Делать ли добро через силу?

Интересующийся
Мне нравится делать добро, но лишь до тех пор, пока это не утруждает меня и ни к чему не обязывает либо если мне нравится тот, кому я хочу помочь. К тому же все зависит от таких факторов, как настроение, занятость и даже доход - очень просто раздать тысячу, если твой доход в тридцать раз больше, но когда ты заработал лишь около 10000 руб, подумаешь много раз, прежде чем подать хоть кому-то. Легко посидеть с людьми из дома престарелых, когда тебе нечего делать, но если вечером ждет что-нибудь интересное, я невольно смотрю на часы и браню в душе задерживающих меня стариков, так некстати разговорившихся. Понимаю, что это нехорошо, но ничего не могу с собою поделать. Так же не могу давать обязательства кому-либо помогать - если что-нибудь обещаю, чувствую себя подневольным и прихожу в ярость и раздражение (мне проще раздавать каждый месяц 1000 руб. по своему желанию, чем обязаться отчислять с каждой зарплаты 150 руб. на благотворительность, ибо получается, что это уже не моя милость и прихоть, а угнетающая обязанность).
Скажите пожалуйста, что мне делать - помогать лишь по желанию, чувствуя радость от добрых дел, или делать это всегда, ненавидя и себя, и тех, кому помогаю, и саму добродетель? Спасибо!
 
Православный христианин
Скажите пожалуйста, что мне делать - помогать лишь по желанию, чувствуя радость от добрых дел, или делать это всегда, ненавидя и себя, и тех, кому помогаю, и саму добродетель? Спасибо!

Делай через силу, но по чуть-чуть. Чтобы для тебя это было тяжелым, но посильным испытанием.
 

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Мне нравится делать добро, но лишь до тех пор, пока это не утруждает меня и ни к чему не обязывает либо если мне нравится тот, кому я хочу помочь. К тому же все зависит от таких факторов, как настроение, занятость и даже доход - очень просто раздать тысячу, если твой доход в тридцать раз больше, но когда ты заработал лишь около 10000 руб, подумаешь много раз, прежде чем подать хоть кому-то. Легко посидеть с людьми из дома престарелых, когда тебе нечего делать, но если вечером ждет что-нибудь интересное, я невольно смотрю на часы и браню в душе задерживающих меня стариков, так некстати разговорившихся. Понимаю, что это нехорошо, но ничего не могу с собою поделать. Так же не могу давать обязательства кому-либо помогать - если что-нибудь обещаю, чувствую себя подневольным и прихожу в ярость и раздражение (мне проще раздавать каждый месяц 1000 руб. по своему желанию, чем обязаться отчислять с каждой зарплаты 150 руб. на благотворительность, ибо получается, что это уже не моя милость и прихоть, а угнетающая обязанность).
Скажите пожалуйста, что мне делать - помогать лишь по желанию, чувствуя радость от добрых дел, или делать это всегда, ненавидя и себя, и тех, кому помогаю, и саму добродетель? Спасибо!
А зачем вообще делать добро как Вы думаете?
 
Украина
Православный христианин


Книга Премудрости Иисуса, Сына Сирахова, 7 *

  • И к бедному простирай руку твою, дабы благословение твое было совершенно.
  • Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости.
  • Не устраняйся от плачущих, и с сетующими сетуй.
  • Не ленись посещать больного, ибо за это ты будешь возлюблен.
  • Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь.
 
Православный христианин
Странно, мне кажется, что вы слишком много на себя берете. От чего можно впасть либо в гордость, либо в уныние...
Почему вы думаете, что то социальное служение, которое вы описываете - единственное добро на свете? Так выходит, что святые отцы - отшельники вообще никому добра не делали, получается? А святые ученые? Полководцы? Ну уж не думаю...
Как мне кажется, Бог в этом мире для каждого припас свой смысл жизни. Может, вам не стоит так рваться в соц служение? Может, Богу угоднее будет, если вы выполните честно и качественно свою ежедневную работу? В ней заимеете какие-то успехи? Если нет работы, тогда в учебе? Или кто-то из вашей семьи нуждается в заботе? Может, вам стоит лучше начать борьбу со своими страстями и пороками? Или как минимум просто прочитать все Евангелие? Христианство ведь не заключается в одном только социальном служении и благотворительности...
Я могу быть не прав, но в Евангелии есть такой момент, когда к Иисусу подходит человек и говорит, что он исполняет все заповеди, на что Спаситель ему отвечает, что для спасения ему можно продать свое имение и раздать бедным. Как мне кажется, смысл тут в том, чтобы начинать с себя, а уже потом, по мере роста продвигаться дальше.
Буду рад, если кто-то найдет и скажет, что я в чем-то не прав...
 
