Герман Юрьевич, пожалуйста, помогите разобраться с таким, сложным для меня, вопросом: что писал преподобный Максим Исповедник о том, что будет с нашей гномической волей после нашей смерти, особенно - с волей тех, кто не стяжал праведности.
В тех книгах, где я читала изложение его взглядов, мне видится непонятное противоречие, если я ошибаюсь, может быть, Вы будете так добры и объясните мне, что я не поняла.
Архимандрит Рафаил (Карелин), ссылаясь на пр. Максима Исповедника, пишет, что после смерти гномическая воля у всех людей, и грешников, и праведников, отнимется:
"В аду остается природная воля человека, а гномическая перестает действовать, так как вера - это царство свободы - перешла в очевидность, а нравственная композиция души - в статику, которую может изменить молитва Церкви, включая сюда и частные молитвы".
У иер. Олега Давыденко в Догматическом богословии я прочитала о гномической воле:
" Эта формальная свобода сохраняется у человека и после грехопадения, она сохраняется даже в аду".
Петр Малков (Антропологические предпосылки учения об апокатастасисе у восточных Отцов Церкви) тоже заверил меня, что гномическая воля в аду остаётся, во всяком случае, я его так поняла. Может быть, не так поняла? Вот, он пишет:
"Ведь в конце времен избирательная эгоистическая воля упразднится далеко не у всех разумных существ, а только у тех, кто живет в соответствии со своим логосом (присущим каждому началом естества) и стремится к обожению, у тех, кто совершает свое спасение. … те, кто по своим грехам обречены на вечную муку…. по прежнему останутся вправе, пребывая в ложной противоестественной свободе, внутренне противостоять Богу и собственному природному устроению, Божественному замыслу о них…. ощущая Его абсолютно чуждым по отношению к собственной избирательной воле, к «gnèmh».
Все авторы так или иначе ссылаются на пр. Максима Исповедника, но взгляды их - различны .
Помогите пожалуйста разобраться, что же в действительности писал преподобный Максим Исповедник о том, что станет с нашей волей в будущем веке?
В тех книгах, где я читала изложение его взглядов, мне видится непонятное противоречие, если я ошибаюсь, может быть, Вы будете так добры и объясните мне, что я не поняла.
Архимандрит Рафаил (Карелин), ссылаясь на пр. Максима Исповедника, пишет, что после смерти гномическая воля у всех людей, и грешников, и праведников, отнимется:
"В аду остается природная воля человека, а гномическая перестает действовать, так как вера - это царство свободы - перешла в очевидность, а нравственная композиция души - в статику, которую может изменить молитва Церкви, включая сюда и частные молитвы".
У иер. Олега Давыденко в Догматическом богословии я прочитала о гномической воле:
" Эта формальная свобода сохраняется у человека и после грехопадения, она сохраняется даже в аду".
Петр Малков (Антропологические предпосылки учения об апокатастасисе у восточных Отцов Церкви) тоже заверил меня, что гномическая воля в аду остаётся, во всяком случае, я его так поняла. Может быть, не так поняла? Вот, он пишет:
"Ведь в конце времен избирательная эгоистическая воля упразднится далеко не у всех разумных существ, а только у тех, кто живет в соответствии со своим логосом (присущим каждому началом естества) и стремится к обожению, у тех, кто совершает свое спасение. … те, кто по своим грехам обречены на вечную муку…. по прежнему останутся вправе, пребывая в ложной противоестественной свободе, внутренне противостоять Богу и собственному природному устроению, Божественному замыслу о них…. ощущая Его абсолютно чуждым по отношению к собственной избирательной воле, к «gnèmh».
Все авторы так или иначе ссылаются на пр. Максима Исповедника, но взгляды их - различны .
Помогите пожалуйста разобраться, что же в действительности писал преподобный Максим Исповедник о том, что станет с нашей волей в будущем веке?