Чудотворные иконы

Введение
Икона, как образ еще на VII Вселенском Соборе была окончательно утверждена через догмат иконопочитания как средство Спасения. В православном богословии достаточно четко определены вероучительные и литургические функции . Однако на AZBYKA.RU нет тем посвященных иконе как чудотворной святыне.
Дело в том, что икона как вера в Воплощение не ограничивается только своим образом. От самого раннего периода христианства икона была известна как чудотворная святыня, ставшая таковой через нерукотворные, явленные Божией Благодатью вселенские святыни - ахиропита (от греч. a- cheiro-poitos). Только нерукотворные образы признавались равными таким святыням как Честное Древо Креста Господня, Риза Богоматери или мощи великих святых, и чтились выше икон, написанных святым апостолом и евангелистом Лукой. Первой и самой главной такой иконой был образ Спасителя из Эдессы. Он всегда заключен в золотой ковчег, его никому не показывают даже самому императору, в связи с имевшими место грозными знамениями. Воля Божия усматривается также и в последующих копиях, которые сначала чудесно возникают от Эдесского образа как нерукотворные копии, а затем появляются и рукотворные списки, от которых также происходят чудеса. В VI–VIII вв. существовало несколько таких копий. В середине VIII в. было составлено первое описание 9-ти таких нерукотворных икон, который к 843 г. уже был расширен до 14-ти. В первое воскресение Великого Поста на празднование Торжества православия этот свод читался за богослужением как свидетельство победы иконопочитания .
Таким образом, чудотворная икона, являясь частью Священного Предания, требует глубокого изучения как богословском, так и в историческом аспекте. Такое изучение уже происходит. Множество сайтов и тем Азбуки посвящено отдельным чудотворным иконам и чудесам от них происходящим, однако системного изучения и осмысления не происходит. Это приводит к ущербу в почитании святынь. Поэтому мы открыли интернет-конференцию чудотворный-образ.рф и пытаемся восполнить этот пробел в нашем церковном знании.

Для начала определим некоторые известные понятия:
В Русской Православной Церкви чудотворные иконы стали различаться как местно-чтимые и общецерковные. Последние как признанные церковной властью, в результате многочисленных свидетельств верующих, чудотворные иконы включались в общецерковный список, который ежегодно публикуется в церковном календаре. Такое включение уже само по себе стимулировало изучение истории иконы, и поэтому в отношении таких икон степень изученности более высока. Однако прославление большинства таких икон произошло из ряда местно-чтимых, почитание которых сформировалось на местных преданиях. Поэтому этот общецерковный список далеко не отражает всей глубины влияния чудотворных икон на церковную жизнь.
 
Почитание чудотворной иконы отличается от иконы

Чудотворная икона как часть Священного Предания, является и вещественной святыней и догматическим образом. Другими словами, если в иконе как в образе почитанию принадлежит только изображение, а не доска и краски, то в чудотворной иконе почитается и само вещество. Таким же образом, как святость святых переносится на их мощи и личные предметы, послужившие подвигу. Например, мы чтим Крест не только как образ, но и части древа Креста Господня. Это никогда не оспаривалось в церкви, и поэтому если чудотворная икона от ветхости теряла свой образ, то изображение переписывали или поновляли на том же самом веществе. Полностью сохраняя почитание чудотворной иконе, даже если изображение было совершенно изменено. Ярким примером является чудотворная Ченстоховская икона Божией Матери.
 
Современное почитание Ченстоховской иконы Божией Матери


Ченстоховская икона Божией Матери. Оригинал 2014.


Аннотация: Работа представляет собой как обзор существующих преданий о чудотворной иконе, так и отчет о современном прославлении православной святыни.

Ченстохо́вская ико́на Бо́жией Ма́тери – находится в Ясногорском католическом монастыре г.Ченстохов Польша. Праздник иконы отмечается католиками 26 августа, а православными 19/6 марта. Это довольно большая икона 122 x 82 x 3.5 см.


Монастырь на Ясной Горе. 2014.

