Духовное причастие

Здравствуйте батюшка.
Спасибо за лекции, крайне информативно и поучительно. Но в одной из ваших крайних лекций вы упомянули очень интересный термин - "духовное причастие". Ну для этого надо прочитать весь Псалтырь в течении дня.
Скажите пожалуйста, кто из святых отцов и где упоминал про "духовное причастие".
Заранее спасибо.
 
Батюшка, отец Олег, вот уже 10 дней не могу получить ответа на вопрос свой. Если вам будет угодно, то я найду этот момент в вашей лекции, и дам ссылку с привязкой ко времени. Но кроме вас никто ответить на этот вопрос не может. Я спрашивал у батюшки знакомого, и он посоветовал спрашивать у того, от кого про сие услышал. Ваш богословский авторитет давлеет над мнением других клириков.
Батюшка, отец Олег, ещё раз прошу вас подсказать, кто и святых отцов писал про духовное причастие.
 
Москва
Православный христианин
Эта тема буквально мелькает в сочинениях отдельных авторов древности ("причащение от Ангела", умершего святого и т.п.).
Достаточно энергично ее разрабатывали старообрядцы-беспоповцы, по понятным причинам.
В нашей Церкви этот вопрос не рассматривается как что-то важное и актуальное, так как мы имеем доступ невозбранный к Святым Дарам.
Из известных мне работ не раскольников отмечу работу Крутовой М.С.: "Учение о духовном причащении у беспоповцев (поморцев и федосеевцев)". - Не уверен, что данная работа доступна в интернете, так как защита велась на Высших богословских курсах при МДА (2011). Тогда я преподавал там сектоведение.
Тема остается открытой...
 
Большое спасибо. Очень благодарен.
Да, действительно работы Марины Семёновны я не нашёл. Значит она мне не нужна (иначе, Божьим промыслом бы нашлась эта книга).
Но из сказанного вами, я предположил что в древности, авторы упоминавшие про духовное причастие, скорее всего выдвигали свои теологумены. Только они были нужны сообществам отколовшимся от христианства. И при этом небольшим сообществам, без территориальной привязки. Почему? Ну если отпадала целая церковь (Армянская например), то они не нуждались в таком предположении. Есть своё государство, свои храмы, своя земля. Ну вроде как мнимая самодостаточность в политическом плане, проецировалась на самодостаточность в религиозном аспекте. А вот для еретических сообществ, такие оправдания требовались. Ведь было реальное отступление от канонов (нет, не правильно сформулировал разницу между мелкими группами и целыми государствами, как-то надо по другому).
Да и времена были такие, что теологумены выдвигали многие (можно сказать время апокрифов и теологем). Но если они касались борьбы за власть (к примеру теологумены Льва Великого о примате ап. Петра или о распределении Благодати Святого Духа), то они "шлифовались" и становились лжедогматами. А если они были для каких-то целей не ведущих к политическому лидерству, то скорее всего они оставались "притчей во языцех", и для использования их извлекали из кладовой теософии, только при появлении новых еретических сообществ. И с раскольниками также получилось (еретиками я их не считаю, к слову просто пришлось. Ну действовали без рассуждения люди, вот и оказались в расколе, сё не ересь, а прелесть).
Кстати, очень даже интересны названия приведённые вами - "Причащение от ангела", "от умершего святого". Другими словами, они описывают причастие как изобразительный символ, а в РПЦ МП, причастие осталось эпифаническим символом (ИМХО). Я бы даже посмел привести следующий пример. Можно встать днём под открытое солнце, а можно под солнечный зайчик. Свет и там и там есть. Но под солнцем он прямой, и согревает ощутимо. А вот солнечный зайчик в этом плане проигрывает, хотя глаза слепит. Только это отражённый свет (Ангел есть вестник Бога, почивший святой тоже свят не сам по себе, а вроде как в лучах Славы Божьей просиял). И выходит, что в центре такого мировоззрения уже не Демиург находится. А как по другому?, если не желают приобщаться Тела и Крови Христовой?
А меж тем, у таких "отпавших в вере", должна была остаться тяга к благодатному состоянию после причастия. Может быть нарушили они запрет, и стали целенаправленно искать благодатных состояний (затея то ведь опасная). Ну и помогло им в этом чтение Псалтыря.
Кстати, интересно было бы узнать, практикуют ли раскольники Иисусову молитву?
Только пожалуйста, поймите меня правильно. Я целиком и полностью за чтение Псалтыри, но только не для "духовного причащения". В смысле не для поиска благодатного состояния. Читать просто надо с сокрушением сердца и контролировать рассеянность помыслов - это душеполезно, я уверен. А про поиски благодатных состояний, А.И. Осипов не устаёт предупреждать.
А вопрос про "духовное причастие" конечно же интересный, вот вашу лекцию с упоминанием этой категории просмотрел, и вы ответили. И сложилось у меня какое-то представление. Вот я его на вскидку и выложил. "Сыровато" получилось, и может где не до конца последовательность суждений выстраивается в логическую цепочку. Но уж как смог.
Отец Олег, вы уж простите если я где-то что-то исказил в своих суждениях, если скажете что они не верные, то я с вами априори согласен (я Савлу уподобляться не буду - против рожна не пойду).
И позвольте ещё один вопрос: Вот в религиоведение есть феноменологический метод изучения религии. А допустимо ли применять этот же метод в сектоведении?
 
Последнее редактирование:
Москва
Православный христианин
Духовное причастие - это рецидив Древней Церкви, но не только старообрядчества. И суть его заключалась именно в неформальном отношении к Таинству Причастия, когда, причастившись на земле, человек не оказывался причастником на Небесах.
Подобные мысли высказывал св. Иоанн Кронштадтский, и не только о причастии, но и об исповеди.

В моей жизни был интересный случай, когда, всецело подготовившись к причастию с формальной точки зрения, я не стал причащаться по объективной причине. Но сам этот отказ, как проявление богобоязненности, принес мне тихую умиротворенность. Как будто я совершил нечто духовно значимое...
И я был счастлив, что причастился богобоязненности и испытал такое благоговение - перед самим Таинством Причастия.
"Со страхом Божьим и верою приступите", - вот чего нам всем и недостает!
 
Сверху