Что такое чувство вины?

сомневающийся
Вчера со мной произошёл необычный случай, который пол дня не давал мне покоя. Выбросив мусор на помойку, я на обратном пути пересёкся с двумя личностями, которые брели из винного магазина. Слегка бомжевато-алкагольного вида. Преградив мне путь, один из них обратился ко мне со словами, молодой человек, дайте пожалуйста,сто рублей. Денег у меня с собой не было, хоть со стороны это и не было заметно, поскольку одет я был тепло, у нас морозы. И, всё же, отказал я им не по причине отсутствия денег, а потому, что не счёл правильным им помогать. Я сказал, денег нет, и начал обходить преградившего мне путь человека влево.
Сделав пару шагов, я заметил, что второй уже отошёл, а этот стоит как вкопанный. Я посмотрел ему в лицо, и заметил, что он оказывается выпучил глаза, и всё это время выражал некую гамму эмоций. Поймав мой взгляд, он возмущённо и презрительно воскликнул: Чё! Сотки и нету?!
Я ещё раз ответил, нет, и пошёл дальше. Краем глаза я видел, что он провожает меня взглядом, а второй бомж подошёл к нему, и потащил за рукав, со словами, ладно пошли, он какой-то странный.
Почему-то этот случай засел у меня в голове до вечера. Я пришёл к выводу, что если бы они молча прошли дальше, то меня этот случай ничуть бы не обеспокоил. А это значит, что моё чувство вины сродни ощущению унижения. Что меня беспокоит то, что я не смог объяснить, что не от жадности зажал деньги, а потому что они плохие, но я хороший. Собеседник успел первым меня унизить.

Вроде, я не испытывал чувства унижения. Да и чувство вины я испытал только потому, что вроде как должен помогать людям, а в данном случае у меня не было полной уверенности, что мои деньги пойдут на служения страстям и иные неблагие цели.
Но, почему у меня есть чувство, что я обязан помогать? Опять же, потому, что я считаю себя хорошим. Если я поступаю иначе, это бьёт по моему самомнению. Унижает меня.
Так, самомнение вступает в противоречие с принципом давать подаяние на благие цели и личности, заслуживающей доверия.

Но, как вообще делать чтото хорошее, если не исходя из мысли, что надо быть хорошим человеком, что приобщаешься добродетели? Серафим Саровский говорил чтото на эту тему. Вроде как, действовать, желая исполнить заповеди. Но и это, сам по себе, мотив быть соответствующим заповедям человеком.

А может, бомж считал меня обязанным, и просто заразил меня этим своим чувством? Мне тоже показалось, что я обязан, и теперь я ищу оправданий, не потребовав от него прежде доказательств наличия моей обязанности? Ведь, я уже где то чтото слышал о подобной обязанности.

Или, всё это действует в комплексе? Непонимание правильного выбора мотива поведения, плюс унижение из-за неверного выбора мотива, наличия самомнения.
Тогда, каков должен быть правильный мотив? Предположим, это мотив, который наиболее универсален, и работает в самых сложных случаях. Это общее увеличение любви, противление вредным страстям, своим, прежде всего, и других людей.

Тогда, я должен был отказать не по причине, что заранее решил не помогать в подобных случаях, но потому, что и мне и им будет не полезно для души питать страсти деньгами. Нет возможности проверить, насколько человек нуждается и куда пойдут деньги, значит следует отказать. И, вероятно, правильным здесь будет проверять просящего до степени обычной осмотрительности разумного человека, поскольку речь идёт о маленькой сумме. Внешность показывает, в данном случае, что давать не стоит. Последующее поведение это подтвердило.

Остаётся ещё один вопрос. Если просящий человек заранее считает тебя обязанным дать ему, то является ли это, само по себе, причиной для отказа. Мне кажется, это наглость, нельзя её подпитывать удачным результатом такого её проявления.

Поделитесь своими соображениями. Наверняка у многих были такие случаи, когда и дать деньги нельзя и не давать тоже как то неприятно.
 
