Имеет ли Бог и дьявол личностную природу, и если да, то какая она?

Сергей Калайда

24.11.1959 - 02.02.2022
Православный христианин
В кавычках, потому что Он не всё может, а именно, не может сотворить Себя: Бог не может создать Бога.

Вы все пытаетесь категории времени применить туда,где его нет.Любое новое творение будет чьим-то началом.Бог безначален,Самодостаточен и не имеет нужды (для своей природы) обозначать Себя обновленного ,во времени.

Тварный мир,замыслимый в недрах Божиих,не вополщается один в один,с теми своими логосами в Сущем.Он имеет задание приобрести подобие им,в том трансцендентном замысле.И приобрести это подобие через собственный путь любви.

Чтобы уметь сочетаться с Богом,человеку как тварному,дается нетварный Образ Божий.В нем через соизволение воль,тварное может стать подобным Нетварному.
Посему Всемогущество Бога,как уже говорилось выше находиться в рамках не времени,а бесконечности.Бог всемогущ творить мир,и через это самое Всемогущество,Всемогущ и не творить мир.Бог не изменен,и всегда Всемогущ.
 
Крещён в Православии
Если допустить, что Богу "нужно" познавать Себя, то Он вполне может это делать предвечно и вечно... наподобие того, как Отец предвечно рождает Сына.

Богу познавать себя не нужно. Он совершенен. Если Вы вчера о себе чего либо не знали, а сегодня узнали, то Вы стали совершеннее. Если какой то бог нуждается в предвечном и вечном самопознании, то он не совершенен. Ваш бог, в которого верите, не только ограничен временем, но еще и не является совершенным.
 

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
...Бог в принципе не может родить иную (отличную от своей сущности) сущность, Он может родить только самого себя, т.е Бога. Бог породить тварь (допустим, человека) не может, иначе тварь будет нетварной (нетварным Богом или с божественной сущностью).
С чего вам может Быть известно, что может или не может Бог?
Бог находится вне пространства и времени. Это именно так как Вы себе даже представить не можете, т.к. человеческое мышление ограниченно пространственно временными рамками.
 
Крещён в Православии
Позволю себе добавить несколько слов к своему предыдущему посту для большей ясности написанного. "Если Вы вчера о себе чего либо не знали, а сегодня узнали, то Вы стали совершеннее, так как стали обладать бОльшими знаниями о себе."
 
Крещён в Православии
Богу познавать себя не нужно. Он совершенен. Если Вы вчера о себе чего либо не знали, а сегодня узнали, то Вы стали совершеннее. Если какой то бог нуждается в предвечном и вечном самопознании, то он не совершенен. Ваш бог, в которого верите, не только ограничен временем, но еще и не является совершенным.
...Дмитрий, ответе на такой вопрос: Зачем Отцу нужно рождать (предвечно) Сына? Иначе, по какой причине Отец рождает Сына (Ум рождает Слово)?
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
...Дмитрий, ответе на такой вопрос: Зачем Отцу нужно рождать (предвечно) Сына? Иначе, по какой причине Отец рождает Сына (Ум рождает Слово)?


"Бог обладает всесовершеным Умом (Разумом). Божественный Ум безначален и бесконечен, беспределен и неограничен, всеведущ, знает прошлое, настоящее и будущее, знает не существующее как уже существующее, знает все творения прежде их бытия. В Божественном Уме присутствуют идеи всего мироздания, присутствуют замыслы о всех тварных существах. «Все от Бога имеет свое бытие и существование, и все прежде бытия находится в Его творческом Уме», – говорит св. Симеон Новый Богослов.
Божественный Ум предвечно порождает Божественное Слово, Которым Он творит мир. Божественное Слово есть «Слово Великого Ума, превосходящее всякое слово, так что не было, нет и не будет слова, которое выше этого Слова», – учит св. Св. Максим Исповедник. Божественное Слово Всесовершенно, невещественно, беззвучно, не требует человеческого языка и символов, безначально и бесконечно, вечно. Оно всегда присуще Божественному Уму, рождается от Него извечно, почему Ум называется Отцом, а Слово – Единородным Сыном.
Божественный Ум и Божественное Слово духовны, ведь Бог нематериален, бестелесен, невещественен. Он есть Всесовершенный Дух. Божественный Дух пребывает вне пространства и времени, не имеет образа и вида, выше всякого ограничения. Его Всесовершенное Бытие беспредельно, «бестелесное, и не имеющее формы, и невидимое, и неописуемое» (св.Иоанн Дамаскин)."
http://azbyka.ru/svyataya-troica
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 02.02.2022
Православный христианин
...Дмитрий, ответе на такой вопрос: Зачем Отцу нужно рождать (предвечно) Сына? Иначе, по какой причине Отец рождает Сына (Ум рождает Слово)?

