Что будет после Страшного Суда (продолжение)

Тема в разделе "Отвечает Леонов Алексей Михайлович", создана пользователем Юрий Шокин, 5 июл 2011.

  1. Юрий Шокин

    Юрий Шокин

    Санкт Петербург
    Православный христианин
    Здравствуйте, Алексей Михайлович!
    В развитие Ваших ответов по теме «О том, что будет после Страшного Суда» (25.11.2010, Тина) появились два подобных вопроса:
    - как поражается грешник в аду бичем любви Божией;
    - будет ли в аду пребывать что-либо Божественного?
    Я представляю это так. Когда протрубит труба, все грешники, бестелесные души которых прежде мучились в аду, предстанут перед Судом в образе и подобие Божием, воскресшими духовными телами (ап. Павел), в которых душа живая вместе с дыханием Божьим (Святым Духом) соединится с воскресшим телом. Через это грешники осознают свои грехи, будут готовы к Суду и будут судимы. Таким образом, через Дух Святой, действующий внутри воскресших тел как совесть, грешники накажут сами себя.
    Часть грешников будет прощена по молитвам за усопших или просто по милосердию Божьему, а другая часть останется в аду навеки. Дух Святой покинет их душу, душа покинет тело, а тело станет ненужным в аду и исчезнет. Это и будет «смерть вторая», о которой говорится в Евангелие. В итоге, в аду не останется образа и подобия Божьего и Бог не будет пребывать там. В аду останутся только бестелесные души грешников, испытывающие мучения от лишения общения с Богом. Фактически для них всё будет так же, как и до воскресения, только степень мучений изменится по их грехам. Это и логично: о воскресении можно говорить только по отношению к Христу и к спасенным через Его жертву. А грешники воскресают только на мгновение для Страшного Суда, а затем снова умирают, а души их не исчезают, а вечно мучаются в аду.
    Буду признателен узнать Ваше мнение, Алексей Михайлович, о возможности такого представления посмертной участи грешников.
    С уважением, Юрий.
     
  2. Юрий Шокин

    Юрий Шокин

    Санкт Петербург
    Православный христианин
    Здравствуйте, Алексей Михайлович!
    Ввиду необычности предыдущего моего вопроса считаю нужным пояснить, что эта тема вызвана непониманием Вашего ответа по теме http://azbyka.ru/forum/showthread.php?t=6111

    Некоторые богословы, основываясь на том, что Бог это Любовь и Он всех любит одинаково, представляют наказание грешников в аду Любовью Божьей в виде Света Его, который светит всем одинаково, а воздействует на всех по-разному в зависимости от их праведности и греховности. Мне это непонятно.
    Во-первых, получается, что Бог ярким нестерпимым для грешников светом освещает ад, который обычно называют тьмой, а грешники не имеют возможности скрыться от этого света, так как он проникает во все уголки ада. Тогда зачем этот ярко освещенный ад нужен и чем он отличается от ярко освещенного тем же светом рая? С таким же успехом грешники могли бы мучиться от этого яркого света и в раю.
    Во-вторых, в данном представлении о наказании грешников Бог выглядит некоторым пассивным источником любви и света, который не наказывает Сам. Он равномерно светит всем одинаково, а грешники и праведники получают по заслугам без активного участия Бога в процессе Страшного Суда. Утверждается, что под вечным действием этого света грешники сами наказывают себя. Значит, Бог не будет их судить и наказывать Сам, а будет просто безучастно вечно светить на всех одинаково?
    Когда Адам и Ева спрятались в кустах от Божественного света, так как их терзали стыд и совесть, то Бог не ограничился этим «самонаказанием». Он ждал покаяния, но они не покаялись и Бог наказал их Сам, изгнав из рая и сделав тела их смертными. Также накажет и грешников в аду, лишив их после Страшного Суда Своего Божественного Света.

    В связи с этим, более обосновано представление о наказании грешников в аду как потеря Бога.
    Будем исходить из того, что теперь, когда Христос назвал Его Отцом нашим, мы понимаем, что Бог-Отец не может наказать вечными мучениями, что не Он источник вечных мучений в аду. Его в аду нет. Нет там и Света Божественного, от которого плавятся тела грешников, как воск, нет там и огненной лавы, истекающей от Бога в виде Его любви.
    Во время Страшного Суда грешники увидят Бога, вкусят Его Любовь, познают благодать Его и захотят вернуться к Отцу. Но Бог осуществит их земное желание жить без Него и покинет их. Теперь мы понимаем, что мучения грешников в аду - это мучения блудного сына, вернувшегося к Отцу Своему после Суда, но опоздавшего и не нашедшего Его, и оставшегося в одиночестве, в страхе и во тьме кромешной без Бога.

