Чистота сердца

Крещён в Православии
Если атеист мгновенно принимает решение отдать свою жизнь ради другого человека , значит ли это что он попадёт в РАЙ ? Потому что чистота его сердца позволяет это (войти в РАЙ) , так как в нём нет той грязи которая мешала бы совершить этот героический поступок , не смотря на то что он не верил в БОГА и не участвовал в таинствах ЦЕРКВИ ? Спасибо .
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Импульсный поступок может говорить о многом. В данном случае, что у человека есть любовь к ближнему, но возможно только к этому ближнему, а не к другим... посмертную УЧАСТЬ скорее определяет его навыки, привычки повседневные, то как он реагировал на проявления окружающих, умел терпеть или нет. Проявлял жалость. Ставил свои интересы выше других или нет.
 
Православный христианин
Атеист не попадет в рай.

Иоан.3:18
Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.
 
сомневающийся
Если атеист мгновенно принимает решение отдать свою жизнь ради другого человека , значит ли это что он попадёт в РАЙ ? Потому что чистота его сердца позволяет это (войти в РАЙ) , так как в нём нет той грязи которая мешала бы совершить этот героический поступок , не смотря на то что он не верил в БОГА и не участвовал в таинствах ЦЕРКВИ ? Спасибо .
Я думаю да.
"Нет больше той любви, как если кто положит жизнь за друзей своих."
 
Крещён в Православии
У благоразумного разбойника, во время его разбойничьей жизни, сформировались совсем другие навыки... Однако он вошёл в рай. Значит дело не в навыках...
Здравствуйте Сергей. Конечно с разбойником не все так однозначно как мы думаем. Его восшествие в рай ломает многие стереотипы. Я столкнулся с этим вопросом когда размышлял на тему рождения с выше. Веде по всем понятиям преподаваемым он не должен был туда попасть да и спонтанная покаяние тоже не открывает эту дверь, да и само покаяние не может быть мгновенным. Но больше всего меня заинтересовал вопрос как он понял что перед ним Бог?
Если вам будет интересно я поделюсь своими выводами. Буду рад комментариям да и если поправите буду благодарен.

Да с было бы уместно поговорить о разбойнике, распятом на Голгофе возле Иисуса. Ведь у него не было время для того чтоб осознать себя грешником, тем более для того чтоб обозначить в себе каждый грех для искоренения, исповедания. Да и утверждать, что у него была вера в Христа тоже нельзя«Итак вера от слушание, а слышанное от слова Божия.»(рим10:17). Вряд он слышал хоть одну проповедь Иисуса.Да на тот момент даже и ученики, которые ходили с ним вряд ли понимали что происходит. Как бы там не было в писании нечего не сказано о том, чтобы он, слышал проповеди Христа. Или где ни будь с ним встречался. Ну а что тогда это «И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда придёшь в Царствие Твое!»(Лук23:42)? С этих слов можно понять, что он знает о Царстве и почему он называет Иисуса Господом, если они не встречались? Да без спорно он знает о Царствии знания о Боге у него есть и даже страх Божий. «Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же?»(Лук23:40). Может он все же видел Христа, где ни будь, всё же слышал его проповеди.

Да всё о чём сказано выше это всё в нём есть. Страх Божий, знания о Царстве, о пришествии Миссии. Но это все на уровне простого гражданина Израиля. В то время даже наверно любой еврейский подросток знал о Боге, ждал Миссию и хотел войти в Его Царство.

Но в нем есть нечто большее, приобретённое не за одно мгновения, не за один миг озарения. Это нечто большее выстраданный, вырешенный в слезах в обличениях, некогда зачатый Духом плод покаяния. «и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал.»(Лук23:41) Мы осуждены справедливо, что это не покаяния, а если взять во внимание где он произнесено то без спорно это достойный плод покаяния.

