два вопроса о солдатском долге

Крещён в Православии
Здравствуйте!


1. Однажды по телевизору был рассказ про святого воина Маврикия (по-видимому, неправославный), согласно которому Маврикий отказался убивать мятежников, когда узнал, что они христиане. Это выглядит странно, потому что согласно этому рассказу Маврикий признал право христиан на мятеж. Но это я привел для пояснения, а вопрос у меня такой:
известны ли в Предании случаи, в которых святой отказывался исполнять приказ убить кого-то, мотивируя отказ негуманностью приказа, когда те, кого приказывали убить, не были христианами?


2. Как написано в блоге,
Не всякая война может быть благословлена Церковью, но лишь та, которая несет в себе следующие признаки (см. «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Гл. VIII. Война и мир»):

  • войну следует объявлять ради восстановления справедливости;

  • войну имеет право объявить только законная власть;

  • право на использование силы должно принадлежать не отдельным лицам или группам лиц, а представителям гражданских властей, установленных свыше;

  • война может быть объявлена только после того, как будут исчерпаны все мирные средства для ведения переговоров с противной стороной и восстановления исходной ситуации;

  • войну следует объявлять только в том случае, если имеются вполне обоснованные надежды на достижение поставленных целей;

  • планируемые военные потери и разрушения должны соответствовать ситуации и целям войны (принцип пропорциональности средств);

  • во время войны необходимо обеспечить защиту гражданского населения от прямых военных акций;

  • войну можно оправдать только стремлением восстановить мир и порядок.
Или, в тексте самой концепции:
...вопрос о поддержке или осуждении Церковью военных действий нуждается в отдельном рассмотрении всякий раз, когда таковые начинаются или появляется опасность их начала.

Как это понимать? Какое значение имеет для военнослужащего, благословлена ли (поддерживается ли) война Церковью - если не благословлена, ему следует отказаться от участия в ней?


Наверное, Вам, как автору книги "Проблема сакрализации войны в византийском богословии и историографии", есть что сказать на эту тему :) Спасибо заранее.
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Доброго дня!

Вопрос очень хороший, хотя кратко ответить на него в режиме интернет-форума довольно сложно.
Право христиан на мятеж против незаконного правителя де-юре отрицалось, но де-факто признавалось в Византии. Мы знаем довольно много мятежей, возникших из-за явного или мнимого неправославия императоров, например: мятеж экзарха Карфагена Григория против монофелита Константа II (647) или мятеж Артавазда против императора иконоборца Константина Копронима (742-743 года).
Что же касается примера из житий, то примера так, что бы святой отказался убивать нехристиан по причине негуманности я сходу не вспоминаю. Хотя что то похожее было в византийском тексте жития св. Иоанникия Великого.

Что же касается права военнослужащего на неподчинение. То Ваша цитата из ОСК является продолжением мыслей Августина, который считал, что солдат может отказаться принять участие в несправледливой войне (и даже описал признаки такого конфликта), а то же время он счет, что если воин все-таки подчинится приказу, грех от несправедливого кровопролития падет не на него, а на начальника, отдавшего неправые приказы.
Другое дело, что выработать какие то общие признаки очень сложно - в каждом отдельном случае остается масса нюансов. Отсюда и вторая цитата, что Церковь не обязана автоматически поддерживать или осуждать (я бы еще добавил "или хранить молчание по этом вопросу") военные действия, а оставляет за собой право каждый случай рассматривать отдельно.
Вопрос, что делать военнослужащему в случае принятия того или иного решения Церковью, оставляется на его личную совесть. Так что и солдат будет в каждом отдельном случае принимать индивидуальное решение по этому вопросу.
 
Сверху