    В дальнейшем я пришел к пониманию того, что грешники в аду теряют не только Бога, но и тело, воскресшее у них только на момент Суда
    Извините за многословность, с уважением, Юрий.
     
  3. Здравствуйте, Юрий. Вы задали сложно-скомпонованный вопрос. Отчасти же сами и ответили на него. Давайте рассмотрим предложенную вами тему по порядку.

    Вы спрашиваете: «как поражается грешник в аду бичем любви Божией?» и «будет ли в аду пребывать что-либо Божественное?». Конечно же, Бог пребывал, пребывает, и будет пребывать в аду, как, собственно, и вне преисподней, как и везде. В этом проявляется одно из Его существенных свойств: «неизмеримость и вездеприсутствие». Было бы неправильным считать, будто зло имеет силу и могущество отграничивать от Бога какие-то независимые пространства, какие-то потаенные углы: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты» (Пс. 138, 7 — 8). Впрочем, вы, кажется, и сами это чувствуете, а иначе бы вы не имели оснований удивляться:«как поражается грешник в аду бичем любви Божией?». Ясно ведь: где присутствует любовь, там неминуемо присутствует и Носитель любви, в данном случае — Бог.

    Далее, вы предполагаете: «Я представляю это так. Когда протрубит труба, все грешники, бестелесные души которых прежде мучились в аду, предстанут перед Судом в образе и подобии Божием, воскресшими духовными телами (ап. Павел), в которых душа живая вместе с дыханием Божьим (Святым Духом) соединится с воскресшим телом. Через это грешники осознают свои грехи, будут готовы к Суду и будут судимы. Таким образом, через Дух Святой, действующий внутри воскресших тел как совесть, грешники накажут сами себя». Что касается угрызений совести, которой надлежит проснуться в грешниках со славным Пришествием Христа, — вы абсолютно правы. Об этом не раз, и не два говорили Святые Отцы. Более того, их (грешников) дурные поступки (возможно, забытые ими самими) будут обнаружены не для них одних. Правда, ваше выражение: «Дух Святой, действующий внутри воскресших тел как совесть», — не корректно. Лучше говорить, как и сказано выше: «действием Святого Духа будет пробужена совесть».

    Однако не только (и не в первую очередь) в этом проявится мучительная участь злодеев. Будущая богооставленность, как результат самоотчуждения грешников от Бога, — вот самое печальное из того, что их ждет: «Тогда скажет (Господь) и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25, 41); «Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды» (Лк. 13, 27). Поскольку же Бог есть Источник всех благ, постольку богооставленность грешников выразиться в отсутствии в их жизни тех радостей, которыми будут обильно одарены святые, пребывающие в Славных Небесных Обителях. Жизнь же, лишенная радостей и утешений, — это стенанья, печали и скорбь (как пространство, лишенное света, есть тьма). Считается, что мучения грешников, равно как и блаженство угодников Божиих, будут соизмеримы со «степенью» греховности и святости соответственно.

    Представляется интересным следующее ваше замечание-вопрос: «Во-первых, получается, что Бог ярким нестерпимым для грешников светом освещает ад, который обычно называют тьмой, а грешники не имеют возможности скрыться от этого света, так как он проникает во все уголки ада. Тогда зачем этот ярко освещенный ад нужен и чем он отличается от ярко освещенного тем же светом рая? С таким же успехом грешники могли бы мучиться от этого яркого света и в раю». Но дело в том, что«ярко освещенный ад» и «ярко освещенный тем же светом рай» не предполагают одинаковой способности грешников и праведников к восприимчивости этого Божественного Света. Как Солнце, равно освещая парафин и влажную глину, производит в них взаимопротивоположный результат (парафин из твердого превращается в жидкий, а мокрая глина, наоборот, — из жидкой становится твердой), так и Сияние Славы Божества иначе воспримется грешниками, а иначе — праведниками. Причина кроется в следующем: тела и души грешников заражены проказаю греха, а тела и души праведников не только не заражены, но и очищены, освящены, охристовлены, обожены. Отсюда и разность восприятия нетварных Божественных энергий (Света).