Вы знаете, что девяносто девять процентов осужденных, зато ли иное преступление считают себя не виновными. А если даже и соглашаются, с какими не будь обвинениями в их сторону то все равно считают себя не справедливо осуждёнными.И вряд ли вы найдете того кто скажет «и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли,». И будет безропотно переносить тяготу наказания. Тем более осуждённые на смерть.В основном они считают, что какое-бы не было совершённое ими преступление, оно не стоит того что б у них за него забрали жизнь. Тем более те, которые в той или иной мере служили для её насыщения. Для насыщения их плоти для наслаждения страстей. И что самое интересное не когда не поверят, если кто скажет, что осуждён не за что. И даже потом насмехаются над ним. Делай, что ни будь, подай жалобу, поменяй адвоката, вырази недоверия судье.Но, в общем спасайся. Всё как две тысячи лет назад. «Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас.»(Лук23:39)

Да кого же мы видим на кресте? Разбойника да, но помимо всего человека покаявшегося, исповедующего, видевшего свою греховность, осознающего каждый свой грех, достойное по делам нашим приняли, говорит он на кресте. Он безропотно принимает наказание за содеянное. Кроме этого мы видим человека,полностью поменявшего образ своих мыслей. «Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас.Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же?»(Лук23:39-40) Два одинаковых человека и осуждены на одно, а какое разное сознание.

Интересно: покаяние,Греческое слово «метанойя», которое в оригинале Нового Завета, означает буквально «передумать», а смысл этого понятия — «изменение сознания». Этим словом передается нечто большее, чем просто процесс умственной деятельности, здесь подразумевается намеренное «обращение», в котором участвуют сердце, воля и сознание; это «изменение образа мыслей».игумен Петр (Мещеринов)

И перед нами предстаёт человек, прежде всего осознавший свои преступления перед людьми, грехи перед Богом. И хорошо понимавшего, что даже смерти для и их искупления будет мало.Можно с уверенностью сказать, что этот процесс, свершился не за один миг. И наверно если бы вот момент рядом с ним был, растят кто-то другой, вряд ли он повел бы себя по-другому.И замете видя перед содой Бога, он не просит у него ни прощения, ни спасения, считая себя не достойным этого.Его смирения и кротости хватает только на то что бы просто сказать « помяни меня, Господи, когда приедешь в Царствие Твое!(Лук23:42)»

Да и как глубоко заблуждение тех, которые говорят, разбойник одним покаянием вошёл в Рай. И мы так покаемся на смертном одре и восхитим Царство Божие. А сейчас живем, как хотим. Не понимают что для покаяния и исповедания порой даже жизни мало. Чему и свидетельствуют прошения святых на их могилах.

Да остаётся один не большой вопрос, почему разбойник называет Иисуса Господом? Ведь они не когда не встречались и проповеди Христа он не слышал?Не знал даже что ходил пророк по Иудеи, который оживлял мертвых, лечил прокажённых изгонял бесов.Об этом может он и слышал он здесь дело совсем в другом. Ведь и другой разбойник говорит «если Ты Христос, спаси Себя и нас.» Что он тоже верит что он Господь или знал Его, может, слышал его проповеди. Здесь свою роль сыграл совсем другой фактор.

Что было написана над головой Иисуса?И была надпись вины Его: Царь Иудейский.(Мк15:26)Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски.Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский.(Ин19:19-21). Наверно стоит рассмотреть эту надпись по подробней. Была надпись вины Его. Да встречались ли случаи до этого или после этого, чтоб казнили, кого ни будь за то, что он Бог?Да конечно можно предположить, что надпись как-то повлияла на решения разбойника. И если разобрать значения каждого написанного слова на тех языках, на каких они были написаны. Становится понятным возмущение первосвященников. Но при всём при этом, « Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города,» и у большинства она вызывала насмешки «И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий.»(Лук23:35)

И всё же почему, только один из многих признаёт Иисуса Господом? И именно тот, который не когда его не видел и как следует из текста, надпись тоже не произвела должного значения на его решения. Как же он понял, что перед ним Господь? Как увиделв этом распятом, избитом, униженном человеке Бога?

