Церковь и учение о Царе-искупителе

Казахстан
Православный христианин
Думаю, многие наслышаны об этом учении, которое представители РПЦ МП и большинство наших богословов признаёт ересью. Но на всякий случай приведу определение:

Царебожие — ересь, последователи которой считают царя Николая II искупителем греха русского народа против царской власти. Все это в корне противоречит христианскому учению: называя царя «искупителем», еретики тем самым не признают достаточным для нашего спасения искупительный подвиг Господа Иисуса Христа. Царебожие является не просто ересью, но и откровенной хулой на Господа нашего Иисуса Христа — Единственного Искупителя всего рода человеческого, в том числе и русского народа. В Священном Писании сказано: «...един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» (1 Тим. 2: 5-6).

Среди царебожников немало людей недавно обратившиеся к православной вере, духовно невежественных. Соблазнительной для таких людей выглядит идея «всенародного покаяния» и последующего восстановления самодержавия, после чего в России жизнь сама собой наладится. Это типичная для сектантов подмена понятий — отказ от внутренней духовной работы и замена ее внешним действием — всенародным (а не личным) покаянием, ожиданием некоего царя, который все магически устроит. Требование последователей этой ереси о повсеместном введении покаянных чинов было осуждено еще в 2007 году Патриархом Алексием II: «…искупительный подвиг один — Господа нашего Иисуса Христа, и сравнивать расстрел императора и его семьи с искупительной жертвой Спасителя невозможно».

Официальный сайт Барнаульской епархии. Осторожно: ересь царебожия! / Анти-Раскол.

Можно, конечно, поговорить о самом учении, но меня как православного христианина больше интересует позиция священноначалия. Сейчас она, как кажется, отрицательная. Но некоторые высказывания наших иерархов в прежние годы очень смущают меня - как и содержание некоторых благословленных ими изданий. Например:

В этом году [в 1998. – А. А.] 17 июля исполняется 80 лет со дня убиения Российского Императора Николая II и членов его семьи. Время всё дальше уносит нас от того дня, когда было совершено это злодеяние. Несколько поколений за это время успело сменить друг друга, но память о совершённом беззаконии, чувство вины за его нераскаянность не изгладились в народе нашем. Убийство Царской семьи – тяжёлое бремя на совести народной, которая хранит сознание того, что многие наши предки, посредством прямого участия, одобрения или безгласного попустительства, в этом грехе повинны. Покаяние же в нём должно стать знамением единства наших людей, которое достигается путём не безразличного соглашательства, но вдумчивого осмысления произошедшего со страной и народом. Именно тогда оно будет единством не по форме, а по духу.

Послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви к 80-летию убиения Императора Николая II и его семьи / Свет Православия в Казахстане № 7 (54) 1998, с. 2. [Под общей редакцией архиепископа Алматинского и Семипалатинского Алексия]

«Русские люди, - пишет архиепископ Серафим (Соболев), - по горькому опыту теперь знают, к каким гибельным последствиям для русского Государства привело их недовольство царской властью, их открытое осуждение Императора Николая II, доброго и православного Царя». Как бы ни сложились дальнейшие судьбы русского народа, он нравственно обязан покаяться в содеянном им или от его имени в 1917 году. Это покаяние должно быть не заявлением политического характера, а настоящей христианской «метанойей» и воздаянием благодарной памяти замученным. Именно такому покаянию способствовало бы провозглашение Церковью в акте канонизации Государя и Его благочестивого семейства как страстотерпцев. Об этом комиссия Священного Синода по канонизации в сущности уже сказала следующими словами: «И жертвы политических убийств могут быть святыми страстотерпцами, так как их убивали как символ Православной Руси».

Не прикасайтесь к помазанным Моим [см. внизу сноску 1] [Материалы комиссии по канонизации святых] / Свет Православия в Казахстане № 7 (54) 1998, с. 9.

Ещё больше приведённых цитат из православной газеты меня удивила книга протоиерея Александра Шаргунова (ныне - известного автора портала "Православие.ру") "Чудеса Царственных мучеников", точнее её первый том (остальные пока не читал). Некоторые выдержки оттуда:

[…] Но яко имея дерзновение велие у Христа Царя, Егоже ради вси пострадаша, моли с ними, да отпустит Господь грех народа, не возбранившаго убиение твое, Царя и Помазанника Божия …

Молитва святому Царю-мученику Николаю Второму // Чудеса Царственных мучеников, том I / Сост. прот. Александр Шаргунов. М.: Хронос-Пресс, 2001 г. – С. 15-16.

Первый сборник «Чудеса Царственных мучеников» был напечатан в 1995 г. В основу книги легли материалы, собранные протоиереем Александром Шаргуновым и прочитанные им в эфире радиостанции «Радонеж». Книга получила благословение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна [одного из известнейших монархистов, среди которых много сторонников "царебожия". - А. А.]. Эта книга была последним изданием, получившим благословение Владыки Иоанна.