    Впрочем, вы, очевидно, знакомы с аналогиями подобного рода. Поэтому и пишите: «в данном представлении о наказании грешников Бог выглядит некоторым пассивным источником любви и света, который не наказывает Сам. Он равномерно светит всем одинаково, а грешники и праведники получают по заслугам без активного участия Бога в процессе Страшного Суда. Утверждается, что под вечным действием этого света грешники сами наказывают себя. Значит, Бог не будет их судить и наказывать Сам, а будет просто безучастно вечно светить на всех одинаково?». Корень вашего непонимания, Юрий, заключается в следующем. C одной стороны, святость праведников не есть нечто приобретенное ими самими по себе. Святость праведников — это преображение их человеческого естества, совершенное как при их добровольном активно-усердном участии в деле спасения, так и, в главную очередь, при посредстве нетварной Божественной благодати, сопутствующей (сопутствовавшей) им на всем их добродетельном пути. Святость стяжается в лоне Матери-Церкви, в живом союзе праведников с Пресвятой Троицей. Спасение человека сделалось возможным в силу Воплощения, служения, Крестных страданий, смерти, Воскресения, Вознесения и непрестанного попечения Сына Божия, совершенных, понятное дело, не без участия Бога Отца и Святого Духа, а вы сравниваете Живоначальную Троицу с каким-то Излучателем какого-то абстрактного свечения... Это — недопустимо!!! Собственно, и меньшая греховность одних нечестивцев по сравнению с другими — также является делом благодати, а не делом исключительно самих нечестивцев. Гды вы тут видите "пассивность" Создателя?

    С другой стороны, по учению Церкви, действие Страшного Суда будет совершаться Воплощенным Богом Словом (и не без участия Бога Отца и Святого Духа), а, опять же, не каким-то там вечно-пассивным световым излиянием. Священное Писание свидетельствует об этом ясно и определенно. Где тут «безучастность» Божия???

    Теперь, что касается ваших слов: «С таким же успехом грешники могли бы мучиться от этого яркого света и в раю». Вы только представьте себе, Юрий, как будут себя чувствовать убийцы и убиенные, насильники и изнасилованные, грабители и ограбленные, коль окажутся вместе. Кому из них будет комфортно в этом общежитии? Первым (учитывая, что у них, как вы сами заметили, раскроется совесть)? Вторым (учитывая, что первые — злодеи)?... Думаю, вы и сами ответите на данный вопрос.

    Юрий, я благодарю вас за ВДУМЧИВЫЕ интересные вопросы и прошу извинения за долгое молчание. Храни вас Господь!
     
  4. Юрий Шокин

    Юрий Шокин

    Санкт Петербург
    Православный христианин
    Здравствуйте, Алексей Михайлович!
    Из Вашего ответа я понял, что Бог присутствует во всем творении и что Он не пассивен и не безучастен ко всему Своему творению, а активно воздействует на него в целом. Но остаются неясности.

    Допустим, что Бог присутствует во всем, в том числе и в огненном озере, в которое заключен дьявол с грешниками. Допустим также, что Он не уничтожает ничего из Своего творения, в том числе и дьявола с воскресшими грешниками. Тогда непонятно как Бог (при соучастии человека) приведет всё Свое творение, в которое входит и это огненное озеро, к совершенству, к обожению, к цельности с Ним? Значит, остается допустить, что Бог и дальше будет воздействовать на дьявола и грешников, преобразовывать их, чтобы устранить несовершенство этой части Своего творения.

    Иначе получается, что человек, как образ и подобие Бога, не достиг в целом совершенства, к которому предназначен, и задумка не удалась - этот образ и подобие Божие корчится от вечных мук в огненном озере. Разве совместимо такое с достижением гармонии, цельности и полноты Нового Мира и завершением его обожения, приведением к Богу? Воспитывал Отец сына, дал много свободной воли. Из сына вырос оболтус, который не хочет знать Отца, и он был выгнан из светлых комнат в чулан без возможности возвращения к Отцу. Мало того, Бог заглядывает в чулан и от бича Божественной любви этот блудный сын испытывает мучение. Разве можно считать этот дом - творение Божье совершенным?

    В этом огненном озере есть отпавшие от Бога и пока они отпавшие, но существующие в творении Бога, они не могут быть приведены к Нему. А значит, и весь сотворенный мир вместе с этими мучимыми грешниками, не может быть совершенен и обожен.

    Как совместить вечные муки грешников в несовершенной части творения (огненным озером), в которой также пребывает Бог, с совершенствованием и наполнением гармонией всего творения Божьего?

    С уважением, Юрий.
     

Поделиться этой страницей