Можно много рассуждать над этим вопросом выдвигать разнообразные версии, но на него дал ответ сам Иисус Христос « Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.»(Мф5:8) И можно с уверенностью сказать вот как разбойник увидел Господа. Можно спорить, на сколько он у нег было чистым. Но результат говорит сам за себя«И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.»(Лук23:43)

И пусть он не принял присягу водным крещением, у него не было время на осознания дара веры. Но у него было нечто другое, приобретённое не за одно мгновение и не за миг озарения, это тот достойный плод покаяния, о котором говорит Иоанн « метанойя» переосмысленное измененное сознание. Чистое сердце он был блажен, то есть угодный Богу. А сердце наше скорей всего очищается при покаянии.

Да и он проявил на кресте ещё одно качество, которое мы не отметили. Кто смог бы на эшафоте унимать другого? Наверно вряд ли и подумаешь об этом, когда в глаза смотрит смерть. Там наверняка другие мысли. Люди теряют сознания, седеют на глазах, когда только заслышат приговор о смертной казни, а некоторые даже сходят с ума, хотя они и ещё имеют надежду на помилования. А вися прибитым на кресте не имея не кой надежды испытывая ужасную боль зная, что сейчас жизнь, оставит тебя. И видеть то что, кто то что-то говорит на кого-то и начинать его унимать в чем-то переубеждать. «Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же?

«и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал.(Лук23:40-41)»На это способны наверно только чистые сердцем миротворцы и по этому они нарекаются сынами Божиими. «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.»(Мф5:9)А почему другие не увидели в Иисусе Господа Он тоже на это дает убедительный ответ.«Ибо огрубело сердце людей сих, и уши с трудом слышат, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся чтобы Я исцелил их»(Мф13:15).
 

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Я думаю да.
"Нет больше той любви, как если кто положит жизнь за друзей своих."

По такой же логике, как сказано в Библии: "...велика Артемида Ефесская"! и "Нет Бога".

У благоразумного разбойника, во время его разбойничьей жизни, сформировались совсем другие навыки... Однако он вошёл в рай. Значит дело не в навыках...
См. Благоразумный разбойник.
 
сомневающийся
Здравствуйте тезка! Да, перемена ума - метанойя, смирение как следствие глубокого раскаяния... Видимо Великий Сердцевед видел, что разбойник готов к этому и дал ему родиться свыше, заодно преподав урок фарисеям всех мастей, прошлых и нынешних...
 

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Если атеист мгновенно принимает решение отдать свою жизнь ради другого человека , значит ли это что он попадёт в РАЙ ? Потому что чистота его сердца позволяет это (войти в РАЙ) , так как в нём нет той грязи которая мешала бы совершить этот героический поступок , не смотря на то что он не верил в БОГА и не участвовал в таинствах ЦЕРКВИ ? Спасибо .
Самопожертвование не синонимично чистоте сердечной, это разные понятия. См. о чистоте сердечной: https://azbyka.ru/o-zapovedyax-blazhenstv#6a
 
Крещён в Православии
Здравствуйте тезка! Да, перемена ума - метанойя, смирение как следствие глубокого раскаяния... Видимо Великий Сердцевед видел, что разбойник готов к этому и дал ему родиться свыше, заодно преподав урок фарисеям всех мастей, прошлых и нынешних...
Вы знаете меня вопрос о рождении свыше в своё время поставил в тупик. Тем более задан он был братом служителем. Звучал он " рожден ли я с выше". Да дискуссия была долгой и не завершилась однозначно. Но все равно был вопрос, а это для меня больше чем ответ. Тем более я его себе не когда не ставил. Считал это само собой свершимся фактом.
 
