Грех ли брать в кредит и раздавать кредиты?

Православный христианин
Неоднократно слышал от священников, что для христианина недопустимо работать в сфере кредитования. Сам я не пользуюсь кредитами и считаю нынешнюю систему их предоставления чрезмерно навязчивой, но разве это не может быть просто инструментом, разве эту экономическую модель нельзя использовать во благо? Тем более, что полностью уйти от этого уже нельзя: зарплата приходит на карточку, с карточки капают проценты, если не снять вовремя (а мне случалось копить по нескольку лет, когда собирал на квартиру), что же я теперь выступаю ростовщиком по отношению к банку?
 
Святая Русь
Православный христианин
Неоднократно слышал от священников, что для христианина недопустимо работать в сфере кредитования. Сам я не пользуюсь кредитами и считаю нынешнюю систему их предоставления чрезмерно навязчивой, но разве это не может быть просто инструментом, разве эту экономическую модель нельзя использовать во благо? Тем более, что полностью уйти от этого уже нельзя: зарплата приходит на карточку, с карточки капают проценты, если не снять вовремя (а мне случалось копить по нескольку лет, когда собирал на квартиру), что же я теперь выступаю ростовщиком по отношению к банку?
Тут несколько вопросов: 1) можно ли православному христианину работать в сфере кредитования?; 2) можно ли брать кредиты? 3) можно ли получать % от банка.

Начнем с 3-го вопроса. Все цитаты, которые мне удалось найти, касаются выдачи денег под % физическому лицу (а не банку или др. юридическому лицу):«Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста» (Исх. 22:25). Этот же запрет повторяется в книге Левит: «Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою. Не бери от него роста и прибыли и бойся Бога твоего; чтоб жил брат твой с тобою. Серебра твоего не отдавай ему в рост и хлеба твоего не отдавай ему для получения прибыли» (Лев. 25:35-37). «Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост; иноземцу отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею» (Втор. 23:19-20). В Новом Завете тоже есть наставления, косвенно относящиеся к ростовщичеству. В Евангелии от Матфея говорится: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5:42). Таким образом запрещается получать % только с физического лица ( с человека). Банк человеком не является.

2) Свят. Василий Великий: "Брать в заем – начало лжи, случай к неблагодарности, вероломству, клятвопреступлению. Иное говорит, кто берет в заем, а иное, с кого требуют долг. «Лучше бы мне не встречаться тогда с тобою! Я бы нашел средства освободиться от нужды. Не насильно ли вложил ты мне деньги в руки? И золото твое было с подмесью меди, и монеты обрезаны». Ежели дающий в заем тебе друг, не берись за случай потерять его дружбу. Если он враг, не подчиняй себя человеку неприязненному. Недолго будешь украшаться чужим, а после потеряешь и отцовское наследие. Теперь ты беден, но свободен. А взяв в заем, и богатым не сделаешься, и свободы лишишься. Взявший в заем стал рабом заимодавца, рабом, наемником, который несет на себе самую тяжелую службу." Таким образом, лучше не брать, чтобы потом не впасть во многие грехи и беды.

1)По моему мнению работать в сфере кредитования - смотря где. Там, где кредиты выдаются физическим лицам (т.е. людям) скорее всего нельзя. А там, где кредиты выдаются коммерческим предприятиям, учреждениям, организациям - не вижу препятствий.

Можно добавить, что есть разные способы сотрудничества банков и предприятий. Например, в некоторых мусульманских странах банки дают деньги предприятиям под обмен на акции (долевое участие - по словам прот. Олега Стеняева). Я когда-то интересовался банковской системой разных стран и узнал, что в Германии, например, банки владеют предприятиями, которые они кредитуют под % (поэтому они заинтересованы в их процветании), а в Японии предприятия владеют банками, поэтому % гораздо ниже, чем в Европе. В США и России это независимые друг от друга учреждения и % определяется рынком. Но в любом случае запрет выдавать кредиты под % относится только к людям (физическим лицам). Т.е. это в первую очередь потребительские кредиты. Запрет выдавать кредиты предприятиям для ведения бизнеса я не встречал.
 
Православный христианин
Спасибо за развёрнутый ответ.

Читая Библию, мы обнаруживаем двоякое отношение к долгам.

Во-первых, Писание допускает давать взаймы (Втор.15:6,10; 28:12; Пс.11:15; Лук.6:34,35).

