Чем отличается спасение от помилования?

Челябинская область
Православный христианин
Отец Ианнуарий, ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Чем отличается спасение от помилования? Есть ли различие?

16 Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.
(Рим.9:16)

В то же время Иоиль говорит, что каждый, кто призовет имя Господне спасется.
32 И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь.
(Иоил.2:32)

В послании к Евреям и Апокалипсисе дается такой образ спасения, как сослужение в Небесной Скинии. Но как я понимаю, это высшая награда необыкновенным праведникам.
А помилование это что?
 
В согласии со своей принципиальной богословской установкой апостол Павел утверждает, что спасение зависит не от дел человека, а «от Бога милующего». Более того, апостол считает греховным заблуждением предъявлять Богу какие-то счета за свои «дела праведности». «Кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?» (Рим 11,35). Бог никому ничего не должен. Он, – если говорить о Боге как об Отце, – просто любит. А если говорить о Нем в юридических терминах как о Судии, – наказывает или милует. Наказывает отвергающих Его и Его любовь, проявленную к людям через Его Сына, и милует тех, кто Его любовь с благодарностью принимает. Спасение – результат помилования грешников: ведь «все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Рим 3,23-24). Вот это «оправдание даром» и есть помилование.
В контексте пророчества Иоиля о страшном дне Господнем («ибо наступает день Господень, … день тьмы и мрака, день облачный и туманный», «день Господень, великий и страшный» (Иоиль 2,1-2.31)) спасены будут те, кто обратится к Господу и исповедует Его как Бога Единого. Это спасение включит в себя всех, «кто призовет имя Господне» (2,32), то есть всех, кто присоединится к вере Израиля. В книге Деяний апостол Петр в своей речи в день Пятидесятницы основательно цитирует пророка Иоиля (Деян 2,16-21), толкуя его в типологическом смысле, как обетование «всякой плоти» (Деян 2,17; Иоиль 2,28), а не только Израилю. Это – обетование спасения «всем дальним» (Деян 2,39), иными словами, не-иудеям, которые обращаются к Иисусу как к Господу.
Но вот на что я хотел бы обратить ваше внимание: когда вы сопоставляете ветхозаветные (пророк Иоиль) и новозаветные (апостол Павел) тексты, не надо забывать о принципиальной разнице в понимании спасения в этих двух принципиально разных, хотя и связанных между собою, частях Священного Писания: ветхозаветной и новозаветной. Спасение для иудея представлялось уже в этом мире. Оно должно произойти в веке сем. В Новом Завете спасение – новое творение, начавшееся в Воскресении Иисуса Христа. Вот оно-то и представлено в разнообразных символах в Апокалипсисе, о которых здесь было бы слишком трудно распространяться. Да, спасение иногда изображается как награда. Это мы встречаем не только в Апокалипсисе, но и у апостола Павла (см. 1 Кор 3,14; 9,24). Но при этом мы не должны отвлекаться от символического (Апокалипсис) или красочно-метафорического (апостол Павел) контекста. Не стоит относиться к тестам Писания буквалистски. Это может привести к опасным заблуждениям.
 
Сверху