Доникейские отцы

Православный христианин
Еще один вопрос. При чтении разной аналитической литературы (Сагарда, православная энциклоредия) нередко всплывает вопрос о субордицианализме в воззрениях доникейских писателей.

Как этому относится? Как к этому относилась церковь того времени?. Считать (считали ли) их неправославными?

Правильно лия понимаю, что сами писатели считали, что представляли свое собственное мнение, а не мнение церкви.

Спасибо!
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Добрый день!
На Ваш вопрос уже давали ответы многие богословы XX века.
Если подытожить их высказывания, то вкратце ответ будет такой: Многие авторы II-III веков действительно выражались в духе мягкого субординацианизма, но это происходило в основном из-за несовершенства терминологии. Обвинять их в ереси нельзя, поскольку в большинстве своем они вкладывали в эти фразы вполне ортодоксальный смысл. (А дальше надо уже разбирать конретику - кто, когда и что именно говорил)
Церковь того времени вообще не имела четкого языка для выражения наиболее сложных догматических истин, поэтому принимала целый спектр формулировок, осуждая только самые явные ереси.

Что же касается последнего вопроса, то, строго говоря, любое мнение любого автора остается его частным, пока не подтверждено на Вселенском Соборе или на крайне авторитетном Поместном (причем критерии этой авторитетности очень размыты). Даже если какую то мысль высказывает канонизированный и уважаемый автор - это остается в подавляющем большинстве случаев его частным мнением (хотя и весьма авторитетным)
В истории Церкви число конкретных сочинений и формулировок официально принятых как мнение всей Церкви можно пересчитать по пальцам двух рук. Как пример - Слова о богословии Григория Назианзина, "Томос Льва". Из более современных - учение Григория Паламы о Божественных энергиях (избранные формулировки из "Слова в защиту священнобезмолвствующих" и"Триад").
 
Сверху