Интересующийся
А зачем вообще делать добро как Вы думаете?
По двум причинам - чтобы как-то уменьшить зло, сделать мир лучше (но мне очень сложно заставить себя помочь тому, кто мне неприятен, и если я и делаю это, то в основном для того, чтобы польстить себе - вот мол, какой я хороший, милостив даже к врагам) и считать себя неплохим человеком. Как сказал мой школьный учитель: "Если я не помогу пожилой женщине донести тяжелые сумки из симпатии к ней, то сделаю это лишь для того, чтобы считать себя воспитанным человеком".
 
Интересующийся
Странно, мне кажется, что вы слишком много на себя берете. От чего можно впасть либо в гордость, либо в уныние...
Почему вы думаете, что то социальное служение, которое вы описываете - единственное добро на свете? Так выходит, что святые отцы - отшельники вообще никому добра не делали, получается? А святые ученые? Полководцы? Ну уж не думаю...
Как мне кажется, Бог в этом мире для каждого припас свой смысл жизни. Может, вам не стоит так рваться в соц служение? Может, Богу угоднее будет, если вы выполните честно и качественно свою ежедневную работу? В ней заимеете какие-то успехи? Если нет работы, тогда в учебе? Или кто-то из вашей семьи нуждается в заботе? Может, вам стоит лучше начать борьбу со своими страстями и пороками? Или как минимум просто прочитать все Евангелие? Христианство ведь не заключается в одном только социальном служении и благотворительности...
Я могу быть не прав, но в Евангелии есть такой момент, когда к Иисусу подходит человек и говорит, что он исполняет все заповеди, на что Спаситель ему отвечает, что для спасения ему можно продать свое имение и раздать бедным. Как мне кажется, смысл тут в том, чтобы начинать с себя, а уже потом, по мере роста продвигаться дальше.
Буду рад, если кто-то найдет и скажет, что я в чем-то не прав...
На самом деле, мне ближе совсем другой путь. Хочу делать красивые вещи из глины и дерева, писать небольшие рассказы, одаривать тех, кто понравился, включая совершенно незнакомых людей (еще один изъян моей психики - однажды подарил живущей в другом городе девушке лисенка за сотню долларов, но могу спокойно смотреть, как опустившийся тип умирает от голода, ибо в моем представлении побаловать смешную девчонку гораздо важнее, чем поддерживать жизнь в телах маргиналов), мирить ссорящихся, заботиться о природе. Внутренний конфликт вызван лишь тем, что быть лицеприятным считается неприличным, а мне отчаянно хочется считать себя неплохим человеком, но при этом делать добро лишь тем, кто приятен. Даже те же одинокие старики - если они интересны, добры или сделали в прошлом что-то хорошее, у меня после общения с ними остается лишь радость, а когда я непонятно для чего развлекаю брюзгу или зануду, мне хочется придавить этого человека, мучающего меня своими повторяющимися рассказами в благодарность за то, что я пришел проведать его. И мне совершенно непонятно, почему я должен тратить время и силы на тех, кто не стоит того.
Может, мне и в самом деле ограничиться теми, кто вызвал мою симпатию, и не мучить себя? Добро, сделанное приятным мне людям, не перестает быть добром, а о всяких алкоголиках и бомжах пусть заботятся те, кто милосердней меня? И евангельский юноша - один из моих любимых героев. Я тоже хочу делать добро от избытка, а не делиться последней лептой, словно вдова. И по-моему, Иисус в данном случае возжелал слишком уж многого - видя, что человек привязян к богатству и положению, он призвал его отказаться от этого, без колебаний посягая на то, что было для юноши очень важной составляющей жизни. Этот молодой человек и так делал немало добра (соблюдение заповедей и милостыня) - а ведь многие богачи живут лишь для себя.
P.S. А мои пороки мне нравятся. Мне хорошо, когда я удерживаю себя от чего-то очень дурного (однажды мне предложили красть деньги с чужих счетов и я отказался), но нравится позволять себе разные слабости. Пробовал не иронизировать, не хитрить, не писать эротических рассказов - и чувствовал себя словно раб, утрачивая в такие моменты вкус и к добру, и к самой жизни. А когда балую себя и мне хорошо - хочется помогать и другим.
 