История иконы

Икона известна уже в 66—67 годах, когда во время разрушения Иерусалима римскими войсками императора Веспасиана и Тита, христианами она была перенесена в Пеллу и в пещерах между гор сохранялась с другими святынями. В 326 году, св. Елена вывезла икону в город Константинополь. В Галиции икона уже известна в XII веке. Галицкий князь Лев Данилович перевёз икону в город Белз, где она прославилась многочисленными чудесами. В Ченстохово икона оказалась потому, что эта местность народом всегда связывалась именами святых равноапостольных просветителей славян Кирилла и Мефодия. В древности по всей долине реки Варты насчитывалось 12 православных монастырей и множество храмов Восточной Церкви. Поэтому 1382 году польский князь Владислав Опольский перенес икону на Ясную Гору, около Ченстоховы, а сам решил поселиться неподалеку, в Олыптинском замке. Видимо тогда же – появился документ, устанавливающий неоспоримое право монахам ордена святого Павла-пустынника (так называемые “павликиане”) на Ясно-горский монастырь и чудотворную икону. Сам орден уже был здесь со времен отца короля Людовика – Карла Анжуйского.


Почитание иконы в Кракове.

С начала XV века монастырь подвергся нападению гуситов. Однако чудотворный образ был спасён, но на иконе остались два шрама от ударов саблей. В 1430 году икона была повреждена иконоборцами-таборитами поэтому в 1434 году образ заново переписали на той же доске.

Иконография

Католическое предание относит образ иконы к константинопольской Одигитрии. А искусствоведческий анализ датирует икону к Византии IX—XI веков. В России, Украине и Польше известны различные изводы Ченстоховской иконы, значительно отличающиеся друг от друга. Часть из этих икон считается чудотворными.


Вотинные привесы на стенах. 2014.

Так в России почитается точная копия польского варианта Ченстоховской иконы, которая находится в Санкт-Петербургском Казанском соборе. Этот образ был преподнесён русским казакам в 1813 году при освобождении Ченстоховской крепости от Наполеона.

На Украине в Свято-Троицком Браиловском женском монастыре, в местечке Браилов Винницкой епархии, хранится наиболее древняя копия образа византийского письма. Одна из них находится на Украине. Предание гласит, что икона была пожертвована брацлавским подсудком (заседателем земского суда) Михаилом Кропивницким в основанный им в городе Виннице Благовещенский монастырь. В 1845 году монастырь перешел в Браилов, а икона стала называться Браиловской Ченстоховской.

Существует также резко отличающийся извод, который впоследствии стал считаться изводом другой иконы – иконы “Умягчение Злых Сердец”.

Общий «рисунок» Ченстоховской иконы, несомненно, представляет собой традиционный в православной иконографии тип «Одигитрии». Божия Матерь также держит на левой руке Младенца-Христа и правой рукой указывает на Него. Спаситель же благословляет правой рукой, а левой удерживает Святое Евангелие. Однако икона все-таки нарисована в готическом стиле. Это и цвет, и формы и украшения риз Богомладенца и Божией Матери. Лик Божией Матери имеет очевидное сходство с сиенскими Мадоннами эпохи треченто. Узкие глаза и тонкие брови. Тем не менее православная традиция проглядывается в открытых руках и сохранении кровоточащих ран. Следует отметить, что икона лишь иногда называется «Чёрная мадонна», скорее как традиция, поскольку Ее лик достаточно светел.

Традиции почитания


Маршрут крестного хода к чудотворной иконе.

За многовековую историю пребывания Ченстоховской иконы в Польше страна не раз спасалась от завоевателей. В 1655 году Ясную Гору подверглась шведскому нашествию. Героическая оборона монастыря, несмотря на значительное превосходство врагов, связывается в стране с помощью чудотворной иконы. Эти события описаны в романе Г.Сенкевича «Потоп». Король победившей Польши – Ян Казимир, провозгласил во Львове 1 апреля 1656 года Божию Матерь Ченстоховскую королевой и покровительницей Польши.


Главные святыни алтаря.

Новое и всемирное прославление иконы произошло в 2000 году, когда папой Иоанном Павлом IIстал поляк. Новый папа везде, где только не бывал, устанавливал почитание чудотворной иконы. Так в Ватикане была устроена часовня в честь этой иконы. Польские католики связывают с Ченстоховской иконой развитие общекатолического почитания Божией Матери и православных икон в XX-XXIвеках. Существует пророчество об особой роли этой чудотворной иконы в процессе воссоединения церквей. Может быть, поэтому католики перенимают православные традиции во всех формах почитания этой чудотворной святыне.

