… находясь в длительном духовном поиске, очень часто ощущал в себе присутствии бесов, ….в моём районе нет священников, совершающих чин отчитки, как мне проверить, есть ли во мне кто-то и избавиться от этого состояния?
Дорогой Андрей!
Не стоит ставить себе столь поверхностный диагноз. Совсем не факт, что вы действительно являетесь бесноватым, который совсем не может контролировать свою волю. Возможно, вы одержимы какой-то сильно развитой страстью, с которой не хотите расстаться, может быть есть у вас нераскаянный грех, который помрачает разум, и даже допустимо, что у вас психическое заболевание, но никак не беснование. Точный диагноз может поставить только священник, имеющий высокий духовный уровень и жизненный опыт, приближенный к святости. Людям, по-настоящему одержимыми нечистыми духами необходимо нечто внешнее, что избавит их от одержимости и подтолкнет на путь покаяния и духовного исправления. В случае с гадаринским бесноватым это был Сам Спаситель. Многие таким толчком считают отчитку – особое молитвенное последование, во время которого священник читает специальные заклинательные молитвы на изгнание из человека бесов. Однако часто бывает так, что едет такой человек на отчитку и возвращается порой даже в ещё худшем духовном состоянии. Поэтому однозначного мнения в Церкви относительно отчитки нет. Отчитка – это толчок, который может придать человеку сил для его личного свободного волеизволения, направленного на отказ от греха и возвращение к Богу. Поэтому, оказав человеку молитвенную помощь, нужно научить его жить согласно заповедям Божьим и соблюдать все, чему учит Церковь Христова. Тогда человек сможет полностью избавиться от одержимости. В противном случае может получиться так, как описал Спаситель:
«Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: “возвращусь в дом мой, откуда я вышел”. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф. 12, 43-45).
И есть ещё одно, очень важное предписание для исполнения на «вычитках». Прежде чем молиться об изгнании бесов, заклинатель обязан проверить, действительно ли человек бесноватый, а не «иным недугом» больной. Для того чтобы такая проверка не была субъективной, в чинопоследовании Требника приводятся определённые признаки.
«Признаки бесноватого таковы: говорящего на неизвестном языке понимает или сам разговаривает, рассказывает о происходящих далеко или никому не известных событиях, имеет силу бóльшую, чем по возрасту и по комплекции ему положена, и другие признаки». Церковь свидетельствует:
«Святые отцы различали болезни, развившиеся “от естества”, и недуги, вызванные бесовским воздействием… В соответствии с этим различением представляется… неоправданным сведение всех психических заболеваний к проявлениям одержимости, что влечёт за собой необоснованное совершение чина изгнания злых духов…» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви). Чинопоследование Требника строго требует различить признаки беснования, потому что бессмысленным и вредным делом будет изгнание бесов из человека, который не от бесов страдает, а требует медицинской помощи.
Сосредоточение на навязчивых идеях о кознях бесовских далеко не безобидно - сверхзначимый страх собственных мыслей и зависимость от воображаемых самооценок запускают соответствующую поведенческую программу, которая закладывается в подсознание как высоковероятный прогноз на будущее – так у человека формируется постоянное невро-психическое состояние, чрезмерная зависимость от тех фантомных переживаний, которые возникают в воспаленном сознании. Одно сосредоточение побеждается только другим - нужно поменять высоту, не сходя с бревна, подняв опущенные очи свои к Небесной Заступнице нашей... Поэтому думайте лучше об ангелах. Бесплотные духи всегда вблизи человека: Ангел за правым плечом, бес - за левым.
Повернитесь направо!