Последнее редактирование:

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
По двум причинам - чтобы как-то уменьшить зло, сделать мир лучше (но мне очень сложно заставить себя помочь тому, кто мне неприятен, и если я и делаю это, то в основном для того, чтобы польстить себе - вот мол, какой я хороший, милостив даже к врагам) и считать себя неплохим человеком. Как сказал мой школьный учитель: "Если я не помогу пожилой женщине донести тяжелые сумки из симпатии к ней, то сделаю это лишь для того, чтобы считать себя воспитанным человеком".
Вы очень правильно мыслите.
Как можно сделать мир лучше, если сам являешься частью мира и имеешь злое и тщеславное сердце? Т.е. начинать нужно с себя.

Авва Дорофей пишет.
7. Разумно служащий больному служит для того, чтобы приобрести милостивое сердце, чтобы приобрести чувство сострадания, ибо кто имеет такую цель, тот, что бы ни случилось с ним — скорбь ли извне или сам больной помалодушествует против него — он без смущения переносит все это, взирая на свою цель и зная, что более больной благотворит ему, нежели он больному".

Как видите, цель обозначена четко.

Изучите наставления Аввы Дорофея, многое станет понятно. http://azbyka.ru/otechnik/Dorofej/kak_vozrastat_duxovno/
 
Украина
Православный христианин
И мне совершенно непонятно, почему я должен тратить время и силы на тех, кто не стоит того.
Может, мне и в самом деле ограничиться теми, кто вызвал мою симпатию, и не мучить себя? Добро, сделанное приятным мне людям, не перестает быть добром, а о всяких алкоголиках и бомжах пусть заботятся те, кто милосердней меня? .
  • Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари*? //*Сборщики податей.
  • И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
  • Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. Евангелие от Матфея
 
Православный христианин
А мои пороки мне нравятся.
Святой Ефрем Сирин писал, что "Церковь это не общество торжествующих святых, это толпа кающихся грешников." Да не будет мне в осуждение добавить, что грешники не только должны каяться, но и нести плод покаяния - борьбу со своими страстями.
В приведенном вами примере из Евангелия есть и продолжение: "Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись? Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу."
Святые Отцы говорят, что человеку невозможно победить свои страсти, без помощи и участия Бога. А когда Бог исцелит душу от какой-то старой страсти - тогда и не захочется по ней идти.
Я думаю, что на таком этапе углубление в дебри мало что даст. Я сам, к сожалению, этим когда-то начал заниматься. Но потом, прочитав Евангелие, действительно понял, что нужно соблюдать две главные заповеди: "Любить Бога" и "Любить ближнего", а все остальное приложится к этому.
Когда я вижу человека, мне неприятного, я думаю, что Бог за него страдал.
 
Православный христианин
Из собственного опыта расскажу.
Решил для себя, делать хоть какие то добрые дела. Ну самое простое, это когда куда нибудь еду, то подвожу людей, которые "голосуют". И вот в чем дело. Как правило езжу всегда один, но нет народа который "голосует". Как только еду с дачи, с женой, котом, полный багажник и полный салон забит чем нибудь, сразу нарываюсь на "голосуещего" и вот тут бес сидящий на плече, начинает мне говорить: да куда мы его посадим? у тебя жена, кот, забитая машина. Едь давай, в другой раз доброе дело сделаешь...
И жена начинает тоже вопить, что сажать не куда. И вот тут идёт у меня раздрожение. Хочу помочь, но не могу. Приходится через силу останавливаться, и начинать разгребать сумки на задних сидениях. что бы человек хоть как то залез. Домой приезжаю, сумки разбираю, помидоры в смятку, огурцы помяты... Вот результат доброго дела. Получил не удобства. Потерял часть урожая. Но доброе дело сделал. Оно для души полезнее!
Вот лично считаю, что настоящая помощь оказывается именно когда сам находишься в тяжелом, не удобном положении. В любом случае хорошо вам или не совсем, помощь надо оказывать даже через силу.
 