Так уже становится устойчивой традицией во время масштабных паломничеств проводить крестный ход из Кракова к чудотворной иконе в Ченстохов. Пресса оценивает размеры паломничества в 4 млн. человек. Составлен и периодически читается акафист посвященный иконе. По примеру других греческих святынь установлен обряд открытия иконы под звуки барабанов и литавр.


Для поклонения на коленях.

Поклонение иконе совершается через движение на коленях по периметру центральной части храма и под иконой (примерно 50 м.). Власти устроили громадный парк вокруг монастыря, который уже подготовлен для регулярных визитов папы и совершения открытых месс с возможностью участия нескольких сотен тысяч человек. Каждое совершившееся чудо украшается так называемым “вотом” – благодарным даром в виде серебряного сердца или иконы. Такими вотинными привесами заполнены все стены храма, где находится святыня. Кроме этого развиваются и другие народные формы почитания иконы. Так, например, перед иконой поют песни под гитару цыгане.


Пение акафиста

Очевидна цель Божией Матери, которая через Свою чудотворную икону не желает покидать древние православные места ожидая,что и мы возродим здесь веру.
 
г.Иваново
Православный христианин
Другими словами, если в иконе как в образе почитанию принадлежит только изображение, а не доска и краски, то в чудотворной иконе почитается и само вещество.
Согласно догмату иконопочитания, чествование иконы относится не к ее веществу, не к дереву и краскам, но к изображенной на ней личности и, следовательно, не имеет характера идолопоклонства (“честь, воздаваемая образу, восходит к его первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется существу (ипостаси) изображенного на ней”).

http://www.verapravoslavnaya.ru/?Ikonopochitanie_-_alfavit#5

Где написано что чудотворная икона является исключением из этого правила?
 
Очевидно, что Вам недоступно понимание святости и святыни. А догмат для Вас формальный текст. Догмат относится к утверждению иконы как образа. А Чудотворная икона это свидетельство воплощения, поскольку Святой Дух проявляет сверхъестественное посредством вещественного. Если бы Вы оказали доверие традиции Вам бы не пришлось блуждать в догматах применяя их не по разуму.
 
г.Иваново
Православный христианин
Если бы Вы оказали доверие традиции Вам бы не пришлось блуждать в догматах применяя их не по разуму.
Я не блуждаю в догматах, а твёрдо их исповедую дабы не уйти в ересь, что есть смертный грех.
О какой традиции идёт речь? Вы предлагаете Вам верить на слово? Где написано что в чудотворной иконе почитается и само вещество?
Если вы не предьявите убедительных доказательств, я пожалуюсь на вас администрации форума.
 
Екатеринбург
Православный христианин
Другими словами, если в иконе как в образе почитанию принадлежит только изображение, а не доска и краски, то в чудотворной иконе почитается и само вещество.

Батюшка, нужно ведь не веществу поклоняться, а благодати, источающейся через это вещество.
 
Это конечно, так. Но взгляните глубже: Благодать избирает по неведомому нам Промыслу вещество, посредством которого проявляется в вещественном мире. Это вещество не есть нечто не определенное, а конкретное. Непосредственно относящееся к духовному образу. На этом основании и почитаются мощи святых, поскольку их вещественные останки относятся к их благодати. Именно это мне и хотелось указать относительно почитания чудотворных икон. Поэтому, например, существует большая разница в почитании копий и оригинала (первообраза).
И вообще не следует отделять фразы из контекста. Поскольку я далее наглядно объясняю смысл фразы на исторических примерах. Это раздел о практике Веры, а не о Догматике. Вы попали не туда.
 

Евгений Ананьев

Супер Модератор
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
http://www.pravoslavie.ru/gallery/image79_16144.htm

Это к вопросу о веществе. Напечатана икона Божией Матери "Акафистная" была на газетной бумаге.... "Дух дышит, где хочет Ин.3:8"

Аналогия: фотография родителей (или детей) в альбоме, в рамке или в памяти смартфона всегда вызывает одни и те же чувства. Ведь не способ передачи, а сама информация (образ/первообраз) - вот что важно!
 
