Что есть сердце?

Тамбов
Православный христианин
Недавно в новостях показывали репортаж об одном жителе Чехии, у которого вынули больное сердце и в ожидании донорского поставили пока насос, работающий от электробатарей, которые он носит с собой в сумке. Он в сознании, ходит, разговаривает, участвует в пресс-конференциях - человек в буквальном смысле без сердца!

Мне видится в этом определённая богословская проблема. Безусловно, отцами она была бы давно разрешена, если бы в их время технологии позволяли не только жить человеку без сердца, но вести активную мыслительную и - скажем шире - культурную деятельность. А проблема заключается в следующем: сердце - это не только орган в физиологическом смысле этого слова, сердце в известном смысле является синонимом души, её вместилищем. Больше даже, чем мозг - синонимом и вместилищем ума. Надо ли приводить библейские и просевхологические тексты? "Сердце чисто созижди во мне Боже" - все помнят.

Пред нами человек без сердца, но живой и в сознании. В нём есть душа. Где же она, если нет сердца? Может ли такой человек читать, например, 50-й псалом? Насколько человек, физиологически лишённый сердца, ограничивается в духовном плане и ограничивается ли? Ведь сердце - средоточие чувств.
 
Тамбов
Православный христианин
Благодарю Вас, дорогой тёзка, за развёрнутый ответ. В целом Вы правильно поняли мой вопрос. Я искренне принимаю всё, сказанное святителем Григорием, и нимало вопреки глаголю. Тем более никогда не считал святых отцов непонимающими или несведущими, потому и оговорился, что данная проблема ими должна бы быть разрешена.

Вместе с тем, вопрос стоит гораздо шире, чем вопрос "где в теле располагается душа?" Я же сказал, что в отсутствие сердца человек не лишился души, она по-прежнему в нём. Спорить с очевидным было бы глупо.

Но вот что заставляет меня задуматься. Иеродиакон Григорий (Кация), который, кстати, является доктором медицинских наук, помимо прочего тоже рассужает о сердце. http://www.pravoslavie.ru/jurnal/42493.htm Только небольшая цитата оттуда:
Согласно учению святых отцов, это духовное сердце находится в плотском сердце, как в некоем органе. Святитель Григорий Палама ссылается на речение Господа: "Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления" (Мф. 15:19) и на слова преподобного Макария: "Сердце правит всем составом человека, и если благодать овладеет пажитями сердца, она царит над всеми помыслами и телесными членами, ибо в нем заключены ум и все помыслы души". В этой связи он пишет, что "сердце наше есть сокровищница разума и первый плотской разумный орган" (Свт. Григорий Палама. Триады... С.43). Тот же святой, чтобы подтвердить учение о том, что в сердце, телесном органе, находится духовное сердце, ссылается на слова апостола Павла: "Вы – наше письмо, написанное в сердцах наших... вы показываете собою, что вы – письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на платяных скрижалях сердца" (2Кор. 3:2-3) и научение Максима Исповедника: "Посетив чистое сердце, Бог удостаивает посредством Духа начертать в нем Свои письмена, как на некиих Моисеевых скрижалях" (там же, с.103-104).

Возвращаясь от своего рассеяния, ум прежде всего находит телесное сердце, а затем входит в сердце духовное, глубокое. Таков общий опыт всех делателей Иисусовой молитвы, подвизавшихся в священном делании обращения ума в сердце.

Мой вопрос таким образом лучше было бы свести к следующему: коль скоро сердце имеет столь большое значение в духовной жизни человека, насколько отсутствие оного может ей повредить и может ли? Приведу сравнение, чтобы было понятно. Мы имеем дело с умалишёнными, шизофрениками, полными идиотами. Какова их духовная жизнь? Её полноценность? Увы, в ряде случаев таких душевно больных нельзя и причащать. Мой вопрос - о полноценности духовной жизни. Насколько такой без-сердечный человек сможет "всей душой, всем сердцем", а не только всем помышлением возлюбить Бога?
 