Православный христианин
А может, бомж считал меня обязанным, и просто заразил меня этим своим чувством? Мне тоже показалось, что я обязан, и теперь я ищу оправданий, не потребовав от него прежде доказательств наличия моей обязанности? Ведь, я уже где то чтото слышал о подобной обязанности.
Рефлексия интеллигента, птичек кормите, закон - "всякому просящему - дай" делает ЛЮБОГО православного ЗАЛОЖНИКОМ, я не всегда "ведусь", предпочитая принять смиренную мысль о трудности буквального исполнения Евангелия (желающему взять у тебя верхнюю одежду отдай и рубашку). Дионисий Ареопагит в этой ситуации разорвал плащ пополам и удостоился похвалы от Бога, поэтому мы и не Дионисии и не пишем книг о девяти чинах ангельских ...
 
Россия
Православный христианин
Здравствуйте, у меня были похожие ситуации, только отличие в том, что я на 90% знал, что эти люди просят на выпивку, так как живу с этими людьми в одном поселке. Я не давал денег. В юности, с трудом - мямлил, мялся с отговорками, с возрастом были случаи - твердо получалось говорить нет, но без грубости старался.
 

Жанна2525

Участник, заслуживающий доверия
ХМАО-Югра
Православный христианин
И, всё же, отказал я им не по причине отсутствия денег, а потому, что не счёл правильным им помогать. Я сказал, денег нет, и начал обходить преградившего мне путь человека влево.
Интересно, а если говорить правду? Не "денег нет", а просто "нет"?
 
Православный христианин
1. И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм. https://azbyka.ru/biblia/in/?Act.3:2&r
2. Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни. https://azbyka.ru/biblia/in/?Act.3:3&r
3. Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас. https://azbyka.ru/biblia/in/?Act.3:4&r
4. И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь. https://azbyka.ru/biblia/in/?Act.3:5&r
5. Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. https://azbyka.ru/biblia/in/?Act.3:6&r

Деяния Святых Апостолов https://azbyka.ru/biblia/?Act.3&r

6. Мы, как христиане, вслед за апостолом можем сказать:" Денег у меня нет, но вот помолиться о вас могу"

 
Последнее редактирование модератором:
агностик
Интересно, а если говорить правду? Не "денег нет", а просто "нет"?
Со временем заметил, что именно лаконичный правдивый ответ - лучше всего. Иначе чувствуешь себя униженным тем, что решил соврать, чтобы "оправдать" свой отказ.
 
сомневающийся
Интересно, а если говорить правду? Не "денег нет", а просто "нет"?
Тогда начнутся вопросы, почему? На эти вопросы будут обидные ответы. Подобные просящие редко обучены христианским правилам поведения, поэтому дальше начнётся ругань, переходящая в физический контакт. Поэтому лучше всего отвечать односложно и не допуская уточняющих вопросов. А главное, это продолжать двигаться, отвечая на ходу. В моём случае дело усугублялось ещё и тем, что мы стояли на льду, и начнись драка, многое зависело бы от случайностей. Лучше избегать приключений.
Даже без учёта всего этого, мне кажется, если оскорбили и унизили меня, причём мне это ничего не стоило, то я ещё должен быть благодарен, что мне мою страсть показали. Если бы я исхитрился оскорбить первым, как это случилось бы, дай я понять о причинах нежелания сразу, то всё было бы намного хуже для моей души.
 
сомневающийся
1. И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм. https://azbyka.ru/biblia/in/?Act.3:2&r
2. Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни. https://azbyka.ru/biblia/in/?Act.3:3&r
3. Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас. https://azbyka.ru/biblia/in/?Act.3:4&r
4. И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь. https://azbyka.ru/biblia/in/?Act.3:5&r
5. Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. https://azbyka.ru/biblia/in/?Act.3:6&r

Деяния Святых Апостолов https://azbyka.ru/biblia/?Act.3&r

6. Мы, как христиане, вслед за апостолом можем сказать:" Денег у меня нет, но вот помолиться о вас могу"

Вместо больного алкаш, вместо храма помойка, вместо апостола я. Потому меня и вместо обращения к Богу чтото такое получится.
 