Украина
Православный христианин
Вот лично считаю, что настоящая помощь оказывается именно когда сам находишься в тяжелом, не удобном положении. В любом случае хорошо вам или не совсем, помощь надо оказывать даже через силу.

Да доброе дело сделать трудно, гордынька ж в нас так и прёт. Вот намедни попросили болящего навестить, да ещё и крестить его уже умирающего. Оно ж сразу пошло что трудно добраться, а может он вообще не верующий и т.п. Но как себя пересилишь да с помощью Божией и крестили болящего и причастили , да и помолимся о нём. Надо понуждать себя а то гордость и лень могут уничтожить всё.
 
оренбург
Православный христианин
.... Добро, сделанное приятным мне людям, не перестает быть добром....
так и есть, но плоды такого добра, как правило, рождаются от( и становятся достоянием) тщеславия...

....
2. Тщеславие, по виду своему, есть изменение естества, развращение нравов, наблюдение укоризн. По качеству же оно есть расточение трудов, потеря потов, похититель душевного сокровища, исчадие неверия, предтеча гордости, потопление в пристани, муравей на гумне, который, хотя и мал, однако расхищает всякий труд и плод. Муравей ждет собрания пшеницы, а тщеславие собрания богатства: ибо тот радуется, что будет красть; а сие, что будет расточать.
   3. Дух отчаяния веселится, видя умножение грехов; а дух тщеславия, когда видит умножение добродетелей; ибо дверь первому множество язв, а дверь второму изобилие трудов.
   4. Наблюдай и увидишь, что непотребное тщеславие до самого гроба украшается одеждами, благовониями, многочисленною прислугою, ароматами и тому подобным.
   5. Всем без различия сияет солнце: а тщеславие радуется о всех добродетелях. Например: тщеславлюсь, когда пощусь; но когда разрешаюпост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить, побеждаюсь тщеславием; замолчу, и опять им же победился. Как ни брось сей троерожник, все один рог станет вверх.
   6. Тщеславный человек есть идолопоклонник, хотя и называется верующим. Он думает, что почитает Бога; но в самом деле угождает не Богу, а людям.
(преп. Иоанн Лествичник)
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Мне нравится делать добро, но лишь до тех пор, пока это не утруждает меня и ни к чему не обязывает либо если мне нравится тот, кому я хочу помочь. К тому же все зависит от таких факторов, как настроение, занятость и даже доход - очень просто раздать тысячу, если твой доход в тридцать раз больше, но когда ты заработал лишь около 10000 руб, подумаешь много раз, прежде чем подать хоть кому-то. Легко посидеть с людьми из дома престарелых, когда тебе нечего делать, но если вечером ждет что-нибудь интересное, я невольно смотрю на часы и браню в душе задерживающих меня стариков, так некстати разговорившихся. Понимаю, что это нехорошо, но ничего не могу с собою поделать. Так же не могу давать обязательства кому-либо помогать - если что-нибудь обещаю, чувствую себя подневольным и прихожу в ярость и раздражение (мне проще раздавать каждый месяц 1000 руб. по своему желанию, чем обязаться отчислять с каждой зарплаты 150 руб. на благотворительность, ибо получается, что это уже не моя милость и прихоть, а угнетающая обязанность).
Скажите пожалуйста, что мне делать - помогать лишь по желанию, чувствуя радость от добрых дел, или делать это всегда, ненавидя и себя, и тех, кому помогаю, и саму добродетель? Спасибо!
у вас есть хорошее качество,вы честны перед собой.Вы признаете свои слабости,признаете любовь к ним...Вам лишь надо перестать самооправдываться и искать себе оправдания в своих слабостях и поступках.Если вы оправдываетесь,значит видите зло в себе,бесовскую силу и путы связывающие вас.Мысли оправдания это от него,от лукавого.Вы соглашаетесь с намерением оправдать себя и тем самым сочетаетесь с бесами окружающими вас. Ведь вы сами чувствуете,что вы раб греха.
Пробовал не иронизировать, не хитрить, не писать эротических рассказов - и чувствовал себя словно раб
и тут же оправдываете свое состояние
утрачивая в такие моменты вкус и к добру, и к самой жизни.
ловушка вот в этом...
А когда балую себя и мне хорошо - хочется помогать и другим.
а когда вам плохо - то вы тоже делаете плохо другим???
Когда перестанете самооправдываться - начнете ужасаться от своих греховных поступков,ужасаться о своем состоянии плена...Вы это чувствуете и боитесь этого ада ища наслаждение и утешение в утехах. Но ад наступит потом,после смерти,когда реализации утех уже не будет,а останутся голые инстинкты. Страдать за свои грехи все равно придется...Но там процесс этот будет вне времени,то есть бесконечно, как боль от гнилого зуба при живом нерве... Минута - а она не выносима и кажется вечностью.
Добро в вас делает Господь , Сам Христос...Он влагает вам усилия помогать ближним. Но бесам это не очень нравится,по этому ваша злость и раздражение - это их реакция на благодать в вас...и вы это чувствуете,но так как все отождествляете с собой,приписывая доброе себе,то и реакция бесов - кажется вам вашей.Так что почувствуете в следующий раз раздражение и недовольство,радуйтесь - это бесы плачут от недовольства вами.Значит вы все верно делаете.Борите их,помогайте Христу творить добро вашими руками.
 