Православный христианин
А зачем задаваться вопросом, который исключительно в компетенции Бога? Или мы больше Антония Великого? Я не могу участвовать в обсуждении, так как суд не принадлежит человеку. Вы Богу хотите помочь?
 
Крещён в Православии
А зачем задаваться вопросом, который исключительно в компетенции Бога? Или мы больше Антония Великого? Я не могу участвовать в обсуждении, так как суд не принадлежит человеку. Вы Богу хотите помочь?
Согласен смотреть в глаза и спрашивать брата близнеца от одной ли мы матери глупо. Но принадлежишь ли ты семье или это знать нужно. Да и родителей тоже надо знать, не отворачиваться от их помощи. А Богу я могу помочь только в своем спасении протянуть ему руку с ямы. В остальном я бы рад но пока мал ещё. Даже подгузник не в силах самостоятельно поменять. А рассуждать я могу на любую тему. Правда о судах Бога не знаю не чего. Да Он и не судья, Он любовь. А любовь судьёй быть не может. Так что вы правы о судах Бога разговор пустой.
 
Если атеист мгновенно принимает решение отдать свою жизнь ради другого человека , значит ли это что он попадёт в РАЙ ?
Атеист не попадет ни в рай, ни в ад, потому что ни в то, ни в другое не верит.
 
