Допустима ли панихида за инославных?

Православный христианин
Здравствуйте о.Сергий!
Насколько я знаю, на проскомидии подаются записки только за крещёных, а общую можно и за инославных - а как быть с панихидой? Она тоже только для православных или можно и за других? И вообще, человек, который был крещён в Православной Церкви, и потом перешёл в другую конфессию, то как за него подавать - как о заблудшем? А если он умрет в неправославии, как за него молиться?
 
Последнее редактирование модератором:
Здравствуйте о.Сергий!
... на проскомидии подаются записки только за крещённых,а общую можно и за инославных, а как быть с панахидой?она тоже только для православных или можно и за других?и вообще человек который был крещён в православной церкви,и потом перешёл в другую конфессию, то как за него подавать - как о заблудшем? А если он умрет в неправославии, как за него молиться?

Можно ли поминать умерших раскольников по чиноположению православной церкви? На этот вопрос в "Практическом руководстве при совершении приходских треб" есть следующее пространное суждение: "В защиту того мнения, что можно и должно молиться за умерших в расколе, выставляются сказания о том, что преподобный Макарий чудесно слышал однажды от черепа язычника, будто молитва сего преподобного приносит пользу и еретикам, что Григорий собеседник спас своими молитвами язычника царя – Траяна, что греческая царица Феодора спасла своими, особенно соборными молитвами, своего супруга Феофила – иконоборца и гонителя православных. Но первые два из этих примеров суть частные случаи, и притом выходящие из ряда обыкновенных, на которых еще нельзя основывать общего правила; что же касается до сказания о Феофиле, то можно думать, что о нем соборнее моление возносилось вследствие свидетельства его супруги Феодоры о его искреннем раскаянии при кончине своей. Во всяком же случае, если Святейший Синод позволил при погребении неправославных мертвецов только петь одно «Святый Боже» (См. об участ. прав. свящ. при погр. иновер.), то, очевидно, он возбранил все другие церковные песни и молитвословия. Ограничение так тесно и ясно, что не допускает никакого расширения и толкования (Рук. для селъск. паст. 1864 г. т. II стр. 22)."

Поэтому крещёных, но отпавших от православной веры, на частной панихиде всё же допустимо поминать, как заблудших православных. А вот для иноверных христиан Св. Синод определением от 10–15 марта 1847г. постановил: «..православное духовенство по таковым не может совершать домовых панихид». (См. Следует ли православному духовенству служить панихиды над иноверцами?)

Тем не менее, уже в советское время (10.04.1935г.) Патриаршим местоблюстителем митрополитом Сергием была обнародована Резолюция №572 "О поминовении умерших инославных", где с одной стороны подтверждаются решения Святейшего Синода: "Вопрос о поминовении умерших инославных правилами нашей Православной Церкви и неоднократными распоряжениями церковной власти разрешен совершенно определенно и именно в отрицательном смысле: ни отпевать инославных но православному чину, ни служить по ним панихиды, ни поминать их на проскомидии и ектениях не полагается",
но
с другой стороны говорится о существующих на практике частных отступления от церковного порядка, объясняющихся смутностью церковного сознания в обществе... Причём признается, что "вопрос о молитве за умерших инославных в Русской Православной Церкви ставится давно, поскольку об этом свидетельствует не только снисходительная приходская практика, но и практическое решение в некоторых Поместных Православных Церквах, например в Греческой"...

Поэтому резолюция допускает некоторые послабления: "Со строгостью ограничивая в своем поминовении православных от инославных, Церковь, однако, принципиально не возражает против того, чтобы умершим инославным, в особенности тем из них, кто относился к нашей Церкви без вражды, и наоборот с уважением, может быть благотворил ей, чтобы таким инославным при нужде православное духовенство оказывало некоторые церковные почести. Например, по правилам нашей Русской Церкви священник провожает тело инославного на кладбище в богослужебном облачении и с пением «Святый Боже». При этом разумеются те инославные, крещение которых, а с ним и право на звание христианина наша Церковь признает"...

Там же, руководствуясь примером Греческой Церкви, предлагается проект «Чина отпевания инославных», со следующим комментарием: "Конечно, в таком виде чин молитвы за инославных далеко не всех удовлетворит. Но что же делать, если на лицо основная причина неудовлетворительности: сознание, что почивший умер не в общении с Православной Церковью и не обратился к Ее власти вязать и решить. Для верующего это есть главная беда и главная печаль. В сравнении с нею чин отпевания уже ничтожная мелочь, ничего не прибавляющая и не изменяющая. Духовенство может простирать свою любезность до бесконечности, может показывать вид, что особой разницы между православным и инославным оно не признает, что бы ни думала о том Православная Церковь. Такая любезность может ввести в заблуждение разве обывателя равнодушного к вере и мало в ней осведомленного. Верующий же прекрасно знает, что священник не хозяин, а только служитель Церкви; действия его только тогда имеют силу, когда совершаются в согласии с указаниями Церкви, иначе это что-то вроде фальшивой монеты, не имеющей никакой цены и лишь вводящей в обман неопытных и доверчивых людей.....

Таким образом, оставаясь искренними и верными нашей Церкви мы не можем допустить ни поминовения усопших инославных за православной службой (на проскомидии или на ектениях), наряду с православными, ни отпевания инославных по православному чину. Но не встречаем препятствий к тому, чтобы православный священник по просьбе ли православных родственников, по отсутствию ли инославного духовенства или по иной какой причине, оказывал установленные церковные почести умершим инославным, в особенности тем, которые при жизни проявляли уважение к Православной Церкви, и в частном порядке служил по инославным особо составленные службы (отпевание и панихида) для утешения оставшихся родственников и вообще близких к умершему людей".

В мирском переводе с витиевато-елейного языка церковного делопроизводства это означает, что вопрос об исключительной возможности поминовения конкретного инославного христианина делегируется на усмотрение приходского священника...
 
Последнее редактирование:
Сверху