Валерий.
Отношения.
Отношения между Ипостасями определяются как Нерожденный-Рожденный-Исходящий.Не было такого чтобы Ипостасей не существовало,и не было Ипостасей без природы.Не было некоего,без Ипостасного,безликого Модуса-Бога,из которого потом стали бы появляться Ипостаси.К которому можно было бы применить задачу-рождать,обозначив его Отцем.

По природе они единосущны.Вечно пребывают Отец в Сыне и Духе,Сын в Отце и Духе,Дух в Отце и Сыне.Внутри Троицы нет никаких внутренних противоречий.
Таким образом Св.Троица представляет Собой -Три Ипостаси,в одном Единстве.В одном единосущии.
"Аз есмь Сущий."- самобытие,без всяких детерминирующих условий,кои Вы стараетесь применить.Это безвременное,предвечное единосущие.
Ипостасность выражается в проявлениях,в Силе,в энергиях (по Паламе).
И вот по проявлениям этих энергий к уже тварному миру,мы можем познавать Бога.
Как Отца,как Сына,как Святого Духа.
По природе же-Бог непознаваем.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Отношения.
Отношения между Ипостасями определяются как Нерожденный-Рожденный-Исходящий.
Сергей, каковы причины этих отношений? Почему Нерождённый рождает, Рождённый рождается от Нерождённого, Исходящий исходит от Нерождённого?
Бог Троица без этих отношений жить не может?
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 02.02.2022
Православный христианин
Сергей, каковы причины этих отношений? Почему Нерождённый рождает, Рождённый рождается от Нерождённого, Исходящий исходит от Нерождённого?
Бог Троица без этих отношений жить не может?

Так было всегда,даже тогда когда мира не было.Природа Бога не познаваема.Как Он нам открывается в своих действиях,точнее в действиях Своей Силы,настолько мы можем знать.
Слава Богу что ушли от языческого понимания ,и избавились от промежуточных гностических утверждений типа-филиокве.
 
Православный христианин
Критерием отличия личности от индивида является ... природа: чем более природы в нас, тем более мы индивиды и менее личности.
И наоборот.
К примеру, Господь Бог - Личность или индивид?
 
Последнее редактирование:

Сергей Калайда

24.11.1959 - 02.02.2022
Православный христианин
Критерием отличия личности от индивида является ... природа: чем более природы в нас, тем более мы индивиды и менее личности.
И наоборот.
К примеру, Господь Бог - Личность или индивид?

Это отчасти верно когда говорится в русле гормонального развития.Когда желание природных тактильных ощущений,превышает контрольные способности головного мозга.Тогда как говорится- при эрекции,личность отстутствует,ниспадает по многим критериям.
Но причем здесь Бог?
Вы в каком состоянии читали ветку?
 
Святая Русь
Православный христианин
Протоиерей Григорий Дьяченко: " Сущность пантеистического лжеучения. Пантеизм имеет различные формы, но одну общую основную мысль, и эта основная мысль, из которой он выходит, заключается в следующем: в основе разнообразия этого мира и его отдельных явлений лежит нечто общее, которое и составляет единство этого мира, и это общее есть Бог. Это не есть сознательный личный Бог, это есть лишь всеобщая жизнь, живущая во всем, всеобщее бытие, заключающееся во всем, или разум во всех вещах. Мы только называем это Богом. Этот Бог не существует самостоятельно сам по себе, Он есть только в мире, мир есть Его действительность, и он только Его истина. Такой пантеизм уже существовал и в Дохристианское время. Он лежит в основе языческих религий, этих религий опьяненного естественного чувства, он произвел философское мировоззрение Индии, это мировоззрение мечтательной фантазии; он имел также философских представителей в различных школах в Греции, и даже кажущийся монотеизм, образовавшийся в конце древнего дохристианского мира, не в состоянии был вполне освободиться от него. В христианском мире наиболее влиятельным представителем его был Спиноза. И когда он уже, по-видимому, был давно похоронен, Лессинг опять обратил на него всеобщее внимание в своей «Беседе с Якоби», но более всего опять возобновил его Шеллинг и затем развил дальше Гегель, и оттуда он перешел во всеобщее обыденное мышление, проявляясь часто там, где присутствия его и не подозревают. "https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djachenko/dukhovnyj-mir-o-bytii-bozhiem/2_2_3
 
