Церковь и душевнобольные

Крещён в Православии
Здравствуйте! Как Церковь относится к больным параноидальной шизофренией? Можно ли посещать богослужения? Участвовать в жизни прихода? Мне кажется, что меня будут стесняться что ли. Где-то читала, что лучше избегать посещения церкви, писал батюшка.
Сама болезнь у меня после 5 лет отступила, сейчас вернулась к обычной жизни.
 
Последнее редактирование модератором:
Дорогая Ксения!
Невозможно однозначно ответить на ваш вопрос, ибо прежде нужно знать симптомы душевного недуга и определить причины его возникновения, а уж потом выбирать лечебную методику исходя из фундаментального принципа «не навреди». «Основы социальной концепции РПЦ» говорят, что психические заболевания есть одно из проявлений греховной поврежденности человеческой природы – это официальное мнение Церкви. Однако, любой психиатр скажет, что часто решающую роль играют индивидуальные биологические и генетические факторы. Шизофрения может быть вызвана множеством факторов окружающей среды, включая стресс, сильные эмоции и разного рода психотравмирующие ситуации. В то же время вера в Бога есть понятие духовное, и материалистическое понимание сущности человека оставляет много неразрешимых вопросов с точки зрения официальной медицины. По-видимому есть много общего между проявлениями шизофренией и религиозным опытом, но часто шизофрения является неким антиподом веры, то есть при шизофрении может произойти такое искажение духовной жизни, при котором само понятие веры теряет смысл. И поэтому не могу полностью согласиться с утверждением священника-психиатра Дмитрия Авдеева, что «вера никогда не приведет к шизофрении». Увы, иногда приводит…

Так, например, в собор, где я некогда служил, пришли работать уборщицами две благочестивые женщины, обе хорошо воспитанные, с высшим образованием. Трудились добросовестно, однако вскоре фанатично увлеклись выявлением антихристианских козней. Стали говорить только о закодированных символах, сомнительных «пророчествах», коварных планах Антихриста и т.п., считая, что ведут интенсивную духовную войну с Мировым Злом. Все их разговоры сконцентрировались не на Христе и Его заповедях, но именно на тех тёмных силах, с которыми они отважно сражаются – вскоре эта их неверная цель стала пунктом назначения. Негативные состояния беспокойства, страха, неуверенности посеяли в их душах неудовлетворённость и желание простых, быстрых и понятных решений - через сражение с иллюзорным внешним, а не внутренним злом. Спустя некоторое время уборщицы в обычных электрических коммутационных коробках нашли «подслушивающие устройства», увидели как «волк выбежал из Царских врат», наконец отвергли Святое Причастие, заметив, как «священники подсыпают в Чашу какой-то порошок», и т.д. Печальный факт остается фактом - их фанатическая одержимость оградиться от сатаны вытеснила из сердца Божию Любовь и надолго закрыла за ними дверь психиатрической клиники.

По-видимому, вера может быть как очень ценным средством в борьбе с с психическим расстройством, так и значительным препятствием для выздоровления. Однако самому больному отличить подлинный духовный опыт от проявления болезни невозможно. В этом требуется помощь квалифицированных и духовноопытных специалистов. Поэтому в «Основах социальной концепции РПЦ» четко говорится о том, что верующий врач-психотерапевт должен предшествовать встрече больного со священником, решая, будет ли полезна религиозная практика. Но даже войдя в храм, нужно долго и упорно искать такого духовника, который хорошо понимает специфику болезни – и, если человек ведет правильный образ духовной жизни под чутким руководством, болезнь не будет развиваться дальше, вера непременно станет источником надежды, и пройзойдет видимое улучшение качества жизни. А когда сознание расщеплено, молиться очень сложно – опытный духовник должен определить меру молитвы сообразно с силой вашей веры. И, дорогая Ксения, ищите храм, где немного людей – тогда священник сможет уделять вам больше внимания, и вы быстрее обретете психическую стабильность. Психическая болезнь - это частный случай греховного повреждения, и главная проблема заключается в адаптации психически больных в обществе, доброе отношение к ним, духовная реабилитация. Важно, чтобы человек нашел свое место в церковной общине. И здесь велико значение близких, окружения и, конечно, доброго и чуткого пастыря.
 
Последнее редактирование:
Сверху