Крещён в Православии
Всеслав! Мне понравилось Ваше письмо. Вы честны перед собой, честны перед людьми и не пытаетесь казаться лучше или хуже. Никогда не поддавайтесь первому душевному порыву, ибо первый душевный порыв всегда продиктован самыми благородными чувствами. Следуйте за вторым, а лучше за третьим. Попробуйте отказаться от обязанности делать добро, тем более незнакомым. Начните с близких, друзей и членов своей семьи. Услышали, что дочка друга мечтает о золотом украшении, промолчите и ничего не обещайте заранее, а потом придите к ним в гости и подарите золотое украшение. Посмотрите на реакцию друга, его жены и особенно на реакцию их дочери. Прислушайтесь к своей реакции, и если Ваш поступок порадует не только Вас, но и друзей, то Вы сделали всё правильно. Господь не требует от нас ничего сверх наших сил и дает нам Крест по силе нашей. Если добро вызывает у Вас раздражение, то и одариваемый не получает добра. Добро через силу - злом оборачивается и для Вас и для получающего. Перечтите "Тимур и его команда". Добро героев книги было продиктовано личным желанием каждого и было вполне реально. Попробуйте и Вы вначале узнать нужды Ваших подопечных, чтобы не принести грецкие орехи беззубому старику или деньгами откупиться от человека нуждающегося в тихой душевной беседе. А Ваш способ делать добро через силу, больше похоже на "добровольно-принудительный" характер перечисления средств от субботника в "Фонд Мира".
 
Святая Русь
Православный христианин
А мои пороки мне нравятся. Мне хорошо, когда я удерживаю себя от чего-то очень дурного (однажды мне предложили красть деньги с чужих счетов и я отказался), но нравится позволять себе разные слабости. Пробовал не иронизировать, не хитрить, не писать эротических рассказов - и чувствовал себя словно раб, утрачивая в такие моменты вкус и к добру, и к самой жизни. А когда балую себя и мне хорошо - хочется помогать и другим.
Ну это уже вообще не по-христиански. Эротические рассказы - это блуд в сердце своем. А блудники, как известно, Царствия Божия не наследуют. Не надо обманываться. Если Вы этого не можете делать, теряя даже вкус к жизни, то это это рабство греха. Что-то сродни наркомании или алкоголизму. Если в таком состоянии человека застанет Господь (сказано "В чем застану, в том и сужу"), то можно легко угодить в ад на муки вечные.
 
Последнее редактирование:
Сверху