Крещён в Православии
Конечно с разбойником не все так однозначно как мы думаем. Его восшествие в рай ломает многие стереотипы. Я столкнулся с этим вопросом когда размышлял на тему рождения с выше. Веде по всем понятиям преподаваемым он не должен был туда попасть да и спонтанная покаяние тоже не открывает эту дверь, да и само покаяние не может быть мгновенным. Но больше всего меня заинтересовал вопрос как он понял что перед ним Бог?
Если вам будет интересно я поделюсь своими выводами. Буду рад комментариям да и если поправите буду благодарен.
Мир Вам! Вы очень правильно, на мой взгляд, представили известное Библейское повествование о раскаявшемся разбойнике, взывающем ко Христу о спасении. У меня нет никаких возражений относительно Вашего толкования, все четко и рассудительно. Хотелось бы просто поделиться своим пониманием этой ситуации, которое принципиально не расходится с Вашим. Свои соображения по этому поводу я как раз два года назад излагал при прохождении обучения на Православном Интернет Курсе (ПИК). Возражений со стороны преподавателей не последовало... Позволю себе сделать "копипаст" своего же сообщения из ПИК.
Разбойник, распятый рядом с Иисусом, обратился к Спасителю: «И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23:42-43).
Бытует мнение, что разбойник ВСЕГО ЛИШЬ ПОВЕРИЛ Иисусу, как Всемогущему Спасителю, и обратился к Нему с упомянутой просьбой. При этом, похоже, разбойник не совершал никаких действий и лишь по его вере был взят Христом в рай. Однако, по-моему, разбойник совершил самый главный АКТ своей жизни – он РАСКАЯЛСЯ. Можно всю жизнь каяться и каждый раз возвращаться «на свою блевотину», так и не совершив достойный плод покаяния. Образно говоря, можно пытаться снять с себя свои «греховные одежды», можно «расстегивать пуговицы», однако вновь и вновь их «застегивать» (приходить на исповедь с желанием раскаяться, но в дальнейшем повторять все заново). РАСКАЯНИЕ же – это однозначное решение не возвращаться к прегрешениям, это ПЕРЕХОД в осознанное «состояние невозможности грешить», что, собственно, и представляет собой ДОСТОЙНЫЙ ПЛОД ПОКАЯНИЯ. Тут следует понимать, что «покаяние» (поскольку слово «каяние» какое-то неудобоваримое) – это процесс, который должен завершиться достойным плодом-раскаянием. ИМЕННО РАСКАЯНИЕ - ЭТО ДОСТОЙНЫЙ ПЛОД ПОКАЯНИЯ. Покаяние можно представить как процесс осознания своих прегрешений, в которых мы признаемся перед Спасителем, каждый раз излагая их на исповеди. А вот раскаяние я бы представил себе как осознанность, т.е. как состояние, в которое раскаявшийся грешник полностью перешел через "метанойю". Такое состояние было бы правильнее назвать раскаянность, но это слово, по-моему, редко употребляется, хотя старец Савва (Остапенко) говорит: «Искренняя раскаянность – это и есть начальная степень святости, а хладнокровность, равнодушие – удаление от святости, умирание вне Бога", см. "Старец Савва о покаянии и исповеди", https://nasledie77.wordpress.com/2013/11/06/старец-савва-о-покаянии-и-исповеди/ .
Мы же перманентно находимся в зыбком состоянии – «возможность не грешить», что, как я уже упоминал, совершенно не исключает переход в состояние «возможность грешить». Разбойник принял окончательное решение – не грешить, и если предположить, что он вдруг вернулся бы к прежней жизни, то с достаточной степенью уверенности можно утверждать – этот бывший преступник духовно стал совсем иным человеком. Именно такое состояние, кардинальное духовное изменение (метанойю) увидел в нем Спаситель. Это, повторюсь, было главное решение в жизни разбойника, его «ГЛАВНОЕ ДУХОВНОЕ ДЕЛАНИЕ». После ВНУТРЕННЕГО искреннего раскаяния (ведь он ни перед кем, кроме Иисуса, не исповедался!) этот разбойник увещевал второго злодея: «…унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам приняли, а Он ничего худого не сделал.» (Лк.23:40-41). Следует обратить внимание на то, что эти слова были одновременно и внутренним раскаянием, и проповедью, обращенной ко второму преступнику. Тут явно прослеживается глубокая вера разбойника и его действия, «дела», порожденные верой, – раскаяние и проповедь. Очень короткое изречение-проповедь произнес раскаявшийся злодей, но для Христа главное не количество слов, а сердечное, душевное состояние кающегося.
Ведь у него не было время для того чтоб осознать себя грешником, тем более для того чтоб обозначить в себе каждый грех для искоренения, исповедания.