Православный христианин
Чудотворная икона как часть Священного Предания, является и вещественной святыней и догматическим образом. Другими словами, если в иконе как в образе почитанию принадлежит только изображение, а не доска и краски, то в чудотворной иконе почитается и само вещество. Таким же образом, как святость святых переносится на их мощи и личные предметы, послужившие подвигу. Например, мы чтим Крест не только как образ, но и части древа Креста Господня. Это никогда не оспаривалось в церкви, и поэтому если чудотворная икона от ветхости теряла свой образ, то изображение переписывали или поновляли на том же самом веществе. Полностью сохраняя почитание чудотворной иконе, даже если изображение было совершенно изменено. Ярким примером является чудотворная Ченстоховская икона Божией Матери.
Так все иконы чудотворные.Просто об одних известно больше,о других меньше.
Если же приимем утверждение что вещество (т.е краски)-свято,то тогда любой предмет написаный этим веществом к примеру огурец,станет святым.Напишем помидор-станет святым,прям наяву пища богов.Так веровать,значить нужно принимать эзотеризм за основу.
Святость не переносится,вот так механичесски,отрешенно от волиизьявления человека освятившего предметы своего обихода своей внутренней силой.Так же и Крест освященный Волею Господа,сохраняет Его Животворение,а не своё,т.е дерева как вещества.
 
Екатеринбург
Православный христианин
Батюшка, давайте не будем путать воипостасное соединение естеств в Сыне - с иконами. Такое сравнение ну никак не может быть здесь применено.

Если Господь избрал воду для освящения, то неужели мы станем поклоняться естеству воды?

Господь Сам избирает то средство, через которое желает явить Своё благодатное действие. Если это чудотворная икона, то не в её веществе дело, а в воле Бога явить через этот образ благодать, при почтении с нашей стороны к первообразу. Вот здесь и возникает противоречие: мы первообраз почитаем или вещество, на котором изображён образ? Если устранить из сознания первообраз и даже образ, то останется поклонение веществу, но к чему это приведёт?

В каком смысле Вы мне говорите, что я попала не туда?
 
Напомню что было написано "в чудотворной иконе почитается и само вещество. Таким же образом, как святость святых переносится на их мощи и личные предметы, послужившие подвигу. Например, мы чтим Крест не только как образ, но и части древа Креста Господня".
Вот Ваш вопрос "мы первообраз почитаем или вещество, на котором изображён образ?" - мы почитаем и первообраз и то вещество которое послужило действию благодати. Относительно мощей святых я вижу Вы не оспариваете этого, так почему доска послужившая чудотворному образу лишена святости?
Вот что говорит Библия о святыне: В священном писании о понятии «святыня» начинается речь только книге Исход: «И сделай полированную дощечку из чистого золота, и вырежь на ней, как вырезывают на печати: "Святыня Господня"» (Исход 28,36). Это одна из первых святынь, о которой напрямую говориться в Библии. В дальнейшем понятие святыни распространяется на первые жертвы, жертвенник, храм-скинию и на служителей его. А общим свойством святыни становится определение как «посвящение Богу». Из свойств святыни здесь можно выделить, что «все, прикасающееся к жертвеннику, освятится» (Исх. 29, 37), или святыня может быть осквернена (Лев. 22, 5). При этом люди Израиля должны: «осторожно поступали со святынями сынов Израилевых и не бесчестили святаго имени Моего в том, что они посвящают Мне» (Лев. 22, 2). О необходимости прославлении святынь Господних говорят такие стихи псалмопевца Давида: «Пойте Господу, святые Его, славьте память святыни Его» (Пс.29-5). О поклонении и украшении святынь: «поклонитесь Господу во благолепии святыни. Трепещи пред лицем Его, вся земля!» (Пс. 95-9). О необходимости совершении песнопений во время богослужении святыням говорят такие стихи: «Хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его» (Пс. 97, 1). Необходимость отделения святынь от «не святынь» говорят многие пророки, и в частности, например пророк Иезекииль: «Священники ее нарушают закон Мой и оскверняют святыни Мои, не отделяют святаго от несвятаго и не указывают различия между чистым и нечистым, и от суббот Моих они закрыли глаза свои, и Я уничижен у них» (Иез. 22, 26).
В Новом Завете Господь подтверждает ветхозаветные традиции почитания святынь: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7, 6). О том же повествуют апостолы: «очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2Кор. 7, 1).
В Книге Правил Святых апостол, святых соборов Вселенских и Поместных, и святых отец — репринт с издания 1893. — М.: Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1992. Указано более конкретно что святынями являются:
1) Учение, Таинства, Богослужения, церковная иерархия, верующие [с. 119-121];
2) Мощи святых [с. 125];
3) Храмы, [с. 125];
4) Честные иконы [ с. 126].
5) Древние обычаи, неписанные законы и правила церковные [с. 119, 125].
Так почему же Вы отказываете древним чудотворным иконам в святости тех предметов на которых они изображены?
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Вот почему-то вспомнилось.
Исход, 3:5
«И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая». Земля на которой явился Господь видимым образом.
 
