Человек - отдельно, грех - отдельно?

Православный христианин
Добрый день! Богословскую суть отделения человека от его поступков я понимаю, и даже получается следовать этому в обычной жизни (и в отношении других, и в отношении себя) - очень помогает. Но если копнуть глубже, встают вопросы. Вот отделили мы грех, не осудив личность, его совершившую - вроде бы всё гармонично. А как же свобода воли? Ведь это был его выбор - совершить зло, а не добро. ВЫБОР КОНКРЕТНОГО ЧЕЛОВЕКА.

Недавний трагический пример - жестоко убили бывшего коллегу (обычный наемный служащий, семья, двое детей), всё как-то впопыхах, тело быстро нашли, причин никто не понимает, идет следствие, его город "стоит на ушах". И я понимаю, что когда преступник режет живого человека, он в этот момент духовно (скажем так, в Вечности) убивает себя самого. При этом пока преступник жив, есть надежда на спасение при всем нам известных условиях - опять же, если будет на то его воля.

Еще недавний пример на эту тему. Он меня косвенно и навел на эти вопросы. Смотрела один прямой эфир (не буду называть передачу, не важно), был звонок в студию: парень рассказывал, что его отец, долго работая в правоохранительных органах и насмотревшись "дикостей", не может ни верить чужим людям, ни испытывать к ним любовь. Профессиональное духовное выгорание, если можно так выразиться. Не безосновательное, согласитесь?

Мы ежедневно (ежечасно, ежеминутно) распоряжаемся своей жизнью, делаем выбор в сторону добра или зла. Мы сами! При этом нельзя забывать о влиянии злых духов, Божием попущении или прямом вмешательстве. Но несмотря на это, человек один будет держать ответ за всё, что совершил в теч. жизни.

Было бы интересно узнать ваши размышления на эту тему. Возможно ли (и правильно ли) полностью отделять грех от человека? Понимая, что каждый раз - это его личный свободный выбор.
 
Казахстан. Семей
Православный христианин
Возможно ли (и правильно ли) полностью отделять грех от человека? Понимая, что каждый раз - это его личный свободный выбор.
Недавно прочла у Порфирия Кавсокаливита его слова по поводу личного свободного выбора:

Тот, кто тебя обижает, – жертва диавола
«Представь себе, – однажды сказал мне Старец, – что ты спокойно идешь по улице и видишь какого-то прохожего, который тоже спокойно идет по своим делам. Тут из переулка выскакивает хулиган с ножом в руке. Он набрасывается на этого человека, начинает его избивать, таскать за волосы и, наконец, истекающего кровью оставляет лежать на тротуаре. Увидев все это, неужели ты будешь негодовать на этого избитого человека? Неужели ты его не пожалеешь?»

Вопрос отца Порфирия привел меня в замешательство, и я в свою очередь спросил его: «Как же можно гневаться на израненного ближнего, ставшего жертвой хулигана? Такая мысль мне даже в голову не приходит! Конечно, я пожалею его и попытаюсь помочь ему чем смогу». «Итак, – продолжил Старец, – каждый человек, который тебя оскорбляет, вредит тебе, возводит на тебя клевету, так или иначе поступает с тобой несправедливо, является твоим ближним, попавшим в руки злодея – диавола. Видя, что твой ближний поступает с тобой несправедливо, что ты должен сделать? Ты должен ему посочувствовать, пожалеть его и безмолвно обратиться с горячей молитвой к Богу, чтобы Он укрепил тебя в этот трудный час испытания и помиловал твоего брата, который пал жертвой злокозненного диавола. И Бог поможет и тебе, и твоему ближнему. Если же ты так не сделаешь, но разгневаешься на брата, перейдешь на него, так сказать, «в контрнаступление», то диавол, который сидит у него на шее, перепрыгнет и на тебя и будет танцевать на вас обоих».
https://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavsokalivit/tsvetoslov-sovetov/27_1

ПС
Человек, находящийся во власти нечистых сил, лишь условно имеет свободу воли. Но отдать свою волю нечистым - это было его свободное решение.
 