Последнее редактирование модератором:

Жанна2525

Участник, заслуживающий доверия
ХМАО-Югра
Православный христианин
Тогда начнутся вопросы, почему? На эти вопросы будут обидные ответы. Подобные просящие редко обучены христианским правилам поведения, поэтому дальше начнётся ругань, переходящая в физический контакт. Поэтому лучше всего отвечать односложно и не допуская уточняющих вопросов. А главное, это продолжать двигаться, отвечая на ходу. В моём случае дело усугублялось ещё и тем, что мы стояли на льду, и начнись драка, многое зависело бы от случайностей. Лучше избегать приключений.
Даже без учёта всего этого, мне кажется, если оскорбили и унизили меня, причём мне это ничего не стоило, то я ещё должен быть благодарен, что мне мою страсть показали. Если бы я исхитрился оскорбить первым, как это случилось бы, дай я понять о причинах нежелания сразу, то всё было бы намного хуже для моей души.
Рискну предположить, что и в общении с другими людьми Вы стараетесь уклоняться от короткого и прямого ответа "нет", которое является Вашим волеизъявлением.

Мне кажется, из этого случая еще многое можно "выловить" о самом себе.
 
сомневающийся
Со временем заметил, что именно лаконичный правдивый ответ - лучше всего. Иначе чувствуешь себя униженным тем, что решил соврать, чтобы "оправдать" свой отказ.
Но, может это унижение и хорошо? Может надо радоваться, что никому не навредив, увидел в себе гордыню, и слегка её придавил.
А, вот, правдивый ответ здесь обязательно унизит другого.
 

Жанна2525

Участник, заслуживающий доверия
ХМАО-Югра
Православный христианин
А, вот, правдивый ответ здесь обязательно унизит другого.
Вот одна из ошибок. Возможно Вам самому тяжело принимать такой ответ. Потому и кажется, что он унизителен.
Я сама была такая. Но у нас батюшка именно так и отвечает (и мне в том числе), коротким "нет". Я теперь тоже этому учусь.
 
сомневающийся
Рискну предположить, что и в общении с другими людьми Вы стараетесь уклоняться от короткого и прямого ответа "нет", которое является Вашим волеизъявлением.

Мне кажется, из этого случая еще многое можно "выловить" о самом себе.
Да. Я стараюсь объяснить человеку так, чтобы он сам пришёл к выводу, что отказ наиболее правилен. И только если он не понимает, я прямо отказываю, после чего говорю, что своё решение сказал и дополнительные доводы не стану слушать.
 

Жанна2525

Участник, заслуживающий доверия
ХМАО-Югра
Православный христианин
Да. Я стараюсь объяснить человеку так, чтобы он сам пришёл к выводу, что отказ наиболее правилен. И только если он не понимает, я прямо отказываю, после чего говорю, что своё решение сказал и дополнительные доводы не стану слушать.
Из Ваших сообщениях об алкашах я увидела мотивацию не "донести", а "избежать".
Не донести человеку мысль, исходя из уважения к нему, а избежать неудобств в общении с ним.
Если с алкашами эта мотивация имелась, то и в других случаях она есть (куда ей деться-то).
В этом направлении можно себя поисследовать.
 
сомневающийся
Вот одна из ошибок. Возможно Вам самому тяжело принимать такой ответ. Потому и кажется, что он унизителен.
Я сама была такая. Но у нас батюшка именно так и отвечает (и мне в том числе), коротким "нет". Я теперь тоже этому учусь.
Ну, когда деньги у меня с собой, я тоже отвечаю просто - нет. Но, если просят сигарету, то честно отвечаю, что не курю.
Говорить короткое нет выгодно на ходу. Если же ты стоишь на месте и не можешь отойти, то когда-нибудь обязательно начнётся и выяснение, почему ты сказал нет. Самое неправильное здесь будет начинать давать объяснения. Скорее всего, Вам придётся ответить чтото типа Сказал и сказал, иди своей дорогой. Здесь само навязчивое выяснение причины уже является враждебным актом и может быть подготовкой к нападению. При этом обороняющийся в более уязвимом положении, он не знает, что будет, не может ударить первым и спланировать нормально свои действия.
Однако, если он соврёт сразу, что денег нет, то роли резко меняются. Уже навязчивый хам оказывается в уязвимом положении. Любая его попытка задержать контакт и подготовить атаку, будет обоснованно расценена как нападение.
 
