Достоевский о несносных родителях

Одесса
Православный христианин
Здравствуйте! Если читали Достоевского "Братья Карамазовы", подскажите. Там есть момент, когда адвокат в прениях говорит о родителях. Правильны ли эти слова?
 
Последнее редактирование модератором:
Дорогой Артур!
К сожалению мне в голову еще не вмонтировали такой "винчестер", чтобы все содержание романа держать в деталях. :( В общих чертах помню, что вся оправдательная речь защитника строилась на обличении нравственного уродства убитого старика Карамазова, на его несносном характере, позволяющем считать отца бедой, постигшей детей...
Пожалуйста, конкретизируйте свой вопрос точной цитатой...
 
Последнее редактирование:
Одесса
Православный христианин
Извиняюсь!

"Я спрашивал сейчас: что такое отец, и воскликнул, что это великое слово, драгоценное наименование. Но со словом, господа присяжные, надо обращаться честно, и я позволю назвать предмет собственным его словом, собственным наименованием: такой отец, как убитый старик Карамазов, не может и недостоин называться отцом. Любовь к отцу, не оправданная отцом, есть нелепость, есть невозможность. Нельзя создать любовь из ничего, из ничего только Бог творит. „Отцы, не огорчайте детей своих“, — пишет из пламенеющего любовью сердца своего апостол. Не ради моего клиента привожу теперь эти святые слова, я для всех отцов вспоминаю их. Кто мне дал эту власть, чтоб учить отцов? Никто. Но как человек и гражданин взываю — vivos voco! Мы на земле недолго, мы делаем много дел дурных и говорим слов дурных. А потому будем же все ловить удобную минуту совместного общения нашего, чтобы сказать друг другу и хорошее слово. Так и я: пока я на этом месте, я пользуюсь моею минутой. Недаром эта трибуна дарована нам высшею волей — с нее слышит нас вся Россия. Не для здешних только отцов говорю, а ко всем отцам восклицаю: «Отцы, не огорчайте детей своих!» Да исполним прежде сами завет Христов и тогда только разрешим себе спрашивать и с детей наших. Иначе мы не отцы, а враги детям нашим, а они не дети наши, а враги нам, и мы сами себе сделали их врагами! «В ню же меру мерите, возмерится и вам» — это не я уже говорю, это Евангелие предписывает: мерить в ту меру, в которую и вам меряют. Как же винить детей, если они нам меряют в нашу меру? Недавно в Финляндии одна девица, служанка, была заподозрена, что она тайно родила ребенка. Стали следить за нею и на чердаке дома, в углу за кирпичами, нашли ее сундук, про который никто не знал, его отперли и вынули из него трупик новорожденного и убитого ею младенца. В том же сундуке нашли два скелета уже рожденных прежде ею младенцев и ею же убитых в минуту рождения, в чем она и повинилась. Господа присяжные, это ли мать детей своих? Да, она их родила, но мать ли она им? Осмелится ли кто из нас произнести над ней священное имя матери? Будем смелы, господа присяжные, будем дерзки даже, мы даже обязаны быть таковыми в настоящую минуту и не бояться иных слов и идей, подобно московским купчихам, боящимся «металла» и «жупела». Нет, докажем, напротив, что прогресс последних лет коснулся и нашего развития и скажем прямо: родивший не есть еще отец, а отец есть — родивший и заслуживший. О, конечно, есть и другое значение, другое толкование слова «отец», требующее, чтоб отец мой, хотя бы и изверг, хотя бы и злодей своим детям, оставался бы все-таки моим отцом, потому только, что он родил меня. Но это значение уже, так сказать, мистическое, которое я не понимаю умом, а могу принять лишь верой, или, вернее сказать, на веру, подобно многому другому, чего не понимаю, но чему религия повелевает мне, однако же, верить. Но в таком случае это пусть и останется вне области действительной жизни. В области же действительной жизни, которая имеет не только свои права, но и сама налагает великие обязанности, — в этой области мы, если хотим быть гуманными, христианами наконец, мы должны и обязаны проводить убеждения, лишь оправданные рассудком и опытом, проведенные чрез горнило анализа, словом, действовать разумно, а не безумно, как во сне и в бреду, чтобы не нанести вреда человеку, чтобы не измучить и не погубить человека. Вот, вот тогда это и будет настоящим христианским делом, не мистическим только, а разумным и уже истинно человеколюбивым делом…»