ЧЦМ, с. 18.

Грех цареубийства, происшедшего при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян. Будучи преступлением и Божеского, и человеческого закона, этот грех лежит тяжелейшим грузом на душе народа, на его нравственном самосознании.

И сегодня мы, от лица всей Церкви, от лица всех её чад – усопших и ныне живущих – приносим перед Богом и людьми покаяние за этот грех. Прости нас, Господи! [2]

Мы призываем к покаянию весь наш народ… […]

Покаяние в грехе, совершённом нашими предками, [! – А. А.] должно стать для нас ещё одним знаменем единства. […]

Послание Патриарха Московского и Всея Руси АЛЕКСИЯ II и Священного Синода Русской Православной Церкви ко дню 75-летия убиения Императора Николая II и его Семьи. // ЧЦМ, с. 19-21.

Удивительней всего для меня - некоторые из собранных о. Александром свидетельств, которые составляют основное содержание книги. Как-то:

Уже не раз Господь-Промыслитель напоминал о Помазаннике Своём, который, подобно Спасителю мира, пострадал за грех своего народа. Вот и нас, недостойных гостей преподобного Сергия, посетил новый собиратель Святой Руси - Царь-искупитель Николай. Поведать Церкви об этом чудесном явлении нашего Государя считаю своим пастырским долгом.
Иерей Виктор Евсютин.​
ЧЦМ, с. 225.

Мне больно, что до сих пор не прославлены Царственные мученики, и это лежит проклятием на русском народе. Кровь их вопиет к Богу, потому и мы наказаны, и ничего не изменится, пока не принесём покаяния, каждый из нас, верующих, вместе со всей Церковью. И тогда смоется с русских позор и посрамятся все враги наши. И весь Запад со всей своей мерзостью убежит от лица Святой Руси.
Леонид Сакрыкин, г. Самара.​
ЧЦМ, с. 303.

19-го мая 1997 года при выходе из храма я разговорилась с продавцом православной газеты и посетовала на то, что не имею ни иконы с изображением Царя-страстотерпца, ни молитвы. Продавец любезно предложил (бесплатно) тропарь святому Царю-искупителю Николаю.
Драницына Людмила Георгиевна, пенсионер МВД, г. Москва.​
ЧЦМ, с. 338.

Но однажды я слышал, как на проповеди священник с амвона говорил, что надо каяться в грехе Цареубийства, тогда Бог нас простит и помилует.
Вячкин Андрей Витальевич, с. Дивеево.​
ЧЦМ, с. 342.

Напрашиваются некоторые параллели между Николаем II и Христом, так же как между Христом и другими святыми. То, что Христос для всего человечества, то же, в каком-то смысле, - Николай II для России [3]. Русский народ, расстреляв своего Царя, получил, в сущности, то же самое, что получил народ, распявший Христа. Чем не историческая параллель? И это только одна, а сколько их ещё! Христос после первого своего пришествия сказал, что теперь никто не может прийти к Богу-Отцу, минуя Его, Христа. А ещё Христом было сказано, что не будет прощён народ, распявший Его, пока не скажет: "Благословен Грядый во Имя Господне". И мы не будем прощены, пока не прославим нашего Государя, и не вернёмся ко Христу, кроме как через Царя-мученика.
Владимир, г. Тула.​
ЧЦМ, с. 347.

Это только то, что попалось на глаза, когда я наобум полистал книжку (полностью ещё не читал).

Будучи православным христианином, с любовью и уважением отношусь к священноначалию и другим братьям-православным. Не хочу и не могу никого обвинять в ереси, клеймить позором и заушать - напротив, уверен, что большинство смутивших меня высказываний неправильно поняты мною или же неточно сформулированы их авторами. Надеюсь, что знающие посетители форума помогут мне разобраться со всем этим.
_____________________________________________________________________

[1] Кстати, по поводу знаменитой фразы "Не прикасайся к помазанным Моим", которой часто апеллируют к Св. Писанию "царебожники".

«...Не прикасайтесь к помазанным Моим» (Пс. 104:15).

Вышеприведенная строка псалма стала заклинанием в устах «царепоклонников», доказывающих наш с Вами грех, виновность в падении монархии и отречении - казни Царя Николая II.

Что же на самом деле означают эти строки псалма и к кому они относятся? Вот контекст:

«Вечно помнит завет Свой, слово, [которое] заповедал в тысячу родов, которое завещал Аврааму, и клятву Свою Исааку, и поставил то Иакову в закон и Израилю в завет вечный, говоря: «тебе дам землю Ханаанскую в удел наследия вашего». Когда их было еще мало числом, очень мало, и они были пришельцами в ней и переходили от народа к народу, из царства к иному племени, никому не позволял обижать их и возбранял о них царям: «не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла».

