Дорогой Димитрий!
А вы не думали, почему болящая Валентина (судя по вашему отношению к ней - весьма добрая и порядочная женщина) так упорно отказывается от причастия и исповеди? Может быть только ради хранения вкуса чистоты её тошнит от «обрядового рефлекса», о котором преподобный
Ефрем Сирин сказал:
«Если один обычай влечет тебя к Врачу, то не получишь здравия... Премилосердный требует любви от того, кто хочет прийти к Нему, и если приходящий приносит любовь и слезы, то он даром приемлет дар (прощения)». Вспомните слова Апостола Павла о недостойном причащении:
«Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает».
(1Кор. 11:29-30).
Достойное Причастие - такое, которое сопровождается духовным трепетом и горячей любовью, верой в реальное присутствие Христа во Святых Дарах и осознанием величия святыни. А недостойное - содержит язву неверия в охранительную силу Божьей благодати, когда дверь сердца закрыта для Христа, зато открыта для сатаны - он-то и внушает человеку напряженное, тревожное и кощунственное ожидание какой-либо пандемической «заразности» Святых Даров. Именно не от «ковида», а от этого духовного «вируса страха» болеют, а иногда и умирают люди. Возможно, ваша болящая подопечная интуитивно чувствует, что такое формальное стремление «отметиться» у Бога будет лицемерным фарисейством противном её совести, и принесет духовный, а то и телесный вред? В действительности стремиться надо к укоренению в сердце смиренного покаянного плача: «
Боже, милостив буди мне, грешному!» - а искреннее ли оно у неё или тоже холодно-рассудочное? Молящийся делает себя восприимчивым действию Святого Духа, но молится ли Валентина с сердцем сокрушенным и смиренным? Или её «молитва» пуста и бесчувственна? Помните, как Христос осуждает внешнее, формально-показное проявление религиозности: «
И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми».
(Мф. 6:5-6). А смирение на словах по святоотеческому учению есть порождение гордости, Наверное замечали, что называющий себя «верующим», но духовно не работающий для Бога человек, часто с каким-то мазохистским удовольствием любит высокопарно говорить о себе, что он «великий грешник» или «моя молитва недостойная». Но честно и просто сказать «я - нехороший человек» - трудно и даже непосильно. Подобно блудному сыну
(Лук.15:17-19) каждому человеку надо сначала «прийти в себя», увидеть себя падшим, погибающим грешником без всяких шансов спастись. Тогда человек начинает понимать, что он полный духовный банкрот и впереди его ждет неотвратимая расплата за великое множество соделанных перед Богом грехов. Такое состояние называется сокрушением сердца:
«Жертва Богу — дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50) – это и есть та жертва, которую нужно положить в основание Божией Любви..
Христианин без искренней молитвы - пустоцвет! Он обязательно должен иметь некий духовный потенциал, который складывается из склонности к особому вдохновению, Божией благодати, которое богослов
Сергей Фудель образно назвал
«дуновением Иисусовым», с которого начинается настоящее восхождение к Богу. И, чтобы хорошо молиться, нужно знать не по книгам, что такое душевная и телесная боль! Все трудности, страдания и болезни происходят лишь потому, что мы отдаляемся от Бога. Однако даже неприятности становятся благом, если помогают нам вернуться к Нему. Путь к Богу это ведь не только посещение храмов, и не только молитвы, с которыми человек обращается к Богу о прощении грехов. Путь к Богу, не только в исповеди и частом причащении, чтобы очистить душу и грешное тело. Путь к Богу, это прежде всего –
любить Бога, быть честным, добрым и порядочным человеком по отношению к ближним и самому себе. Путь к Богу прост, когда мы послушны Божьей воле. Однако далеко не всегда мы выбираем проверенный путь богомудрых подвижников и тогда нам приходится учиться на своих собственных ошибках. Большинство же людей, к сожалению, выбирают тот тернистый путь, когда болезни становятся подсказками к тому, что нужно менять в жизни, когда страдания помогают выбросить из жизни ненужное и начать ценить что-то по-настоящему ценное.
Выбор же всегда остаётся за нами, так или иначе мы созданы для Божьей любви. И идти путём к Богу, это даже не вопрос нашего желания, и тем более не настойчивого давления наших близких и друзей, это - наше предназначение. Чем раньше человек вступит на этот путь, тем лучше для него, так как на этом пути сокрыты и настоящее счастье и настоящая любовь. Но бывает и так, что подобно разбойнику благоразумному
(Лк. 23:43) именно последний вопль угасающего рассудка направляет даже неверующую душу ко встрече с Господом. Конечно, тот материалистический уклад, те атеистические убеждения, которые впрессовывали в советского человека десятилетиями на партийных собраниях, на конференциях, в быту, в школе, в институте, не так просто перешагнуть и начать новую жизнь с Богом. Но даже пред лицом смерти это возможно - можете прочитать об этом в моём рассказе
«Стучится вечность в дверь души». И не надо забывать, что хотя дела милосердия и любви к ближним не забываются Богом, но спасаемся мы не ими и, тем более, не ритуальным благочестием, а лишь милостью Божией.
Не торопите же Валентину, не будьте фанатичным инквизитором, давящим на психику и пытающимся связать её свободную волю, ибо сказано
«Всему свое время... человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца.» (Еккл.3.1-11). Молитесь о ней с любовью - она сама, и только сама должна понять, что живя вне покаяния, она живёт вне Церкви.
И пусть просто и искренне молится:
«Господи, дай мне благодать Твою»...