Во-вторых, оставаться должным и жить в долг — не является благословением (Втор.28:44; Пр.22:7; Рим.13:8).
 
Святая Русь
Православный христианин
Спасибо за развёрнутый ответ.

Читая Библию, мы обнаруживаем двоякое отношение к долгам.

Во-первых, Писание допускает давать взаймы (Втор.15:6,10; 28:12; Пс.11:15; Лук.6:34,35).

Во-вторых, оставаться должным и жить в долг — не является благословением (Втор.28:44; Пр.22:7; Рим.13:8).
Во славу Божию.

Да, Писание допускает давать взаймы и иногда даже под %. Например, израильтяне могли давать взаймы даже под % иностранцам. Объясняется это тем, что Израиль был окружен врагами и хорошо было по возможности ослабить врагов, хотя бы таким способом. Но пришельцам давать под % уже запрещалось. Если сказать по-современному, то пришельцами называли имеющих постоянный вид на жительство. Тем более гражданам своей страны под % выдавать - грех.

По поводу жизни в долг у Василия Великого есть большая и впечатляющая статья "О ростовщичестве". Человек, живущий в долг уже не может жить, думая как угодить Богу, у него одна мысль - как отдать кредит. И в этом кошмаре сгорает жизнь.
 
Православный христианин
Человек, живущий в долг уже не может жить, думая как угодить Богу, у него одна мысль - как отдать кредит.
А как тогда жить человеку, который очень нуждается в долгу, вынужден где-то брать кредиты?
 
Святая Русь
Православный христианин
А как тогда жить человеку, который очень нуждается в долгу, вынужден где-то брать кредиты?
Я не знаю. Это надо спрашивать какого-то старца. На форуме вряд ли кто ответит. Разве только процитировать святых отцов. Например, святитель Василий Великий писал: "И ищущий займа бывает поставлен в затруднительное положение: когда посмотрит на свое убожество, отчаивается в возможности заплатить долг, а когда посмотрит на свою настоящую нужду, отваживается на заем. Потом один остается побежденным, покорясь нужде, а другой расстается с ним, обеспечив себя письменным обязательством и поруками. Взявший же деньги сначала светел и весел, восхищается чужими цветами, допускает перемену в жизни: стол у него открытый, одежда многоценная, слуги одеты пышнее прежнего; есть льстецы, застольные друзья и тысячи трутней в доме.

Но как деньги утекают, а время своим продолжением увеличивает рост, то и ночи не приносят ему покоя, и день не светел, и солнце не приятно, а напротив того – жизнь для него тягостна, ненавистны дни, поспешающие к сроку, боится он месяцев, потому что от них плодится рост. Спит ли он – и во сне видится заимодавец, это злое привидение, стоящее в головах. Бодрствует ли – и помышление и забота у него о росте. Сказано: «Заимодавцу и должнику», сретшимся «друг со другом, посещение творит обема Господь» ((ср.: Притч. 29, 13)). Один, как пес, бежит на добычу, другой, как готовая ловитва, страшится встречи, потому что нищета отнимает у него смелость. У обоих счет на пальцах – один радуется увеличению роста, другой стенает о приращении бедствий.

«Пий воды от своих сосудов» (Притч. 5, 15), то есть рассчитывай свои средства, не ходи к чужим источникам, но из собственных своих капель собирай для себя утешение в жизни. Есть у тебя медная посуда, одежда, пара волов, всякая утварь? Отдай это. Согласись отказаться от всего, только не от свободы. Но я стыжусь, говоришь ты, сделать это гласным. Что ж? В скором времени другой выставит же это напоказ, провозгласит, что оно твое, и на твоих глазах станет продавать по низкой цене. Не ходи к чужим дверям, ибо, действительно, «студенец тесен чуждий» (Притч. 23, 27). Лучше посильными трудами помогать своим нуждам, нежели, вдруг обогатившись чужим имуществом, впоследствии лишиться всего состояния. Ежели у тебя есть чем отдать, почему же не удовлетворяешь этим средством настоящей нужде? Если же не в состоянии заплатить долг, то одно зло лечишь другим. Не верь заимодавцу, который ведет около тебя окопы. Не дозволяй, чтобы тебя отыскивали и преследовали, подобно какой-нибудь добыче...
Но говоришь: нужда моя велика и нет другого способа достать денег. Какая же польза из того, что отдалишь нужду на нынешний день? Нищета опять к тебе придет, «яко благ течец» (Притч. 24, 34), и та же нужда явится с новым приращением. Ибо заем не вовсе освобождает от затруднительного положения, но только отсрочивает его ненадолго. Вытерпим ныне тяготу бедности и не станем отлагать сего на завтра. Не взяв взаем, равно ты будешь беден и сегодня и в следующие дни, а взяв, истощишь себя еще больше, потому что нищета возрастает от роста. Теперь никто не винит тебя за бедность, потому что зло непроизвольно, а когда обяжешься платить рост, всякий станет упрекать тебя за безрасчетность.

