Что с молитвами?

Православный христианин
Не получается отделаться от ощущения, что молитвы после кафизм в Псалтири и ммолитвы в молитвослове одни и те же, но как бы переделанные. Причём в молитвослове пишут "Молитва Василия Великаго" А В Псалтири тогда чья? И почему в псалтири вообще нет таких подписей? И если одна - это настоящая молитва, то кто и зачем переделал другую? И таких вот молитв-близнецов там много.
Владыко Вседержителю, Непостижиме, начало света и преумная сило, иже Ипостасного Слова Отец и единосильнаго Твоего Духа испуститель: милосердныя ради милости и неизреченныя благости не презревый человеческого естества, тмою греха содержимого, но Божественными светы священных Твоих учений, законом и пророки светивый миру, последи же нам того единородного Твоего Сына благоволивый плотию возсияти и ко осиянию нас Твоего просвещения наставити: да будут уши Твои внемлюще гласу моления нашего, и даруй нам, Боже, во бденном и трезвенном сердце, всю настоящего жития нощь прейти, ожидающым пришествия Сына Твоего и Бога нашего, судии всех, да не возлежаще и спяще, но бодрствующе и воздвижени в делание заповедей Твоих обрящемся и в радость Его совнидем, идеже празнующих глас непрестанный, и неизреченная сладость зрящих Твоего лица доброту неизглаголанную. Яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков, аминь.
http://azbyka.ru/bogosluzhenie/psalm/psalm01.shtml
Го́споди Вседержи́телю, Бо́же сил и вся́кия пло́ти[1], в вы́шних живы́й и на смире́нныя призира́яй[2], сердца́ же и утро́бы испыту́яй и сокрове́нная челове́ков я́ве предве́дый[3], Безнача́льный[4] и Присносу́щный[5] Све́те, у Него́ же несть премене́ние, или́ преложе́ния осене́ние[6]; Сам, Безсме́ртный Царю́, приими́ моле́ния на́ша, я́же[7] в настоя́щее вре́мя, на мно́жество Твои́х щедро́т дерза́юще[8], от скве́рных к Тебе́ усте́н твори́м[9], и оста́ви[10] нам прегреше́ния на́ша, я́же де́лом, и сло́вом, и мы́слию, ве́дением[11], или неве́дением согреше́нная на́ми; и очи́сти ны от вся́кия скве́рны пло́ти и ду́ха. И да́руй нам бо́дренным се́рдцем[12] и тре́звенною мы́слию[13] всю настоя́щаго жития́ нощь прейти́[14], ожида́ющим прише́ствия све́тлаго и явле́ннаго дне[15] Единоро́днаго Твоего́ Сы́на, Го́спода и Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, в о́ньже[16] со сла́вою Судия́ всех прии́дет, кому́ждо[17] отда́ти по дело́м его; да не па́дше и облени́вшеся, но бо́дрствующе и воздви́жени в де́лание обря́щемся гото́ви, в ра́дость и Боже́ственный черто́г сла́вы Его́ совни́дем[18], иде́же пра́зднующих[19] глас непреста́нный, и неизрече́нная сла́дость зря́щих Твоего́ лица́ добро́ту неизрече́нную[20]. Ты бо еси́ и́стинный Свет, просвеща́яй и освяща́яй вся́ческая[21], и Тя пое́т вся тварь во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Если же это разные совершенно молитвы, отчего такая схожесть?
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Смущаться тут особо не чего. Во-первых, одни и те же молитвы в разных местах могут чуть отличаться друг от друга. Это может быть и из-за различий в рукописных оригиналах, с которых когда то делали первые печатные книги, а может и сделано специально, по каким-либо соображениям неизвестного редактора.
Вот, например, молитва по прочтении 11-й кафизмы практически дословно (переставлены лишь несколько слов) повторяет молитву священника перед чтением Евангелия на Литургии. Так же есть параллели между молитвами 13-й и 16-й кафизмы, и молитвами во время чтения шестопсалмия на утрени.
Поэтому следует отнестись к таким моментам как к довольно распространенному феномену.

Во-вторых, надписания над молитвами весьма условны. Практически наверняка сам Василий Великий не писал большинства из тех молитв, которые ему приписывают. Фактически можно с достаточно большой уверенностью говорить о действительно известном авторстве лишь нескольких текстов, например: гимн св. Амвросия Медиоланского "Тебе Бога хвалим", одна из молитв перед Причастием действительно составлена из фрагментов различных гимнов св. Симеона Нового Богослова (компиляцию обычно приписывают его ученику Никите Стифату) и т.д.
Что же касается св. Василия, то достаточно определенно можно сказать о его авторстве лишь молитвы анафоры, используемой на Литургии его имени. Все остальное под очень большим вопросом...
 
Православный христианин
Значит, неизвестные редакторы-таки были )

Спасибо за ответ. Спаси Господи Вас!
 
Сверху