Древний змий

Тема в разделе "Отвечает протодиакон Сергий Шалберов", создана пользователем АлексейТ78, 1 май 2017.

  1. АлексейТ78

    АлексейТ78

    Православный христианин
    Есть письмо

    ...Предлагаю тебе мой совет: иметь к матери почтение и любовь, кроме того, что она вас любит и имеет о вас материнское попечение, долг естества и закон духовный повелевают любить родителей и дорожить их благословением, ибо оно доставляет детям всякое благо, и временное, и вечное. Ежели бы маменька твоя в чем и неправильно судила, тебе надобно с самоукорением потерпеть, а когда не укоришь себя, приимешь скорбь с укорением ее, хоть и не словом, но мыслию, — то у тебя и сделается в сердце неустройство, то есть враг, древний змий, излиет свой яд, и уже на лице явится маменьке немирствие, и ей возвещается сей твой залог; она же, не имея сведений духовного делания, еще более на тебя оскорбится (преп. Макарий, 24, т. 1, с. 267).

    В нем говорится о древнем змии. Кто это? И в каких случаях используют это имя?
     
  2. "И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.." (Откр.12:9)
     
    Леонид Александрович нравится это.
  3. АлексейТ78

    АлексейТ78

    Православный христианин
    Это я знал, вроде. Я о другом. Мне кажется не только преп.Макарий использует это имя когда речь идет об определенном грехе. Вроде где-то еще встречал.
    Перестали удовлетворять ответы священников... Хотя другим красиво отвечаете. Ох...:(
     
  4. Как спрашивают, так и отвечаю...
    Дорогой Алексий, пожалуйста, формулируйте максимально конкретно, где и как используется этот термин - а я уж постараюсь не прикрывать "красотой" своё незнание... :rolleyes:
     
  5. АлексейТ78

    АлексейТ78

    Православный христианин
    Ссоры и споры с А., верно, за пустое бывают и происходят не от чего другого, как от гордости. Попери этого змия смирением, самоукорением, ты же имеешь возможность не следовать своему разуму и воле — самые удобные средства к избавлению от гордости. Случится скорбь на А., не доверяй себе, умолчи, пойди спроси у матери Н., право ли ты делаешь, раздражаясь? — и прими совет, врачующий тебя. Когда так будешь поступать, то и боязливость твоя тебя оставит, ибо оная происходит от гордости и тщеславия (преп. Макарий, 24, т. 5, с. 470).

    Не смущайся, но полагайся на волю Божию, и ежели тебя поносят ложною клеветою, то паче радуйся и принимай это врачеванием твоих душевных страстей, и как сама сознаешь, что это есть воздаяние за слова или дела, коими оскорбляла твоих ближних, и за прочее преступление заповедей Божиих... Радуйся, что сподобляет тебя Господь благотворить столько причинившим тебе обиду, и не оскверняй исполнения сей заповеди злопомнением. Когда же видишь неотступность от тебя сего змия <злопомнения>, повергай свою немощь пред Богом и проси Его помощи (преп. Макарий, 24, т. 5, с. 542—543).

    Ты пишешь: «дерзость и яростная часть в сильном градусе действует, за сущую малость вся внутренность загорится». Что же тут делать? Надобно непрестанно себя укорять и нисходить во глубину смирения; видишь, что это суть плоды гордости. Святой Симеон Богослов <пишет> в 31-м Слове: «безчествуемый или досаждаемый и зело болезнуяй о сем, познаваем есть от сего, яко древнего змия обносит в недрах», т. е. гордость. У святого Дорофея много найдешь полезного для исправления твоего устроения, только понуждайся, при помощи Божией, следовать оным, как-то: о смирении, самоукорении, терпении и прочее; все они показуют нам наше устроение и средства к исцелению. Ты как приняла единожды в сердце против сестры укоризненный помысл, то уже всякое ее движение для тебя кажется острым, и сие от несамоукорения и неверия (преп. Макарий, 24, т. 5, с. 534—535).

    ...К усердию вашему приплеталось и тщеславие, а как оного избежать, — вы сами
    довольно знаете; изгонять сего змия из сердец ваших самоукорением и избегать
    того, что может давать ему пищу, а что бы вы ни сделали доброго, то это не ваше,
    а помощь Божия и Его достояние, вы же токмо орудие, да и самое слабое (преп.
    Макарий, 24, т. 4, с. 123).

    ...А что он вас довольно укоряет, и смиряет, и поносит, то вы, когда при помощи
    Всемогущего да со благодушием будете переносить и ко своим грехам приписывать,
    то вам от сих произношений воспоследует польза значительная! Но если же будет
    приходить ожесточение и пагубнейшее отчаяние, то вы многого лишены будете; во
    свидетельство вашей любви на среду помещаю святого Симеона Нового Богослова
    главу 31-ю: «Бесчуствуемый или досаждаемый и зело болезнуяй сердцем познаваем
    есть от сего, яко древнего змия обносит в недрех. Аще убо с молчанием претерпит
    или со многими смирением отвещати будет, немощна сего и расслаблена содела; аще
    же с горестью противо-речит или возглаголет с дерзостью, даде крепость змию яд
    излияти в сердце его и свирепо поедати внутренняя его, якоже отсюду на всяк день
    укрепляему тому снедию творите исправление во благих и крепость окаянные его
    души и жити ему оттоле греху, мертву же всеконечно быти правде», да видим и
    уразумеваем, каковая претерпевать укоризны и бесчестия польза и от нетерпения и
    ожесточения каковой грех и вред (преп. Лев, 257).


    Нашел еще пять писем. И везде змий.
    Правда подразумевается разное гордость, злопомнение, тщеславие.
    Это просто фигура речи (или что-то в этом роде)?
    Или всё-таки как-то связано с неким "ядом" в сердце?
     
  6. Какой-то пустой вопрос... И первое, и второе, и третье - все сконцентрировано в образе "древнего змия"...
     
  7. АлексейТ78

    АлексейТ78

    Православный христианин
    Простите меня скудоумного
     

Поделиться этой страницей