."

" Так что прейскуранты в наших храмах – вынужденная мера. Мне самому грустно от этого, но я знаю, что в реальности, предложи людям жертвовать сколько хотят, будут бросать в кружку те же 10 рублей. А на эти деньги не оплатишь ни коммунальные услуги, ни хор, ни что-то иное." (из теста https://azbyka.ru/test/cerkov-i-dengi)
 
Сверху