Когда молитва идет, то она как бы течет, не встречая препятствия, словно дышишь ей, она выплывает изнутри, и ты можешь слушать ее.
Вы видимо человек эмоциональный и вы слишком привязались к первоначальным ощущениям, которые для вас стали как наркотик, который больше не действует. Есть этому определение в Православии - прелесть. Попробуйте не молитву, а служение. Возьмите Часослов и служите дома, келейно 3-й и 6-й часы (не забывайте при этом включить тропари и кондаки дня, святым или празднику). А в воскресный день к этому хорошо бы добавить и Изобразительные. Это будет ваша служба Богу. Такое служение - это жертва вашего времени Богу. Это не молитвенные воздыхания "от души", здесь не должно быть никаких чувств, тексты где-то пропеть (выучите простейший 4-й глас), где-то монотонно проговорить. Здесь вспоминается один совет, попавшийся мне в "самиздатовских" рекомендациях "Как правильно читать Псалтирь", который сильно повлиял на мои чтения - поначалу я тоже старался вкладывать в молитву свои чувства, совет звучит так: "...Псалмы читаются монотонно, без выражения, чуть нараспев — бесстрастно, т.к. Богу неприятны наши греховные чувства. Чтение псалмов и молитв с театральным выражением приводит человека к демонскому состоянию прелести...". Я вспомнил как читают обычно молитвы монахи и монахини, как обычно пропеваются псалмы и применил это, и к молитве в том числе. Благодатные воздействия от молитвы ощущаются уже к середине службы мирским чином, ты буквально чувствуешь что это правильно, что так и надо. Тоже самое и на молитве, единственное - некоторые читаю с чувством, к
Богородице, например, а к Господу - монотонно. Иногда всё монотонно, зависит от внутреннего состояния. Если молитва не идёт - воспринимайте утреннее и вечернее правило как службу и читайте монотонно, в определённый момент слова молитвы совпадут с вашей потребность именно этими словами выразить своё состояние - тогда читайте от души. И не нужно привязываться к ощущениям вроде "она как бы течёт", думайте только о покаянии, там где слова молитвы об этом, или благодарности, где о ней. Вы испытываете эти чувства? Мне, например, первые пару раз обременяло читать "Правило ко Святому Причащению" и после него, а сейчас в радость, потому что всё то, что я хотел бы сказать сам, моё покаяние и моя просьба ко Господу сделать причастникам Его Таинств - всё содержится здесь, ничего придумывать не нужно. Каждое слово находит отклик в душе. Покаяние, восхваление, просьба и благодарение - вот суть-содержание всех молитв. Если вы испытываете эти чувства в душе, то проблем с чтением молитв быть не должно.
P.S. Уже после увидел ваше сообщение о вашей чрезмерной занятости, но сути сказанного не меняет - служите только 3-й час, или 1-й, если рано встаёте.
Мне думается это очень опасный подход к молитве - ожидание, стремление к некоему контакту, или эмоциональным переживаниям. Их анализу - сухое молитвословие, или горячая молитва и пр. В Житиях полно примеров того, как это плачевно заканчивалось для подвизающихся таким образом. Молитва это наш труд, по слову Христову ("Непрестанно молитесь"), а правило - "кнут (из Св.Отцов цитата) которым себя нужно гнать на молитву". Даст Бог на сердце что-то во время молитвы - воспринимаем как недостойные. Труд. Духовный труд. О каких переживаниях можно вести речь. Возможно это у вас остатки "эзотерических забегов". Бог в помощь.
Золотые слова, обратите внимание. Хоть вы и возразили, постарайтесь обдумать это в течении некоторого времени, возвращаясь несколько раз к этому совету.
Судя по описанному вами здесь личному опыту, вы вели борьбу с бесом и, судя по всему, преимущество сейчас не на вашей стороне. Вы когда пытаетесь молиться дрожь "изморозью" по спине и затылку иногда ощущается? Священник служил чин, на котором вы отказываетесь от своих экзотерический воззрений? Что-то подобное должно быть в церкви. Если нет, то обязательно узнайте, что и как, поспрашивайте на форумах.