Здесь уже не "копипаст". Я бы сравнил процесс покаяния с разжиганием костра. Если дрова сырые и к тому же весьма плохо подготовлены, то такой костер довольно сложно разжечь, даже применив сухие щепки для разжигания - потребуется довольно много времени, чтобы огонь разгорелся. В то же время, если дрова сухие и хорошо подготовлены, то костер может вспыхнуть практически мгновенно (так мгновенно, к сожалению, вспыхивают лесные пожары). Тут тление щепок для воспламенения костра и сырые дрова можно сравнить с нашим подходом к покаянию - мы в своей духовной неподготовленности с великим трудом пытаемся совершить достойный плод покаяния и перейти в состояние раскаяния (раскаянности), т.е. мы как бы "медленно тлеем" в своем покаянии и никак не можем "вспыхнуть" истинным раскаянием. В то же время есть люди, у которых душа всецело настроена на восприятие Слова Божия. Они мгновенно "вспыхивают", если можно так сказать, в своем несокрушимом убеждении в истинности Слова Божия и духовно воспламеняются практически "без тления". Так без всякого видимого покаяния-тления пришли к Христу Его самые близкие ученики. Очевидно пребывая в непосредственной близости к Спасителю именно "чистые сердцем" люди безоговорочно оставляли все и шли за Иисусом. А Христос именно по чистоте сердца выбирал себе ближайших спутников. Он, будучи Словом Божьим, Своим присутствием как бы возжигал в душах всех людей искру Божьей Любви. У одних людей от этой искры мгновенно разгоралось неугасимое пламя любви и веры (Апостолы); у других пламя разгоралось медленнее, и хотя горело неугасимо, однако все-таки не так ярко (Иосиф из Аримафеи, Никодим); у некоторых пламя, вспыхнув, быстро угасало (ученики, которые отошли от Спасителя); а кто-то просто не почувствовал искру Божию, пребывая "в состоянии сырых дров" (большинство иудеев, которые общались с Христом, но не приняли Его).
К чему я веду. Очевидно, разбойник, пребывая рядом с Иисусом, принял от Спасителя искру Любви и, ощущая себя на краю гибели, безоговорочно и безвозвратно раскаялся, тем самым очистив свое сердце. А другой разбойник хотя и получил от Христа Божественную искру, не приложил никаких усилий для воспламенения своей души, проявив, как говорит старец Савва, "хладнокровность, равнодушие – удаление от святости, умирание вне Бога", см. ссылку выше.
Да остаётся один не большой вопрос, почему разбойник называет Иисуса Господом? Ведь они не когда не встречались и проповеди Христа он не слышал?Не знал даже что ходил пророк по Иудеи, который оживлял мертвых, лечил прокажённых изгонял бесов.Об этом может он и слышал он здесь дело совсем в другом. Ведь и другой разбойник говорит «если Ты Христос, спаси Себя и нас.» Что он тоже верит что он Господь или знал Его, может, слышал его проповеди. Здесь свою роль сыграл совсем другой фактор.
Я думаю, что молва о Христе как о Пророке передавалась по всей тогдашней Иудее из конца в конец. Уж слишком заметной и неординарной Личностью был Иисус. Скорее всего оба разбойника знали о существовании Иисуса Христа, возможно, они слушали Его проповеди. Но духовная готовность принять Слово Божие у этих злодеев различалась принципиально. Один из них, не взирая на непосредственную близость Спасителя, откровенно издевался: "Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас", Лк.23:39. Другой же, как упоминалось ранее,
немедленно принял Христа как Спасителя, ибо душа этого злодея была уже готова к раскаянию.
Мы все без исключения обладаем разной "степенью настроенности на принятие Слова Божия" - это, по-моему, именно тот фактор, о котором Вы упоминаете и который сыграл свою роль. В то же время не меньшую роль играл фактор непосредственного присутствия Спасителя рядом с конкретным человеком. Правда, на одних эти факторы оказывали спасительное воздействие, другие же если и не отвергали Христа с ожесточением, то просто были к Нему равнодушны.
Храни Вас Господь!
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Если атеист мгновенно принимает решение отдать свою жизнь ради другого человека , значит ли это что он попадёт в РАЙ ? Потому что чистота его сердца позволяет это (войти в РАЙ) , так как в нём нет той грязи которая мешала бы совершить этот героический поступок , не смотря на то что он не верил в БОГА и не участвовал в таинствах ЦЕРКВИ ? Спасибо .
Мир Вам! Если, например, эсэсовец, расстреливавший неповинных людей, в героическом порыве закрывает собой своего командира и ценой своей жизни спасает его, то, как Вы считаете, попадет такой человек в рай? Можете не отвечать... Но просьба четче формулировать вопрос - подразумевается, что атеист должен быть очень хорошим человеком? Храни Вас Господь!
 
Последнее редактирование:

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
Атеист не попадет ни в рай, ни в ад, потому что ни в то, ни в другое не верит.
Сергей, отчасти некий оксюморон получается. Я имею ввиду сам факт обсуждения посмертной участи атеиста с точки зрения атеиста. Тут даже ответить непонятно с какой стороны.
Но в целом.... - события происходят независимо от нашего желания и нашей веры.
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 02.02.2022
Православный христианин
Атеист не попадет ни в рай, ни в ад, потому что ни в то, ни в другое не верит.
Нирвана это у буддистов.Очевидный самообман но по вере.У атеиста такой же самообман и то же по вере.По вере в то, что Бога нет.
"Безусловная вера в себя — чувство истерическое и суеверное."К.Честертон
 
Сверху