В этом месте сорвались было сильные рукоплескания из многих концов залы, но Фетюкович даже замахал руками, как бы умоляя не прерывать и чтобы дали ему договорить. Все тотчас затихло. Оратор продолжал:
«Думаете ли вы, господа присяжные, что такие вопросы могут миновать детей наших, положим, уже юношей, положим, уже начинающих рассуждать? Нет, не могут, и не будем спрашивать от них невозможного воздержания! Вид отца недостойного, особенно сравнительно с отцами другими, достойными, у других детей, его сверстников, невольно подсказывает юноше вопросы мучительные. Ему по-казенному отвечают на эти вопросы: „Он родил тебя, и ты кровь его, а потому ты и должен любить его“. Юноша невольно задумывается: „Да разве он любил меня, когда рождал, — спрашивает он, удивляясь все более и более, — разве для меня он родил меня: он не знал ни меня, ни даже пола моего в ту минуту, в минуту страсти, может быть разгоряченной вином, и только разве передал мне склонность к пьянству — вот все его благодеяния… Зачем же я должен любить его, за то только, что он родил меня, а потом всю жизнь не любил меня?“ О, вам, может быть, представляются эти вопросы грубыми, жестокими, но не требуйте же от юного ума воздержания невозможного: „Гони природу в дверь, она влетит в окно“, — а главное, главное, не будем бояться „металла“ и „жупела“ и решим вопрос так, как предписывает разум и человеколюбие, а не так, как предписывают мистические понятия. Как же решить его? А вот как: пусть сын станет пред отцом своим и осмысленно спросит его самого: „Отец, скажи мне: для чего я должен любить тебя? Отец, докажи мне, что я должен любить тебя?“ — и если этот отец в силах и в состоянии будет ответить и доказать ему, — то вот и настоящая нормальная семья, не на предрассудке лишь мистическом утверждающаяся, а на основаниях разумных, самоотчетных и строго гуманных. В противном случае, если не докажет отец, — конец тотчас же этой семье: он не отец ему, а сын получает свободу и право впредь считать отца своего за чужого себе и даже врагом своим. Наша трибуна, господа присяжные, должна быть школой истины и здравых понятий!»
 