Обращает на себя внимание ваш акцент именно к утреннему и вечернему правилу как к "зеркалу" вашей состояния души, которое перестало "отражать" его. Есть и другие молитвенные правила и смысл их не в том чтобы выразить себя Богу, а в том что вы служите таким образом Богу. Например, Богородичное правило - 150 раз "
Богородице Дево", какие здесь "воздыхания" (прошу прощение за частое употребление этого слова, это образное описание)? Просто читается с чувством радости и всё. Или например, рекомендации в дореволюционных книгах для тех кто не умеет читать Псалтирь или не смог посетить службу в церкви - 300, 600, 900, до 1500 доходит и более раз в день прочитать Иисусову молитву. Эти факты нам наглядно демонстрируют что молитва - это не обязательно воздыхания, это ещё и труд.
Есть ещё один универсальный вариант молитвы, словами старца Иеронима Санаксарского: - На жалобы батюшка отвечал: - Читай Псалтирь! - Батюшка, в семье большие ссоры. - Читай Псалтирь. - Батюшка, на работе неприятности. - Читай Псалтирь!
Или ещё про Псалтирь история: приходит к батюшке прихожанин и жалуется, что вот мол, батюшка дал ему задание читать Псалтирь, а ему ничего в псалмах непонятно. - Ничего, ответил батюшка, - ты не понимаешь, зато бесы всё понимают.
К этому могу только добавить совет который прозвучал здесь - начать заучивать некоторые псалмы. Именно, когда их заучиваешь полностью раскрывается глубина и красота текстов. Начните, например, с защитного правила схиархимандрита Виталия (Сидоренко) - Псалмы 90, 50, 26, в начале и между Псалмами "
Богородице Дево", с предначинательными и завершительными молитвами, перед псалмами "Приидите поклонимся". Это коротко по времени и полезно как защита в наше непростое время.
90-й псалом - это вообще сила! Я испытываю похожие нападки, про которые вы писали - после молитвы, всю ночь безсонница, а под утро накрывает шумом в ушах и парализует тело, только этим псалмом и спасаюсь, причём один раз дошло до физических ощущений - успел полупроснуться до нападения и сразу, ощущая его присутствия, начал читать псалом. На третьем прочтении вдруг почувствовал что из под меня что-то плотное шарахнулось в левую сторону с грохотом, после чего отпустило. Этот маленький опыт убедил меня в двух вещах - первое, не спроста старцы рекомендуют молитву читать три раза, и второе - в молитвенное правило обязательно должно содержать псалом (или псалмы). В вечернем правиле, между прочим, их нет.
Ну и в завершение, другая поучительная история, которая попалась мне при поиске источника истории "зато бесы всё понимают":
«Преподобный старец Варсонофий рассказывал своим ученикам о том, как старец Макарий учил проходить Иисусову молитву:
«В Оптиной при батюшке отце Макарии был один инок, часто приходивший за советом к старцу, по-видимому, с искренним желанием исправления. Старец сказал ему, что ближайший путь к усовершенствованию есть непрестанная Иисусова молитва.
– Отчего же именно эта молитва, батюшка, – возразил инок, – ведь о ней ничего в Евангелии не сказано.
– А ты читаешь Евангелие?
– Как же, каждый день по главе.
– Ну, если читаешь, то должен помнить слова Спасителя: «Именем Моим бесы ижденут»
(Мк. 16, 17).
– Помню, помню эти слова! Значит, они и сказаны о молитве Иисусовой?
– Ну, конечно, в этой молитве и призывается имя Иисусово.
Инок начал говорить молитву Иисусову. Через некоторое время приходит он опять к отцу Макарию с печалью.
– Ну что, брат? – спрашивает старец.
– Прохожу, отче, Иисусову молитву, но какая может быть от нее польза, если я произношу ее только устами, сам не понимая, что говорю, ум все бегает в сторону.
– Ты не понимаешь, – возразил старец, – зато бесы понимают и трепещут. Успокойся, брате, и по силе продолжай молитву.
Прошло немного времени после этой беседы, и инок приходит к батюшке. С радостью он сообщает, что Иисусова молитва открывает ему тайны Божии. Старец возразил ему:
– Не обращай внимания и не придавай этому значения.
Вскоре опять инок сообщил отцу Макарию о тех духовных дарованиях, которые дает молитва Иисусова, и снова старец запретил ему придавать этому значение.
Другим же отец Макарий сообщил, какой великой милости Божией сподобился брат в такое короткое время. Ему возразили, что вот такой-то много лет совершает Иисусову молитву, а откровений не имеет. Отчего это?
– От недостатка смирения. Сам Христос кроток и смирен сердцем. С приобретением смирения мы достигаем полного спокойствия душевного»