Святая Русь
Православный христианин
"Абсолютное, учил Гегель, есть всеобщий разум, который сначала утопает в природе, там как бы сам освобождается от себя, затем в человеке обнаруживается как самосознающий дух, в котором абсолютное, в конце своего великого процесса, опять приходит к себе самому и понимает себя в единстве с самим собою. Этот процесс духа и есть Бог; мысль человека о Боге есть бытие Бога. Бог не имеет никакого бытия и никакого существования сам по себе. Он существует только в нас. Бог не сознает сам себя, только мы знаем о Нем. Человек, мысля и зная Бога, измышляет и познает для себя самого Бога, и в этом-то и заключается Бог: Бог есть истина человека, а человек есть действительность Бога.

Таким образом, в конце концов, человек делается Богом.

Опровержение пантеизма заключается уже:

1) в самых его практических последствиях:

а) Пантеизм уничтожает религию. Его Бог не есть личный Бог, с Которым я мог бы вступать в личные отношения, Которого я мог бы любить, на Которого мог бы полагаться и Которому мог бы молиться. Это только сила необходимости, пред которой я могу преклоняться, всеобщая жизнь, в которую я могу погружаться; но я не могу вступать во взаимные соотношения с таким Богом и обращаться к Нему как к личности.

б) Пантеизм подрывает самые основы нравственности, потому что, по нему, все противоположности добра и зла суть только явления одного и того же абсолюта. С этой точки зрения, они с логической последовательностью перестают быть действительными нравственными противоположностями: то, что мы называем злым, в сущности, столь же необходимо, как и доброе. А в таком случае, как мы можем осуждать то, что существует по необходимости?

в) Пантеизм разрушает надежду. Подобно тому как цветок умирает осенью, чтобы не ожить опять, так и человек утопает в потоке жизни, чтобы никогда уже не всплывать на ее поверхность. Можно, конечно, перенести цветок в гербарий; можно затем и человека сохранять в памяти, но, во всяком случае, он уже более не существует. Только грубый эгоизм, говорят пантеисты, и заставляет нас не хотеть погружаться в море небытия. Но на это мы должны сказать, что именно Бог и вложил нам в сердце этот «эгоизм», и вследствие этого такой эгоизм должен заключать в своей основе истину.

Самые эти следствия уже представляют собою достаточное опровержение пантеизма. Но нам могут возразить: такое опровержение неосновательно; нужно судить не по следствиям, а по самому делу. Хотя дело и проявляется в следствиях, но даже не будем смотреть на следствия. Тогда само дело также будет служить опровержением, потому что пантеизм есть троякое противоречие разуму, совести и нашему сердцу.

2) Он есть противоречие разуму. Ведь он говорит о Боге и в то же время отрицает Его.

а) Бог пантеизма есть нечто бесконечное, но это бесконечное существует только в конечном, а это значит, что само это бесконечное недействительно. Ведь как бесконечное может быть равным конечному? Если конечное есть его действительность, то, значит, нет и самой действительности его существа, следовательно, нет самого бесконечного. Таким образом, пантеизм, предполагая бесконечное, сам и отрицает его.

б) И затем: как конечное может быть равным бесконечному? Бог пантеизма есть или природа, из которой возникает дух, или дух, из которого возникает природа. Но природа бессознательна, а дух сознателен. Каким образом бессознательное может производить из себя сознание? Старое правило логики гласит, что действие ничего не может содержать в себе такого, чего ранее не заключалось бы в причине. Сознание есть по отношению к бессознательному нечто совершенно новое и иное. Каким же образом может оно произойти из него?

