Грех к смерти или за кого все-таки можно молиться?

Православный христианин
Благословите, батюшка.

У меня есть 2 вопроса.

1

-Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. 1Ин 5:16

-Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. 1 Тим 2:1-4

Что такое грех к смерти и почему нельзя за таковых молиться? Есть ли разногласие между словами апостолов?



2

Вопрос 246. …И если кто скажет мне: помолись о мне, – что мне делать? Должен ли я всегда поминать его?

Ответ: …Когда кто скажет: помолись о мне, скажи в сердце своем: «Бог да помилует нас», и этого достаточно. А поминать его всегда – дело не твое, но совершенных, могущих молиться друг о друге.
Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников.

Тогда, насколько правильно то, что мы, не будучи совершенными, поминаем каждый день по помяннику близких и родных?
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Павел!

Вы спрашиваете:
Что такое грех к смерти и почему нельзя за таковых молиться? Есть ли разногласие между словами апостолов?
Иногда к смертным грехам относят гордость, сребролюбие, блуд (прелюбодеяние), чревоугодие, гнев, леность (праздность), зависть и др. Однако из приведенной Вами цитаты не следует автоматически, что за согрешившего такими грехами человека бессмысленно молиться.

В другом понимании, смертными грехами называются нераскаянные грехи. Имея это в виду, можно сказать, что слова апостола, главным образом, относятся к тем грешникам, которые упорствуют во грехах и не желают исправляться. В таком именно ключе понимал эти слова блаженный Феофилакт Болгарский. Вот его заключение: "Вообще он (апостол - А. Л.) разделяет грех так: всякая неправда есть грех, и один грех к смерти, другой не к смерти. Но о грехе к смерти говорит: пусть не просит, то есть не молится: ибо не будет услышан, потому что просит не на добро. Разумеет того, кто не показывает никакого обращения. Ибо грех к смерти тот и есть только, в котором не приносят раскаяния. Этим грехом недуговал Иуда, и подвергся вечной смерти" [1].

Что касается вашего второго вопроса:
насколько правильно то, что мы, не будучи совершенными, поминаем каждый день по помяннику близких и родных?
Поминовение близких - дело богоугодное. Более того, Церковь призывает регулярно молиться за всех христиан: 1) о живых: "Спаси, Господи, и помилуй рабов Твоих: отца моего духовнаго (имярек), родителей моих (имярек), сродников (имярек), начальников, наставников, благодетелей (имярек) и всех православных христиан"; 2) о усопших: "Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имярек), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное".

Приведенные Вами слова "Когда кто скажет: помолись о мне, скажи в сердце своем: «Бог да помилует нас», и этого достаточно. А поминать его всегда – дело не твое, но совершенных, могущих молиться друг о друге" настраивают на другое. Несовершенный человек, по мысли автора реплики, не в состоянии молиться постоянно за каждого просящего (молитв) персонально.

Благодарю за вопрос!

1. https://azbyka.ru/otechnik/Feofilak...na-pervoe-poslanie-svjatogo-apostola-ioanna/5
 
Православный христианин
Алексей Михайлович, большое спасибо за то, что уделили своё время и внимание. Благодарю Вас за ответ!
 
Сверху