Итак, к невольным бедствиям не будем, по неразумию своему, прилагать еще произвольное зло. Детскому разуму свойственно не покрывать своих нужд тем, что имеешь, но, вверившись неизвестным надеждам, отваживаться на явный и непререкаемый вред. Рассуди наперед: из чего станешь платить? Из тех ли денег, которые берешь? Но их недостанет и на нужду и на уплату. А если ты вычислишь и рост, то откуда у тебя до того размножатся деньги, что они частью удовлетворят твоей нужде, частью восполнят собою что занято, а сверх того принесут и рост? Но ты отдашь долг не из тех денег, которые берешь в рост? Разве из другого источника возьмешь деньги? Подождем же исполнения этих надежд, а не станем, как рыбы, кидаться на приманку. Как они вместе с пищею глотают уду, так и мы ради денег пригвождаем себя к росту.

Никакого нет стыда быть бедным, для чего же навлекаем на себя позор, входя в долги? Никто не лечит раны раною, не врачует зла злом, и бедности не поправишь платою роста. Ты богат? Не занимай. Ты беден? Также не занимай. Если имеешь у себя достаток, то нет тебе нужды в долгах. А если ничего не имеешь у себя, то нечем будет тебе заплатить долг. Не предавай жизнь свою на позднее раскаяние, чтобы тебе не почитать счастливыми тех дней, в которые ты не платил еще роста.

Мы, бедные, отличаемся от богатых одним – свободою от забот; наслаждаясь сном, смеемся над их бессонными ночами; не зная беспокойств и будучи свободными, смеемся над тем, что они всегда связаны и озабочены. А должник – и беден, и обременен беспокойствами. Не спит он ночью, не спит и днем, во всякое время задумчив, оценивая то свое собственное имущество, то великолепные дома и поля богачей, одежды мимоходящих, домашнюю утварь угощающих. «Если бы это было мое, – говорит он, – я продал бы за такую и такую-то цену и тем освободился бы от платежа роста». Это и ночью лежит у него на сердце, и днем занимает его мысли. Если стукнешь в дверь, должник прячется под кровать. Вбежал кто-нибудь скоро – у него забилось сердце. Залаял пес, а он обливается потом, томится предсмертною мукою и высматривает, куда бежать. Когда наступает срок, заботливо придумывает, что солгать, какой изобрести предлог и чем отделаться от заимодавца.

Представляй себе не то одно, что берешь, но и то, что потребуют с тебя назад. Для чего ты вступаешь в союз с многоплодным зверем? О зайцах говорят, что они в одно время и родят, и кормят, и зачинают детей. И у ростовщиков деньги в одно время и отдаются взаем, и родятся, и подрастают.

Еще не взял ты их в руки, а уже требуют с тебя приращения за настоящий месяц. И это, опять причтенное к долгу, воспитывает новое зло, от которого родится еще новое, и так до бесконечности. Потому-то и наименованием таким почтен этот род любостяжания, ибо называется ростом (от τίκτω рождаю), как я думаю, по причине многоплодности этого зла. Да и отчего произойти иначе сему именованию? Или, может быть, называется ростом по причине болезней и скорбей, какие обыкновенно производит в душах задолжавших. Что рождающей – болезни рождения, то должнику наступающий срок...
Ты свободно смотришь на солнце. Для чего же завидуешь сам себе в свободе жизни? Ни один боец не избегает так ударов противника, как должник встречи с заимодавцем, стараясь спрятать голову за столпами и стенами. «Как же мне прокормиться?» – говоришь ты. У тебя есть руки, есть ремесло, наймись, служи; много промыслов в жизни, много способов. Но у тебя нет сил? Проси у имеющих. Но просить стыдно? А еще стыднее не отдать взятого взаем. Я говорю тебе это вовсе не как законодатель, но хочу показать, что все для тебя сноснее займа.