в) Мышление требует личности безусловного. Чрез весь мир проходит стремление к личности. От низшей ступени бытия жизнь стремится возвыситься до личной. В человеке бытие достигает степени личности. Откуда эта личная тенденция жизни, если она не есть закон мира? И откуда этот закон, если принцип мира безличен? Но человечество сплачивается в цельный организм царства Божия, который также опять ищет своей личности, чтобы иметь в ней свое завершение в абсолютной личности, в Боге, в Котором все находит свое завершение. Таким образом, следовательно, и мышление требует личности безусловного; пантеизм есть, следовательно, противоречие разуму.

3) Не менее он есть и противоречие совести. Наша совесть требует господства нравственного закона, а господство нравственного закона требует личного Бога, потому что только Он может быть верховным Законодателем, только Он может быть верховным Судьей. Всеобщее сознание гласит, что нравственный закон должен покоиться более чем на человеческом авторитете, что он должен покоиться на высшем божественном авторитете. Правда, гражданское право может быть произведением человеческой воли, изменчивой воли. Но нравственный закон вечен; он имеет вечную основу, сверхчеловеческого виновника. Только на этом и основывается его непререкаемый авторитет. Следовательно, только Бог и может быть верховным Законодателем и только Бог может быть верховным Судьей. Мы требуем высшей справедливости, которая не может заблуждаться, как справедливость человеческая, – такой справедливости, от которой виновный не мог бы уклониться, как он может уклоняться от человеческой. Должна существовать, следовательно, высшая инстанция, к которой апеллирует невинный и от которой не может уклониться виновный.

Могут, пожалуй, сказать: «Сама совесть и есть законодатель и судия». Но если она не есть законодатель? Если она не есть судия? Она может быть помрачена, ослаблена, притуплена, она может смолкнуть, можно, наконец, закрыть себя против нее. Где же тогда будет справедливость, которая, однако же, есть основной закон земной жизни? Таким образом, в сущности, нет и самой совести. Но, в таком случае, оказывается потребность в непреложной, неумолимой и неизбежной совести, т. е. безусловной совести, которая есть Бог; Он-то и есть высшая совесть мира.

4) Пантеизм противоречит требованиям нашего сердца. Бог есть требование нашей совести и вместе требование нашего сердца. Мы созданы для благочестия, для веры, для любви, для надежды, для блаженства. Должен ли мир быть предметом нашей веры, нашей любви и т.д.? Мир есть нечто постоянно переходящее; каким же образом мы можем найти себе в нем покой? Вера и любовь суть личные отношения, и мы созданы для личного отношения. Может ли человек быть высшим предметом нашей любви? Где истинно существует любовь, там мы любим в человеке более чем самого человека. Вся земная любовь указывает на нечто, стоящее выше земли. Только любовь к Богу и может быть вполне достойной человека и может вполне удовлетворить его. Но любовь есть личное отношение. Любовь к Богу требует личного Бога. Если мы отвергнем личность Бога, то отвергнем и все лучшее, прекраснейшее и высокое, что только находится в нас: веру, надежду и любовь, и то, что выступает на их место, есть лишь отчаяние, – не тихая и мирная преданность воле Божией, но холодное, тупое отчаяние, которое поклоняется лишь потому, что оно должно преклониться, которое преклоняется не пред любовью, а пред силой, которое, закрывая свои глаза, погружается в вечную смерть, где наступает конец для нас, для всего нашего лучшего бытия, для всего нашего личного существования. Пантеизм уничтожает нашу личность, потому что он уничтожает личность Бога. Его Бог есть Бог мертвых, а не живых, потому что Он сам не есть истинная и существенная жизнь.

Одним словом, пантеизм есть абсолютное противоречие нашему внутреннему существу, нашей внутренней личности, нашей внутренней потребности, противоречие разуму, совести и сердцу. Кто признает человека в его действительном существовании, тот должен признавать также и Бога. А кто признает Бога, тот должен также признавать и личного Бога, так как, признавая свою собственную личность, он должен признавать и другую личность, с которой можно входить во взаимообщение. Этим затем и определяется все направление нашего мышления. (Сост. по кн.: Лютардт. Апология христианства. Стр. 41–46.)" https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djachenko/dukhovnyj-mir-o-bytii-bozhiem/2_2_3
 
Сверху