Санкт Петербург
Православный христианин
Мой вопрос таким образом лучше было бы свести к следующему: коль скоро сердце имеет столь большое значение в духовной жизни человека, насколько отсутствие оного может ей повредить и может ли?
Я думаю, что сердце не является физиологическим вместилищем души, а мы только имеем представление о том, что чувственная часть души, отделенная от ума, находится в сердце. На самом деле душа посещает каждую клеточку нашего тела, но больше всего она воздействует на мозговые клетки и на сердце. По-видимому, основным вместилищем души является все-таки мозг, который воздействует на сердце. Из-за этого воздействия и возникает представление, что душа, а именно чувственная ее часть, определяющая нашу греховность, находится в сердце.

Уже давно научились пересаживать сердце, но вроде бы нет фактов, что при этом у человека пересаживается душа. Это доказывает, что сердце можно рассматривать как вместилище души только по нашим представлениям. Душа вполне может пребывать в человеке, у которого механическое сердце. И такой человек может по-прежнему представлять, что душа у него находится в груди.

С другой стороны, уже научились пересаживать головы собакам, овцам и коровам. Вполне возможна и пересадка головы человеку. И тогда вместе с другой головой человек получит, как я думаю, и другую душу. Но более точно сказать, что голова вместе с пребывающей в ней душой получит новое тело.
Итак, главное, чтобы была голова на своем месте. И тогда даже человеку с механическим сердцем можно сказать: "Сердце чисто созижди во мне, Боже".
 
Благодаря науке(которая есть вторая книга, через которую происходит познание Бога(первая книга, это Библия)), произошло уточнение о том, где находится духовное сердце у человека. Оно находится не в физиологическом сердце, а в мозге человека. Я в этом нисколько не сомневаюсь. Еще хочу заметить, что переставлять головы людям никогда не научаться, это чистая фантастика. Спаси и сохрани, Господи!
 
Сердце это лишь физический орган, необходимый для нашей жизнедеятельности. Душа она внутри нашего тела, нельзя сказать, что она внутри сердца спрятана целиком.. Сердце болит из-за того, что мозг наш посылает команды к железам внутренней секреции и в сердце попадают гормоны, которые и вызывают такую боль. Однако, этот процесс контролируется непосредственно человеком, его душой.
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
О душе, ее нахождении в теле хорошо сказано у И.Шмелева в "Лете Господнем" словами малограмотного "святого старичка" Горкина:

"… Господи, неужели умирает?.. вот сейчас, там?.. Вспоминаю только что слышанные слова — «узы разреши…». Какие узы, что это… у-зы?.. Дергаю Горкина…

— У-зы… это что — у-зы?.. узлы?..

— Да как те… понятней-то?.. А чтобы душеньке легче изойти из телесе… а то и ей-то больно. Вот и молится о. Виктор — у-зы разрешить. Приросла к телесе-то, вся опутана, будто веревками-узами, с телесе-то. И грехи разрешить, плотские… повязана-связана она грехами плотскими, телесем-то греховным. Вот как срослась она с телесем-то… ну, вот оторвать хошь палец, как больно! А душенька-то со всем телесем срослась, она его живила, кровь ходила через ее, а то бы и не был жив человек. А как приходит ей срок разлучаться, во всем великая боль, и телесе-то уж прах станет, и уж порча пойдет… "

Не отдельный физический орган, а источник жизни тела...
 
Тамбов
Православный христианин
не отдельный физический орган, а источник жизни тела...
Различают сердце как физический орган и сердце - как часть души, духовное понятие. Когда мы молимся "сердце чисто созижди во мне", мы просим не об очистке клапанов сердца и не о тому подобном, а как раз во втором смысле. Думаю, с этим все согласны.

Второе. Не случайно сердце в смысле "душа" носит то же именование, что и физиологический орган. Что-то их единит. Издревле это понимали. Понимали настолько, что делатели Иисусовой молитвы в буквальном смысле "сводили ум в сердце". В их наставлениях говорится о том, что следует сводить, то есть опускать помысел, то есть мысль вниз, в грудную клетку, и помещать его в "место сердечное". Разве могла родиться подобная технология, если бы сердце как орган не отвечало соответствующей части души?