Но говорят, что многие чрез долги разбогатели. А я думаю, что больше было таких, которые дошли до петли. Ты видишь разбогатевших, а не считаешь удавившихся, которые, не терпя стыда подвергнуться взысканию долгов, позорной жизни предпочли удавку и смерть...Никого никогда не винили за убожество отца, но отцовский долг доводит до тюрьмы. Не оставляй по себе рукописания, которое бы уподоблялось отеческой клятве, переходящей на детей и внуков.
"

Далее Василий Великий советует просить у богатых по возможности подарить деньги, не обещая вернуть, а богатых увещевает дарить деньги и прощать долги, чтобы и Господь простил им: "Какой же совет дает Господь? «Взаим» дадите, от нихже не «чаете восприяти» ((ср.: Лк. 6, 34–35)). Скажешь: какой же это заем, с которым не сопряжена надежда возвращения? Вникни в силу речения и подивишься человеколюбию Законодателя. Когда будешь давать бедному ради Господа, это будет и дар и заем – дар по безнадежности получить обратно, заем по великодаровитости Владыки, Который Сам за него заплатит и, взяв малость чрез бедного, воздаст за то великим. Ибо «милуяй нища взаим дает Богови» (Притч. 19, 17).

Ужели не захочешь, чтобы общий всех Владыка принял на Себя ответственность заплатить тебе? А ежели какой-нибудь богач в городе обещается заплатить за других, не примешь ли его поручительства? Но Бога не допускаешь платить за убогих? Отдай серебро, которое лежит у тебя напрасно, не отягощая бедного приращениями, и будет хорошо обоим – тебе, потому что серебро сбережется в безопасности, и взявшему у тебя, потому что он чрез употребление извлечет из него пользу. А если домогаешься прибытка, то удовольствуйся тем, какой получишь от Господа. Он за бедных заплатит и приращение. От Того, Который подлинно человеколюбив, ожидай человеколюбия.

Итак, «хотящаго заяти не отврати» ((ср.: Мф. 5, 42)) «и сребра» твоего «в лихву» не дай, чтобы, из Ветхого и Нового Завета научившись полезному, с благою надеждою отойти тебе ко Господу и там получить лихву добрых дел во Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.
" https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/besedy_na_psalmy/#0_4
 
Россия
Православный христианин
что же я теперь выступаю ростовщиком по отношению к банку?
Эха завернул... :D "Ростовщик по отношению к банку", человек который сломал систему, надо запонмить оборот))). Бессовестные вкладчики наживаются на бедненьких банках)))
Запомните, это банк на вас зарабатывает, деньги платит вам как вознаграждение за пользование вашими деньгами. Он их прокрутил несколько раз и с барского плеча вам накинул чуть чуть чтоб покрыть инфляцию. Такие проценты не грех, даже протоиерей Дмитрий Смирнов про это рассказывал.
 
Россия
Православный христианин
ГРех думаю если человек берет кредит на телефон за 100тыс рублей и потом работает на него ради понтов, жуя доширак, а на следующий год выходит новая модель, он сдает "старый" телефон по трейд ину и берет новый кредит на новую модель со скидкой. ВОт это и тщеславие и жадность и еще куча всего.
 
Московская область
Православный христианин
Избегаю всяких кредитов и не беру их. Надо уметь жить на свои средства. И искать дополнительные источники дохода, а не сокращать потребности.
Ну и конечно довольствоваться малым. У меня обычный китайский телефон со всеми функциями и Интернетом. На работе читаю кафизмы. Зачем мне навороченный??? Это действие просто тщеславия и неудовлетворенности жизнью. ИМХО.
Но понимаю-нужна бытовая техника, и это может быть. Просто все в пределах разумного.
 