Последнее редактирование модератором:
… Если читали Достоевского "Братья Карамазовы", подскажите. Там есть момент, когда адвокат в прениях говорит о родителях:
Благодарю, дорогой Артур, что побудили своим интересным вопросом еще раз пролистать страницы великого романа о Церкви – о Боге, свободе, морали. И фигура адвоката Федюковича в нем очень интересна и знаменательна с точки зрения актуальных проблем нашего цивилизационного выбора.
"…. Любовь к отцу, не оправданная отцом, есть нелепость, есть невозможность. Нельзя создать любовь из ничего, из ничего только Бог творит. „Отцы, не огорчайте детей своих“, — пишет из пламенеющего любовью сердца своего апостол. Не ради моего клиента привожу теперь эти святые слова, я для всех отцов вспоминаю их. ….Не для здешних только отцов говорю, а ко всем отцам восклицаю: «Отцы, не огорчайте детей своих!» Да исполним прежде сами завет Христов и тогда только разрешим себе спрашивать и с детей наших. Иначе мы не отцы, а враги детям нашим, а они не дети наши, а враги нам, и мы сами себе сделали их врагами! «В ню же меру мерите, возмерится и вам» — это не я уже говорю, это Евангелие предписывает: мерить в ту меру, в которую и вам меряют. Как же винить детей, если они нам меряют в нашу меру?
По замыслу Достоевского, Фетюкович, выдергивая выгодные для себя цитаты из Священного Писания, пытается поколебать незыблемость абсолютных нравственных норм - так, тягчайший грех отцеубийства он готов оправдать, если отец был плохим отцом. Фундаментальная 5-я заповедь «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». (Исх.20:12) для него словно не существует. Многочисленные библейские обязанности детей по отношению к родителям (Притч. 6:20); (Еф. 6:1-3); (Кол. 3:20); (Притч. 20:20); (Мф. 15:4); (Притч. 1:8-9); (Притч. 3:1-2) ; (Лев. 19:3) ; (Притч. 23:22); (Лк. 15:11-32); (1Тим. 5:4) и др. в судебной речи намеренно опускаются. А важнейшее требование к сыну «не открывать наготу отца» (Быт. 9:22-25) начисто забыто, как неудобное для судебной ситуации. Такое толкование морали чрезвычайно пагубно и социально опасно: оно ведет к размытию человеческой нравственности, к богоотступничеству, к духовной деградации народа. Прокурор хорошо это понимает и язвит: «Отцеубийство – это, видите ли, только «жупел» московской купчихи. Самые драгоценные, самые священные заветы в назначении и в будущности русского суда представляются извращённо и легкомысленно, чтобы только добиться цели, добиться оправдания того, что нельзя оправдать».
...есть и другое значение, другое толкование слова «отец», требующее, чтоб отец мой, хотя бы и изверг, хотя бы и злодей своим детям, оставался бы все-таки моим отцом, потому только, что он родил меня. Но это значение уже, так сказать, мистическое, которое я не понимаю умом, а могу принять лишь верой, или, вернее сказать, на веру, подобно многому другому, чего не понимаю, но чему религия повелевает мне, однако же, верить. Но в таком случае это пусть и останется вне области действительной жизни. В области же действительной жизни, которая имеет не только свои права, но и сама налагает великие обязанности, — в этой области мы, если хотим быть гуманными, христианами наконец, мы должны и обязаны проводить убеждения, лишь оправданные рассудком и опытом, проведенные чрез горнило анализа, словом, действовать разумно, а не безумно, как во сне и в бреду, чтобы не нанести вреда человеку, чтобы не измучить и не погубить человека. Вот, вот тогда это и будет настоящим христианским делом, не мистическим только, а разумным и уже истинно человеколюбивым делом…»
Фетюкович отлично понимает, что абсолютная мораль скрепляется религией и, выхолащивая суть христианства, предлагает отбросить «мистическое толкование слова отец» (то есть отрицая богодухновенность книг Священного Писания), обратившись к основаниям «разумным, самоотчетным и строго гуманным», то есть призывая к «просвещенному» европейскому гуманизму, плоды толерантности которого мы сегодня обильно пожинаем.
… решим вопрос так, как предписывает разум и человеколюбие, а не так, как предписывают мистические понятия. Как же решить его? А вот как: пусть сын станет пред отцом своим и осмысленно спросит его самого: „Отец, скажи мне: для чего я должен любить тебя? Отец, докажи мне, что я должен любить тебя?“ — и если этот отец в силах и в состоянии будет ответить и доказать ему, — то вот и настоящая нормальная семья, не на предрассудке лишь мистическом утверждающаяся, а на основаниях разумных, самоотчетных и строго гуманных. В противном случае, если не докажет отец, — конец тотчас же этой семье: он не отец ему, а сын получает свободу и право впредь считать отца своего за чужого себе и даже врагом своим….»
Сердцевина Нового Завета в том, что Господь хочет, чтобы мы любили всех людей, не исключая и родителей: «А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы исполнены к вам» (1Фес. 3:12). Причем там же дается развернутое определение истинно-христианской, неискаженной Любви: « Любовь долготерпит, милосердствует, … не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, … все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит». (1Кор.13:4-8). Однако из адвокатской речи получается все наоборот - что сыновья любовь именно должна «искать своего»! В основу разумного понимания человеческих отношений адвокат кладет мысль, что человек скроен по мерке века, стало быть, нельзя требовать от него нравственности там, где общество устроено безнравственно. Это оправдание преступлений ненормальностью общества свидетельствует, что адвокат - радикальный либерал, который готов поступиться святынями ради ценностей «европейской цивилизации». И, видя причины разложения общества в факторах новейшего времени, путь к исправлению человека, по мысли писателя, адвокат предлагает не русский, не православный, а тоже «просвещенческий» и европейский. Фетюкович связывает возможность духовного возрождения России не с чувством совести и чести, не с особой религиозной сердечностью, признаваемой им как несомненное свойство русского человека, а «со здравым пониманием» моральных норм и принципов «просвещенного» гуманизма, существенным моментом которого является вера в человека, как бы предоставленного самому себе и взятого в отрыве от всего остального и в противопоставлении всему остальному - в отличие от того христианского понимания человека, в котором человек воспринимается в его отношении к Богу и в его связи с Богом.

История роковым образом воспроизводит все то, о чем пророчески писал Достоевский. Сегодня мы тревожно ощущаем, к какой мировой катастрофе ведет культ секуляризованной человечности, провозглашающий достоинства и неотъемлемые "естественные" права человека.
 
Последнее редактирование модератором:
Одесса
Православный христианин
Очень большое Вам спасибо за толкование! И Фёдору Михайловичу спасибо!
 
Последнее редактирование:
Сверху