Православный христианин
Вот почему-то вспомнилось.
Исход, 3:5
«И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая». Земля на которой явился Господь видимым образом.
И......? Что став на эту землю Вы станете Богом? или святым на крайний случай? К чему ведут такие воспоминания.Развивайте свою недосказаность,чего уж там.Вон у католиков после Второго Ватиканского собра,и крики к Пилату-"Распни Его",были оказывается продиктованы желанием окропиться Кровью Христа,приобщиться таким образом к лику праведников.И Иуда-то послужил благому делу,да много еще чего сверхчувственного они там понапридумывали.Но нам то зачем все эти кощунства,некие истолкования лже действий благодати?Вернее Вам это зачем.Разве не чли
-"род лукавый и прелюбодейный ищет знамения"(Лук.11-29)
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Послание к Титу святого апостола Павла
Глава 1.
15. Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.

А если Бог Освятил что либо через Священников, либо Сам Проявил Себя, То Свято! Но нечистому может ли быть Освященным. Здесь есть такое слово для нас благоговение.
 
г.Иваново
Православный христианин
«Мы поклоняемся иконам, воздавая поклонение не веществу, но посредством их тем, кто на них изображается. Ибо, как говорит божественный Василий, воздаваемая иконе честь переходит на первообраз» (Преп. Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы. Слово 1:41);

«Честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу и покланяющийся иконе покланяется ипостаси изображенного на ней» (Определение VII Вселенского Собора // Деяния Вселенских Соборов. Т. 4. СПб., 1996. С. 591);

«Покланяющийся изображению покланяется тому, кого верно представляет изображение. Ибо не сущности, т.е. не веществу изображения он покланяется, но начертанному на нем» (Преп. Феодор Студит. О почитании икон. Письмо Платону);

«Поклонение воздается не веществу изображения, ибо это нам чуждо и есть дело служащих твари помимо Творца; но когда в изображении Христа поклонение воздается Христу, то вещество изображения остается совершенно не участвующим в поклонении, воздаваемом изображенному на нем Христу» (Там же);

«Православные, глядя на икону, не к ней обращаются, и не дерево и краски являются предметом нашего поклонения, а Личность, изображенная на иконе» (Священник Вячеслав Рубский. Православие – протестантизм. Штрихи полемики. Гл. 5. Иконопочитание).

Что касается святых мощей, предметов и т.п., то почитательное поклонение и там воздаётся Божественной благодати, передающейся через них, а не самому веществу.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Юродивый Василий Блаженный однажды взял булыжник и кинул в икону Богоматери. Это было в Москве, на Варварке. Народ бросился бить юродивого, а он кричал: "Краску-то отскоблите, краску!" Люди прекратили мордобой и чуть-чуть поскоблили икону. Василий оказался прав, под верхним слоем, под ликом Богоматери, была — дьявольская харя! Это не выдумка жития, подобные иконы действительно существовали, назывались адописные. Люди, молясь на такие иконы, сами того не зная, молились дьяволу. А как узнаешь? Только с помощью юродивого!
 
г.Иваново
Православный христианин
верхним слоем, под ликом Богоматери, была — дьявольская харя! Это не выдумка жития, подобные иконы действительно существовали, назывались адописные.
грех был на тех, кто такие иконы создавал, а не на тех, кто перед ними молился Богу.
Люди, молясь на такие иконы, сами того не зная, молились дьяволу.
как это так? да и разве дьявольская рожа "сильнее" Лика Пресвятой Богородицы?
 
Сверху