Святая Русь
Православный христианин
Избегаю всяких кредитов и не беру их. Надо уметь жить на свои средства. И искать дополнительные источники дохода, а не сокращать потребности.
Ну и конечно довольствоваться малым. У меня обычный китайский телефон со всеми функциями и Интернетом. На работе читаю кафизмы. Зачем мне навороченный??? Это действие просто тщеславия и неудовлетворенности жизнью. ИМХО.
Но понимаю-нужна бытовая техника, и это может быть. Просто все в пределах разумного.
Согласен. Но даже бытовую технику лучше не покупать в кредит. В начале 2000-х в одном городе был такой случай. Женщина купила в кредит бытовую технику (стиральную машину, утюг и еще что-то). Через относительно короткое время она, живя одна, потеряла работу. Кредит было платить не из чего. Она стала игнорировать сообщения из банка. А тем временем долг продолжал расти (%+ пеня за каждый день просрочки). В один день пришли судебные исполнители и выселили ее из квартиры. Таким образом, она за стиральную машинку с утюгом потеряла квартиру. Тогда это было как сенсация, СМИ много сообщали об этом. Лучше бы она откладывала деньги и купила стиральную машинку позже, чем вот так попасть.
 

Мария

другиня
Команда форума
Православный христианин
А как тогда жить человеку, который очень нуждается в долгу, вынужден где-то брать кредиты?
Мир Вам, Анатолий!
Человек должен уметь жить(не умеет -надо учиться) по средствам. По тем средствам, которые он зарабатывает\получает.
У многих людей, как мне показалось, в современном мире слово кредит рождает в голове фантазию "Возьму кредит и заживу, повышу уровень благосостояния". Однако необходимость (желание) брать кредит означает лишь то, что у этого человека нет необходимых средств на покупку чего-то, а взяв кредит, нужно отдать ещё больше! Вот в чём ловушка. Взятый кредит лишает свободы.
Про кредиты для бизнеса не скажу (там наверное, ещё большие риски), я не бизнесмен, поэтому размышляла на бытовом уровне. Мы с супругом живем просто, довольствуясь тем, что есть. Нет средств - снижаем потребление, запросы.
Кстати, слова апостола Павла «Никому не будьте должны ничего, кроме взаимной Любви»
 
Православный христианин
Мир Вам, Анатолий!
Человек должен уметь жить(не умеет -надо учиться) по средствам. По тем средствам, которые он зарабатывает\получает.
У многих людей, как мне показалось, в современном мире слово кредит рождает в голове фантазию "Возьму кредит и заживу, повышу уровень благосостояния". Однако необходимость (желание) брать кредит означает лишь то, что у этого человека нет необходимых средств на покупку чего-то, а взяв кредит, нужно отдать ещё больше! Вот в чём ловушка. Взятый кредит лишает свободы.
Про кредиты для бизнеса не скажу (там наверное, ещё большие риски), я не бизнесмен, поэтому размышляла на бытовом уровне. Мы с супругом живем просто, довольствуясь тем, что есть. Нет средств - снижаем потребление, запросы.
Кстати, слова апостола Павла «Никому не будьте должны ничего, кроме взаимной Любви»
С Вами соглашусь, но частично. Что должен делать человек, когда попадает в трудные ситуации, ведь в жизни всякое может произойти. Например, у знакомой дочь сильно больна, у них нет денег на операцию, что делать ей в такой сложной ситуации? Для нее единственный путь выйти из сложной ситуации - это под залог имущества брать кредиты на лечение...
 

Мария

другиня
Команда форума
Православный христианин
С Вами соглашусь, но частично. Что должен делать человек, когда попадает в трудные ситуации, ведь в жизни всякое может произойти. Например, у знакомой дочь сильно больна, у них нет денег на операцию, что делать ей в такой сложной ситуации? Для нее единственный путь выйти из сложной ситуации - это под залог имущества брать кредиты на лечение...
Ожидала, что где-то с 3-4 сообщения тема про кредит закрутится на здоровье\операцию. Думаю, что вот на эту тему мне фантазировать не стоит. Наверное, сами понимаете, почему...чтоб не быть пустословом, нужно одеть обувь другого и пройти его путь.
 

Абд-ал-Масих

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Человек должен уметь жить(не умеет -надо учиться) по средствам. По тем средствам, которые он зарабатывает\получает.
У многих людей, как мне показалось, в современном мире слово кредит рождает в голове фантазию "Возьму кредит и заживу, повышу уровень благосостояния". Однако необходимость (желание) брать кредит означает лишь то, что у этого человека нет необходимых средств на покупку чего-то, а взяв кредит, нужно отдать ещё больше! Вот в чём ловушка. Взятый кредит лишает свободы.
Свободы лишает дороговизна кредита.
Хорошо жить по средствам. Но реально экономика не может так развиваться. Кредитование необходимо для развития экономики, а в конечном счёте для благосостояния и обороноспособности государства.