Третье. Предоставлю слово святителю Луке (Войно-Ясенецкому):
Прибавим к этому еще некоторые замечания. Иннервация сердца поразительно богата и сложна. Оно все оплетено сетью волокон симпатической нервной системы и через нее теснейшим образом связано с головным и спинным мозгом. Целую систему церебральных волокон получает оно от блуждающего нерва, по которым передаются ему многосложные воздействия центральной нервной системы и, весьма вероятно, посылаются в мозг центростремительные чувственные импульсы сердца. Мало еще изучены и полны неизвестности функции симпатической и вегетативной нервной системы, но уже теперь вполне ясно, что они глубоко важны и многосторонни. И что особенно важно для нас, этим нервным узлам и волокнам несомненно принадлежит очень важная роль в физиологии чувствительности. Таким образом, наши анатомо-физиологические знания о сердце не только не мешают, а скорее даже побуждают нас считать сердце важнейшим органом чувств, а не только центральным мотором кровообращения.

"Для чего такие мысли входят в сердца ваши?" (Лк. 24, 38).
Остановимся на последнем тексте. Как эти мысли входят в сердца ваши? Откуда входят? Если входят в сердце, то, значит, не рождаются в нем. Конечно, Писание не противоречит несомненным физиологическим фактам и не отрицает роли мозга в мышлении, и не только в мышлении, но и во всех психических процессах. В приведенных выше словах иноков Каллиста и Игнатия, святителей Василия Великого и Григория Богослова пророчества и видения объясняются благодатным воздействием Духа Святого на ум пророков, а умственные процессы происходят в мозгу. Да, конечно, но только деятельностью мозговой коры мышление не ограничивается и в ней не заканчивается. Нам известны в мозгу двигательные и сенсорные центры, вазомоторные и дыхательные, тепловые и другие центры, но нет в нем центров чувств. Никому не известны центры радости и печали, гнева и страха, эстетического и религиозного чувства. Хотя от всех органов чувств и всех вообще органов тела направляются в мозг и оканчиваются в клетках его сенсорных центров все чувствительные нервные волокна, но они несут только ощущения зрительные и слуховые, обонятельные и вкусовые, тактильные и термические, локомоторные и многие другие. Но это только ощущения. А не делать различий между ощущениями и чувствами значит впадать в самую глубокую психологическую ошибку.

Если бы мы могли, что, конечно, немыслимо, остановить стремительную и сложнейшую динамику психических процессов и рассмотреть отдельные элементы в статическом состоянии, то ощущения представились бы нам только как импульсы к возникновению мыслей, чувств, желаний и волевых движений. А мысли, выхваченные из мозга, оказались бы только незаконченным, сырым материалом, подлежащим глубокой и окончательной обработке в сердце - горниле чувств и воли.

Каким образом возникшие в мозгу мысли передаются в сердце, мы не знаем, но мысль, как акт чисто психологический, в отличие от ощущений, как актов физиологических, не нуждается в анатомических путях проведения. Не нуждаются в этих путях и чувства, возникающие в сердце в зависимости от тех или других мыслей и в значительной мере формирующие их.

Но не только из мозга сердце получает эти обработанные мысли, сенсорные восприятия, но и само обладает удивительной, важнейшей способностью получать из мира духовного экзогенные, нисколько не адекватные органам чувств, ощущения самого высшего порядка.

И эти ощущения из сердца передаются уму, в мозг и в огромной степени определяют, направляют и изменяют все психические процессы, в уме и духе происходящие.
http://www.holistickamedicina.sk/knizni ... c152351014
 
Православный христианин
"сердце - живое и деятельное чувство любви" (Ильин И.А.)

Думаю, именно это "сердце" с внутригрудной мышцей имеет мало общего.
 
Сердце есть насос. А средоточие чувств, эмоций, переживаний и прочего нематериального (что и составляет душу) есть мозг.
Насос можно заменить. Поставить искусственный. КОторый так же будет выполнять свою работу. Чувства, мысли, эмоции останутся прежними.
Если каким-то образом заменить мозг (чего мы сделать пока не в состоянии, в отличие от сердца) - мы можем получить другую личность. То есть фактически другого человека с точки зрения общества.
 
Сверху