сомневающийся
Из Ваших сообщениях об алкашах я увидела мотивацию не "донести", а "избежать".
Не донести человеку мысль, исходя из уважения к нему, а избежать неудобств в общении с ним.
Если с алкашами эта мотивация имелась, то и в других случаях она есть (куда ей деться-то).
В этом направлении можно себя поисследовать.
А какую мысль об уважении к алкашу можно до него правдиво донести, если я ему отказываю именно по той причине, что мне его тон кажется наглым, а деньги не пойдут на благое дело? Или правильным было бы ему прочитать лекцию, что сам он мне нравится, но ему надо стать менее наглым и прекратить пить, вот тогда я ему дам сто рублей, если снова встречу через год.
Самое смешное. Допустим он вдруг раскаялся под действием моих слов или выяснилось, что ему не хватает последних ста рублей, чтобы спасти от смерти брата. Я довольный эффектом от своих слов, похлопаю его по плечу, и скажу что денег у меня с собой всё равно нет, а так я ему теперь очень сочувствую.
 
Православный христианин
Вроде, я не испытывал... я не смог...Опять же, потому, что я...
Кругом одно "я". Еще в школе приучают к тому, что это последняя буква алфавита. Сказано в Евангелии "дай" - значит дай, "без если да кабы". Самому Христу подаете в лице того же бомжа. Столько, сколько не жалко. А если пожалели, значит покаялись за поступок - значит стало просто грехом расточительства/не благоразумия.
"Дам 50 рублей - жди". (точка) Пошел домой, взял, принес, ушел молча без всякой елейной болтовни. На молитве вечером припомнил всю ту не любовь которую испытало сердце в тот момент - это и есть Ваш "плод" за оказанную добродетель. (*читайте Исака Сирина)
 
агностик
Но, может это унижение и хорошо? Может надо радоваться, что никому не навредив, увидел в себе гордыню, и слегка её придавил.
А, вот, правдивый ответ здесь обязательно унизит другого.
Нет, лгать без очень весомой причины - плохо, унижение идёт как следствие этой ошибки. Лучше не соврать и не унизиться, чем самому саботировать свое достоинство и целостность. А чтобы не унизить другого, как раз лучше не вдаваться в подробности причины отказа.

Расскажу свою эволюцию отношения к таким ситуациям. В школьные и студенческие годы я всегда старался дать какую-нибудь мелочь в ответ на просьбу. Потом задумался - я ведь не планировал заниматься благотворительностью, человека этого не знаю и скорее всего даже не уважаю, а деньги вряд ли пойдут на что-то полезное. Почему же все равно подаю? Вывод: это результат манипуляции собеседника: вежливая просьба, заискивающий тон и т.п, в сочетании с моим собственным стремлением дёшево потешить свою совесть (мол, помог человеку, молодец).
Перестал давать, стал говорить, что нет денег с собой. Все равно после каждого случая неприятное ощущение. Почему? Потому что солгал, причем скорее всего даже не очень убедительно. А когда лжешь, чувствуешь себя слабым, непоследовательным. Вывод: не нужно придумывать причины, которая оправдывала бы отказ, потому что настоящая причина не нуждается в оправдании - не даю, потому что не хочу. Все просто.

Поэтому теперь просто спокойно говорю "Нет" или вежливое "Нет, спасибо". Не припомню случая, чтобы это повлекло какой-то дальнейший диалог.
 
сомневающийся
Кругом одно "я". Еще в школе приучают к тому, что это последняя буква алфавита. Сказано в Евангелии "дай" - значит дай, "без если да кабы". Самому Христу подаете в лице того же бомжа. Столько, сколько не жалко. А если пожалели, значит покаялись за поступок - значит стало просто грехом расточительства/не благоразумия.
"Дам 50 рублей - жди". (точка) Пошел домой, взял, принес, ушел молча без всякой елейной болтовни. На молитве вечером припомнил всю ту не любовь которую испытало сердце в тот момент - это и есть Ваш "плод" за оказанную добродетель. (*читайте Исака Сирина)
Было много случаев, когда решительно перечислил или дал, а потом выяснилось, что был обманут мошенниками. Именно после них взял за правило не давать кому попало. В данном случае, даже сомнений не было, кому и на что нужны деньги. Вы же, наверное, каждый день видите по тв рекламы фондов, которые собирают деньги на больных детей. Неужели каждый раз отправляете? Более того, они потом ещё и смсками бомбить начинают, тоже на каждую деньги посылаете?
 