Крещён в Православии
душу человека, как образ Ьожий, заповедано любить, греховный поступок, и греховный образ мыслей человека заповедано ненавидеть, ну а что делать с телом человека, в котором и образ Божий и греховные мысли, и греховные желания и греховные поступки? К телу то грешника согрешающего как относиться?
 
Казахстан. Семей
Православный христианин
затем, что нас учат отделять грех от человека и тем разрушают "триединство"
Извините, но грех в составе человека изначально отсутствовал. ) Так что отделять инородное вкрапление нужно.
 
Православный христианин
))) Ну Вы и вопросы задаёте ... ) Сдаюсь. )
По образу Божьему?
Образ Божий имеет душа - душа человека имеет образ Святой Троицы (ум, слово и дух жизни для своего тела).
Адам был создан по образу Иисуса Христа как сложная ипостась в двух природах (разумной душе и телу) и обладал Божественной благодатью (духом).

Триединство человека, скорее всего, нужно понимать по полноте его природного бытия, именуемое благобытие.

Адам, согрешив утратил полноту своего человеческого бытия, то есть утратил благобытие, которое было восстановлено в Иисус Христе.
 
Православный христианин
Можно ещё так сказать.

Человек триедин по логосу (замыслу) природного благобытия.
 
Православный христианин
ПС
Человек, находящийся во власти нечистых сил, лишь условно имеет свободу воли. Но отдать свою волю нечистым - это было его свободное решение.
Утверждений про условность свободы воли в святоотеческой литературе не припомню... Чтобы вот такой формулировкой... Наоборот, больше про ответственность человека, невидимую брань (как его долг), оставленные ему несмотря на падение праотцов возможности и тому подобное.

Что же касается ненависти к преступникам - нет, я не об этом. Ненависть и жажда отмщения токсичны и разрушительны для любого человека, независимо от вероисповедания. Здесь у меня вопросов нет (не в этой теме, по крайней мере).

Я пытаюсь понять, до какой степени на волю и выбор влияют терзающие душу нечистые силы, а до какой человек сам склоняется в ту или иную сторону. Ведь невозможно представить человека всего лишь "дистанционно управляемым" созданием, от которого ничего не зависит.
 
Православный христианин
Утверждений про условность свободы воли в святоотеческой литературе не припомню... Чтобы вот такой формулировкой... Наоборот, больше про ответственность человека, невидимую брань (как его долг), оставленные ему несмотря на падение праотцов возможности и тому подобное.

Что же касается ненависти к преступникам - нет, я не об этом. Ненависть и жажда отмщения токсичны и разрушительны для любого человека, независимо от вероисповедания. Здесь у меня вопросов нет (не в этой теме, по крайней мере).

Я пытаюсь понять, до какой степени на волю и выбор влияют терзающие душу нечистые силы, а до какой человек сам склоняется в ту или иную сторону. Ведь невозможно представить человека всего лишь "дистанционно управляемым" созданием, от которого ничего не зависит.
Прошу посмотреть ссылку на Точное изложение Православной веры. Книга 2.
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Da...enie-pravoslavnoj-very/2_24#sel=206:1,211:159
Глава 24 (38). О добровольном и невольном
 
