Что подразумевает церковность, как свойство догматов?

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Уважаемый Алексей Михайлович!

В дискуссии с одним братом он выдвинул тезис, что догматов всего 12 или 13, так как таковыми можно считать только принятые Вселенскими соборами.

В подтверждение своих слов он приводит один из учебников по Догматическому богословию, где сказано:
Число вероучительных истин весьма велико, в то же время вероучительных истин, которые называются догматами, не так много. Это связано с третьим свойством догматов — церковностью. Можно сказать, что церковность есть свойство догматов по способу их существования. Оно означает, что только Вселенская Церковь на своих Соборах может признать за той или иной истиной веры догматический авторитет и значение. Источник.

Можно ли считать это утверждение исчерпывающим?
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствйте, Кирилл!

Мнение о том, что догматами могут именоваться только те вероучительные истины, которые были сформулированы на Вселенских Соборах, не соответствует действительности. Тем не менее, увы, эти странные утверждения всё же встречаются в некоторых современных пособиях по Православной догматике.

Так, например, в вышедшем из-под пера священника Олега Давыденкова учебнике по Догматическому Богословию «свидетельствуется»: «Следует отличать от богословских мнений некоторые выроучительные истины, которые признаются всей полнотой Православной Церкви, но которые в строгом смысле не являются догматами, поскольку никогда не обсуждались и не утверждались Вселенскими Соборами, однако имеют значение, не меньшее, чем догматы, которые на Соборах обсуждались» [1, с. 22].

Что можно на это возразить? Между понятием «признание истины всей полнотой Церкви» и выражением «признание истины Вселенским Собором» не стоит проводить слишком резкую межу, так как выражение догматических истин Вселенской Православной Церковью строится не по принципу: «Вселенский Собор изобретает – Вселенская Церковь принимает», а иначе: «Церковь имеет богооткровенное свидетельство – Собор его исследует, формулирует и утверждает».

Говорить, будто догматами вправе называться лишь истины, утвержденные на Вселенских Соборах, значит декларировать, что до времени Первого Вселенского Собора вероучение Церкви существовало вне догматических рамок. Однако это не так. На Вселенских Соборах Церковь чётко определяла, объясняла и раскрывала отдельные догматы. И «этой своей деятельностью, — как справедливо замечает преподобный Иустин (Попович), — Церковь ничего нового не вносила в догматическое учение, почерпнутое ею из Святого Откровения, и не изменяла его; она лишь в новых формулировках обнародовала догматы, всегда существовавшие в ней как богооткровенные истины и как общее, вселенское, апостольское вероучение... Догматы в Церкви всегда были догматами, как прежде, так и во время и после Соборов. Церковь всегда их одинаково и всецело осознавала» [2, т. 2, с. 40].

По-видимому, священник Олег Давыденков, составляя пособие по догматике, подспудно понимал сумбурность своей точки зрения. Так, в частности, он проповедовал: «Следует отличать от богословских мнений некоторые вероучительные истины, которые признаются всей полнотой Православной Церкви, но которые (лишь — А. Л.) в строгом смысле не являются догматами, поскольку никогда не обсуждались и не утверждались Вселенскими Соборами, однако имеют значение не меньшее, чем догматы, которые на Соборах обсуждались. Не обсуждались они, как правило, по той простой причине, что относительно этих истин в Церкви никогда не было никаких серьезных споров, собирать по поводу них Вселенский Собор было бы бессмысленно... В богословской литературе можно встретить такие выражения, как, например, «догмат воскресения», «догмат искупления», «догмат о Церкви». В принципе, это корректные и допустимые выражения» [1, с. 22].

Что же касается вопроса о количестве догматов, на него можно ответить следующим образом. Имея в виду, что членов Символа веры двенадцать и подразумевая под каждым из них особый догмат, иногда и действительно говорят, что учение Церкви выражается двенадцатью догматами. Но такое счисление не безусловно, а условно. Нельзя забывать, что каждый из членов Символа веры заключает в себе множество более частных догматических истин, количество которых зависит от способа деления и не поддается безоговорочно точному подсчёту. Мнение же о том, что Церкви известно исключительно 13 догматов следует считать, как минимум, досадным заблуждением.

Спаси Господь!

1.Давыденков О., свящ. Догматическое Богословие. М.: Изд. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2005.
2.Преподобный Иустин (Попович). Собрание творений преподобного Иустина (Поповича). М.: Изд. Паломник, 2000.
 

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Алексей Михайлович, а что можно возразить на следующий аргумент?