сомневающийся
Нет, лгать без очень весомой причины - плохо, унижение идёт как следствие этой ошибки. Лучше не соврать и не унизиться, чем самому саботировать свое достоинство и целостность. А чтобы не унизить другого, как раз лучше не вдаваться в подробности причины отказа.

Расскажу свою эволюцию отношения к таким ситуациям. В школьные и студенческие годы я всегда старался дать какую-нибудь мелочь в ответ на просьбу. Потом задумался - я ведь не планировал заниматься благотворительностью, человека этого не знаю и скорее всего даже не уважаю, а деньги вряд ли пойдут на что-то полезное. Почему же все равно подаю? Вывод: это результат манипуляции собеседника: вежливая просьба, заискивающий тон и т.п, в сочетании с моим собственным стремлением дёшево потешить свою совесть (мол, помог человеку, молодец).
Перестал давать, стал говорить, что нет денег с собой. Все равно после каждого случая неприятное ощущение. Почему? Потому что солгал, причем скорее всего даже не очень убедительно. А когда лжешь, чувствуешь себя слабым, непоследовательным. Вывод: не нужно придумывать причины, которая оправдывала бы отказ, потому что настоящая причина не нуждается в оправдании - не даю, потому что не хочу. Все просто.

Поэтому теперь просто спокойно говорю "Нет" или вежливое "Нет, спасибо". Не припомню случая, чтобы это повлекло какой-то дальнейший диалог.
В этом есть логика. Но, у меня бывало, что дальнейший диалог возникал. Ответ, не даю, потому что не хочу, мне тоже кажется вполне удачным для такого диалога. И всё же, у меня такое ощущение, что здесь неудобство не исчезает, а заглушается раздражением на собеседника.

Помню, был у меня ещё один похожий случай. Лежал на пляже, а рядом метрах в 50 был островок камыша. Дети там развели костёр, бросили и убежали, огонь перекинулся на камыш, но его дальнейшего развития не предвиделось. Вдруг прибегает какой-то мужичёк и с громкими матами начинает метаться в этих камышах. Выскакивает, свистит мне и орёт, эй ты, а ну бегом сюда, тушить! После таких слов у меня вроде и других вариантов нет, как сообщить что я ему не собака и по его свистку никуда не бегаю. А если будет упорствовать, то и ему наподдать слегка. В общем, я просто отвернулся. Но осадок опять же, остался. Вроде, как ни поступи, всё плохо.

Если уж вспоминать такие случаи, то ещё более забавный произошёл со мной на пробежке. Иду себе, никого не трогаю. Рядом ребёнок лет 10 заламывает руку и мучает ребёнка лет 7. Маленький просит, дяденька защитите меня. Я старшему говорю сначала словами, потом отнимаю у него младшего, но он всё скачет вокруг меня, и уже меня пытается ногой пнуть. Во время пинка я убираю ногу и толкаю его в грудь навстречу, он падает и уползает под кустами кудато. Я иду дальше. Метров через сто меня догоняет его папаша, и начинается гнилой базар. Не люблю этих выяснений, поскольку можно незаметно пропустить первый удар. Сымитировал сам первую атаку, но без удара, дал ему два раза провалиться на его атаке, и провёл ответную контратаку. Потом он улетел в канаву, и там я на него сел сверху, но добивать не стал, предложил на этом и закончить. Он согласился, но всё же спросил, изза чего всё началось. Оказалось эти двое детей братья. Вроде всё хорошо кончилось, но неприятный осадок остался. Хоть никто и не виноват.

Может правильно говорят индуисты, что чувство вины в нас говорит о нашем недоверии Богу. Что мы считаем себя обязанными и способными разрешать те ситуации, которые Он знает как и зачем созданы. Мы попытались поступить пррравильно, а уж результат не наша ответттттственность
 
Сверху