По переводу Юнгерова «Никому не позволял обижать их и наказывал за них царей (говоря): "Не прикасайтесь к помазанным Моим и пророкам Моим не делайте зла».

Из этих строк Псалма видно, что речь идет не о царях вовсе. Говорится о первых Ветхозаветных Патриархах - Аврааме, Исааке и Иакове, которые жили намного раньше появления первого царя в Израиле. Именно они названы «помазанниками и пророками».

[2] Ср. с похожей надписью на щите в украинском городе Виннице.

[3] "Надо отдать должное, что они ["царебожники". - А. А.] считают Николая II искупителем не всех грехов, а только «греха неверности дому Романовых»" (Игумен Игнатий (Душеин). Движение «царебожников» - путь к расколу // Анти-раскол). Или проще: "[Царебожники] натурально верят, что Господь искупил всех людей, а Царь отдельно Россию" (Ольга Вик. / Форум диакона Андрея Кураева).
 
Казахстан
Православный христианин
  • Евгений, спасибо за интереснейший материал. Ознакомившись с ним, лишний раз убедился в несовместимости церковного догмата об искуплении всех людей Спасителем - с учением о якобы (со)искуплении русских Царём. Но если в случаях, приведённых Алексеем Михайловичем, наличие глубокого заблуждения кажется очевидным (что, кроме прочего, подтверждает авторитет самого преподавателя СПбПИРиЦИ), то как относиться к приведённым мной выдержкам? Как относитесь к ним вы, Евгений?

    Если не хотите высказываться в адрес священноначалия (что естественно для благочестивого мирянина), то не могли бы вы дать оценку свидетельствам мирян, приведённым в конце моего сообщения? Неужели и эти люди (осознанно или нет) проповедуют "цареискупительную ересь"? Возможно ли такое, учитывая, что каждый из них, как известно, оглашал своё свидетельство перед Крестом и Евангелием?

  • Заметил, что, помимо прочего, автор рекомендованной вами статьи сетует на произвольность, с которой приверженцы учения о Царе-искупителе приписывают ему тот или иной лик святости. Меня это тоже неприятно удивило при чтении книги "Чудеса Царственных мучеников". Прославленный как страстотерпец Царь в некоторых свидетельствах называется то мучеником, то великомучеником, то благоверным, а то и вовсе Святейшим (как Патриарх!) Батюшкой. Невольно вспоминаются слова проф. Осипова о том, "что царь намеревался стать даже... патриархом, но не получил согласия архиереев" (Осипов А. И. О канонизации последнего русского царя, пункт 5).

    Понимаю, что зачастую свидетельства эти пишут простые люди, миряне, не искушённые в церковно-богословских науках. Но разве нельзя было составителю - о. Александру Шаргунову - надлежащим образом отредактировать их, чтобы не смущать православных христиан "искупителем и великомучеником святейшим Царём"?
 

Евгений Ананьев

Супер Модератор
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
....как относиться к приведённым мной выдержкам? Как относитесь к ним вы, Евгений?

Признаюсь честно: глубоко над этим вопросом не задумывался. Мнение мое такое: пострадала семья за грех народа, но никакой искупительной жертвы здесь не было. Думается, что искупительность была по отношению к ним самим.
 
Святая Русь
Православный христианин
Признаюсь честно: глубоко над этим вопросом не задумывался. Мнение мое такое: пострадала семья за грех народа, но никакой искупительной жертвы здесь не было. Думается, что искупительность была по отношению к ним самим.
Я думаю, что даже по отношению к ним самим безвинно умереть недостаточно. Если бы не Христос, то семья страстотерпцев не спаслась бы, даже безвинно умерев за самих себя.

А что касается покаяния за других, то тут бы хоть за самого себя по-настоящему мы покаялись. Мы ведь и за себя как надо не каемся ИМХО

И еще пришла на ум одна мысль. Я думаю, что терпением гражданской войны, репрессий, голодоморов и Великой Отечественной войной народы СССР кровью смыли свою вину за все довоенные грехи. А сейчас мы расплачиваемся уже не за это, а за послевоенное богоборчество (активизировавшееся при Хрущеве) и за вакханалии 90-х: блуд, оккультизм, воровство повальные.
 

Евгений Ананьев

Супер Модератор
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Я думаю, что даже по отношению к ним самим безвинно умереть недостаточно. Если бы не Христос, то семья страстотерпцев не спаслась бы, даже безвинно умерев за самих себя.

Абсолютно согласен! Я имел в виду вот что: искупить грехи своими страданиями. Т.е. по принципу нищего Лазаря, что страдал в этой жизни и не роптал.
 
Православный христианин
Тут может иметься в виду и политическое покаяние. Ведь в СССР смерть царя- позитивное происшествие. Равно как и римским императорам следовало признать, что все мученики были убиты их предшественниками и что это плохо.

Слава Христу!​
 
Сверху