Православный христианин
Вот пример из личного опыта. Я человек вспыльчивый, гневливый. Помимо всего прочего. Всю жизнь с этим борюсь. И когда возникает ситуация, провоцирующая меня на резкие слова в адрес другого человека или поспешные неправильные действия, всегда есть время на принятие решения. Хоть секунды, но есть. Сдержаться или поддаться злу - и его (зло) своим текущим поступком приумножить. Я в таких случаях почти физически чувствую, как зло мощно накатывает и нужно решить, дать ему ход или нет - проявить волю, сделать выбор. А кто-то решает, пырнуть ли человека ножом. Каждый сам устанавливает границы, до которых он готов впустить в себя тьму. И человек - не безмозглая игрушка в руках бесов, хотя их влияние велико. Считаю нормальным не чувствовать умиления к убийце, например. И вообще сторониться людей, способных на насилие. Детей же мы оберегаем, а не говорим "все люди хорошие, можете ходить ночью в плохом районе". Или ограничить со мной общение, если я обошлась с кем-то плохо. Человек и его поступки всё-таки составляют одно целое в моем понимании... И это целое потом предстанет на Суд.
 
Последнее редактирование:
Россия
Православный христианин
Было бы интересно узнать ваши размышления на эту тему. Возможно ли (и правильно ли) полностью отделять грех от человека? Понимая, что каждый раз - это его личный свободный выбор.
Вобще насколько я понимаю такие рассуждения идут в контексте осуждения. Ну тоесть мы должны осуждать не человека, а грех, поступок, который он совершает. Но вину за него это естественно не снимает и он будет отвечать за него здесь перед обществом, там перед Господом. Так что никакого парадокса здесь нет. Это как болезнь. Она не часть человека, но в нем.
 
Православный христианин
Вобще насколько я понимаю такие рассуждения идут в контексте осуждения. Ну тоесть мы должны осуждать не человека, а грех, поступок, который он совершает. Но вину за него это естественно не снимает и он будет отвечать за него здесь перед обществом, там перед Господом. Так что никакого парадокса здесь нет. Это как болезнь. Она не часть человека, но в нем.
Вот да, "отделяй грех от человека" - некий прикладной инструмент христианина, помогающий не судить.
 
Православный христианин
Вот да, "отделяй грех от человека" - некий прикладной инструмент христианина, помогающий не судить.
Это хорошее подспорье в отражении нападок бесов прежде всего для самих себя, если даже не брать во внимание наши взаимоотношения с людьми. Так нас самих бесы не могут увлечь, потому что мы не осуждаем человека, злоба нас самих не захватывает. Даже для себя, любимого, полезно так рассуждать - люби человека, грех ненавидь.
Тоже вспыльчивый был, иногда приходилось применять силу, всегда находил оправдание, но сейчас вспоминаю и понимаю, что можно было и мирно хотя бы попробовать решить понастойчивее, не кидаться в драку и еще потерпеть. Раньше душила злоба на людей, хотел им побольнее сделать и хоть даже оправдано дрался, но как то со злостью на людей. Сейчас стараюсь отделять грех от человека. Все равно считаю, что иногда применить силу оправдано. Но почему то перестал попадать в такие ситуации, где можно оправдано применять силу. Надо сказать еще что просто везло, не нарывался на пистолеты, на бойцов-профи, так вспоминаю, мог и нарваться, Господь уберег.
 
Казахстан. Семей
Православный христианин
Человек и его поступки всё-таки составляют одно целое в моем понимании... И это целое потом предстанет на Суд.
Грех воспринимается неотделимым от конкретного человека, если он видимо упорствует в нём, и осознанно выбирает путь зла.
Всё же, со временем, научаешься отделять человека, как образ Божий от согрешений этого человека, особенно, когда не можешь преодолеть свои собственные грехи. Себя то ведь не воспринимаешь как единое целое с грехом или с греховной страстью. Воспринимаешь, греховный помысел как бесовское наваждение. Человек волен в выборе: держаться до последнего вздоха и молить Бога о помощи, или сдаться, уступить бесовскому прилогу. Именно борьба с помыслами помогает расставить по местам представления о добре и зле.
 
Сухуми,Грузия
Православный христианин
Когда я умру с кучей грехами,меня от грехов будут отделять?например я умер в блуде,я в вечности буду мучатся за грех блуда или я как образ Божий получу освобождение от грехов?
 
Сверху