Сам по себе кредит это аренда денег. Мусульмане откровенно лукавят, когда говорят, что вот у них безкредитный банкинг. На деле они требуют долю от бизнеса за предоставление средств, то есть продают деньги дороже, чем они стоят. К тому же, Коран почему-то не запрещает брать в аренду осла. А вот взять в аренду деньги на покупку осла - уже харам.

Кредит это аренда денег. Грешно ли брать и давать в аренду, скажем, машину? Не думаю.

Так что греховен не сам кредит. Греховно лихоимство.
А лихоимство это желание нажиться на чужой беде.
 

Мария

другиня
Команда форума
Православный христианин
Кредит это аренда денег. Грешно ли брать и давать в аренду, скажем, машину? Не думаю.
Согласна.
Тоже можно сказать и про недвижимость или другую вещь.
Размышляя про кредит, на мой взгляд, важны два момента:
-насколько нужна вожделенная "вещь"
-насколько реальна выплата кредита для конкретного человека
Потому что в том, что связано с кредитом возможен не только грех
лихоимство это желание нажиться на чужой беде
но и грех мшелоимства (греховная страсть, заключающаяся в стремлении приобретать все новые и новые вещи, без их видимой пользы для себя... Разновидность страсти сребролюбия.)
 
Святая Русь
Православный христианин
В принципе сейчас ни одна развитая экономика не обходится без кредитов для бизнеса. Если экономисты предприятия высчитают, что им выгоднее взять кредит и с ним они получат больше прибыли, чем без него, то странно было бы принципиально обходиться без кредита.

Другое дело - потребительский кредит, т.е. на приобретение каких-либо вещей гражданами, это то, что в предыдущие века называли ростовщичеством. По словам Василия Великого этот вид кредита многих довел до самоубийства, отсюда и такое негативное отношение святителя к нему. Да и Священное Писание этот вид кредита запрещает для дающего и увещевает одуматься берущего.
 
Крещён в Православии
Достоевский, Пушкин и большинство дворян жили в долг и не считали это зазорным хотя были искренне верующие и честь и совесть берегли и ценили не в пример нам.
Может если к деньгам и благам мирским равнодушен то и в долг жить нет вреда, а если привык к комфорту и достатку , то лучше не влезать в долги, так как есть опасность повредиться.
 

Мария

другиня
Команда форума
Православный христианин
Писатели игроманами были-с, про остальное не знаю:)
 
Святая Русь
Православный христианин
Достоевский, Пушкин и большинство дворян жили в долг и не считали это зазорным хотя были искренне верующие и честь и совесть берегли и ценили не в пример нам.
Может если к деньгам и благам мирским равнодушен то и в долг жить нет вреда, а если привык к комфорту и достатку , то лучше не влезать в долги, так как есть опасность повредиться.
Преподобный Моисей Мурин до монашества был разбойником, а преподобная Мария Египетская - блудницей. А потом, покаявшись, стали святыми уровня вселенского православия. Так что же, вы по такой логике предлагаете всем идти к святости через разбой и блудодеяние, что ли?

Эти поэты и писатели были великими, но и у них были и слабые стороны, и смертные грехи, в которых они покаялись.
 

Абд-ал-Масих

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
но и грех мшелоимства (греховная страсть, заключающаяся в стремлении приобретать все новые и новые вещи, без их видимой пользы для себя... Разновидность страсти сребролюбия.)
Но тут и есть и другая сторона.
Скромность в потребностях это хорошо, кто бы спорил.
Однако прогресс осуществляется в том числе в обществе потребления. СССР проиграл конкуренцию с капиталистическим Западом в частности поэтому, что в СССР не было ежедневного мотива к производству, лучших и более качественных товаров. Капиталистическое же общество потребления - это общество в котором работают каждый день. Можно совершать свершения и открытия по вдохновению, напрягая силы, но марафонец бежит дальше спринтера. Рынок и общество потребления мотивирует производить товары дешевле, лучше, качественнее, создавать новое. Без общества потребления и рынка не было бы у нас ни компьютеров, ни смартфонов, ни новых технологий.

Так что тут всё тоже не однозначно.
Так что считаю главное не приобретение вещей, в которых может быть нет большой нужды, а то, чтобы к ним не привязываться.
Не греховно иметь вещи, греховно когда вещи имеют тебя.
 
Сверху