Архим. Алипий, архим. Исайя, "Догматическое богословие". Курс лекций. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2000 год. (переиздание 2012 года)
Краткие выписки со стр. 17 по стр. 23:

"С течением времени в догматических системах Востока и Запада этим словом [догмат] стали обозначать, как правило, только те вероучительные истины, которые обсуждались на Вс. Соборах и получили соборные определения и формулировки" (стр. 18).

"Церковность догматов указывает на то, что только Вселенская Церковь на своих Сборах придает христианским истинам веры догматический авторитет и значение" (стр. 19)

"О значении догматов говорит тот факт, что ... перед вступлением в церковную общину крещеный должен во всеуслышание прочесть Символ веры, т.е. засвидетельствовать свою веру в догматические истины Православия" (стр. 21)

Вот полный список из 12 догматов, которые исповедует мой товарищ.

1. Догмат о Пресвятой Троице.
2. Догмат о грехопадении человека.
3. Догмат об искуплении.
4. Догмат о воплощении Господа нашего Иисуса Христа.
5. Догмат о воскресении Господа нашего Иисуса Христа.
6. Догмат о вознесении Господа нашего Иисуса Христа.
7. Догмат о втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа и о Страшном суде.
8. Догмат о единой, святой, соборной и апостольской Церкви.
9. Догмат о всеобщем воскресении людей и будущей жизни.

Эти догматы содержит Символ веры. Далее идут догматы, которые были приняты на Вселенских Соборах.

10. Догмат о двух естествах Господа Иисуса Христа. Принят на IV Вселенском Соборе. Халкидонский орос.
11. Догмат о двух волях и действиях в Господе Иисусе Христе. Принят на VI Вселенском Соборе в Константинополе. Богомужные действия.
12. Догмат об иконопочитании. Принят на VII Вселенском Соборе в Никее.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Кирилл!

Трудно сказать, на основании чего авторы курса лекций по Догматическому Богословию, архимандрит Алипий и архимандрит Исаия, пришли к заключению, что «с течением времени в догматических системах Востока и Запада этим словом [догмат] стали обозначать, как правило, только те вероучительные истины, которые обсуждались на Вселенских Соборах и получили соборные определения и формулировки».

Как следует из цитаты, авторы намекают на какие-то поздние догматические системы. Между тем, в наиболее известных пособиях по Догматическому Богословию, близких к нашему времени, не содержится указаний на то, что догматом может именоваться лишь та вероучительная истина, которая имела особое, детальное обсуждение на Вселенских Соборах.

Скажем, в пособии митрополита Макария (Булгакова) именованием «догмат» обозначается и истина о падении ангелов, и истина о частном суде. «Рассматривая догматы со стороны их раскрытия, пишет он, — различают догматы раскрытые и догматы нераскрытые. Это деление имеет основание в существе самого дела; потому что, действительно, есть в Церкви догматы, которые определены даже в подробностях, каковы: догмат о Пресвятой Троице и о соединении двух естеств во Иисусе Христе.., и есть догматы, которые в подробностях не определены, например, догматы о частном суде и падении злых духов...» [3, т. 1, с. 22].

В «Очерке Православного Догматического Богословия» прот. Н. Малиновского наряду с прочими догматами декларируются догматы о Боге как Промыслителе [4, с. 52].

В «Православном Догматическом Богословии» протопресвитера Михаила Помазанского перечень догматов тоже превосходит тот перечень, который Вы изложили со слов вашего собеседника. Положим, это сочинение обозначает «два догмата о Божией Матери: а) о Её приснодевстве и б) о именовании Ее Богородицею» [5, с. 211].

В «Догматике Православной Церкви» преподобного Иустина (Поповича) можно встретить указание на догматы о благодати, о Страшном Суде [2, т. 2, с. 32]. Кроме того, ссылаясь на святителя Иоанн Златоуста, он перечисляет некоторые догматы, касающиеся сущностных Божеских свойств: «Так как Бог даровал нам блага, — говорит святой Иоанн Златоуст, — превосходящие человеческое понимание, то Он справедливо требует от нас веры. Все наши самые важные догматы чужды умствованию и доступны единственно вере. Например, Бог — нигде и везде... Он не возник, не создал Себя, не начал существовать... Бог безначален, нерожден, неописан и безграничен... Бог бесплотен... Божией природе несвойственно зло...» [2, т. 2, с. 32].

И это только краткий список догматов, которыми можно дополнить список вашего товарища. Таким образом, вопрос об их количестве разрешается в богословии не в пользу его утверждения.

Спаси Господь!

3.Митрополит Макарий (Булгаков). Православно-догматическое Богословие. К.: Изд. имени святителя Льва, папы Римского, 2006.
4.Малиновский Н., прот. Очерк Православного Догматического Богословия. М. Изд. Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2003.
5.Помазанский М., протопр. Праославное Догматическое Богсловие. Изд. Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2005.
 
Сверху