Исаак Сирин - несторианин?

Тема в разделе "Святые", создана пользователем Иван70, 12 ноя 2018.

  1. Иван70

    Иван70

    Православный христианин
    доброго времени суток.

    Очень нравится первый том преподобного Исаака. Слова подвижнические

    Новый второй том вроде как ему не пренадлежит, поэтому и читать не стал.

    Набрел в Интернете на такое мнение, что Преподобный Исаак Сирин был еретиком несторианином, неужели это правда ?


    Помогите пожалуйста разобраться.

    Спасибо
     
  2. Сергий_

    Сергий_

    Православный христианин
    Преподобный Исаак Сирин не мог быть несторианином и в тоже время канонизированным Православной Церковью.
     
  3. Евгений Павленко

    Евгений Павленко

    Православный христианин
    Можно быть (формально или нет) еретиком и одновременно почитаемым в Церкви за свои сочинения. Разные градации этого это Евагрий, Григорий Нисский и Исаак Сирин.

    Евагрий осужден соборно, но аскетические его сочинения, которые не содержат еретических мнений, присутствуют в Добротолюбии.
    Григорий Нисский -- святой, но придерживался соборно осужденной ереси апокатастасиса.
    Исаак Сирин был епископом у несториан, но прославлен во святых за свои аскетические сочинения, в которых нет еретических мнений.

    Поэтому, мое мнение, можно смело читать его аскетические сочинения из второго (третьего и далее) томов, пропуская при этом его (немногочисленные) еретические высказывания.

    А авторство этих томов устанавливается с помощью текстологических (и иных патрологических) изысканий научного, а не конфессионального характера (разного рода псевдо-ревнителей). Пока научный консенсус по этому поводу, насколько я понимаю, -- эти тома принадлежат прп. Исааку Сирину.
     
  4. Сергей Калайда

    Сергей Калайда

    Православный христианин
    Итак, мы заканчиваем трилогию оправдания прп. Исаака Сирина, состоящую из трех статей. В первой статье «Бичом любви» была изучена эсхатология прп. Исаака Сирина и проведен сравнительный анализ эсхатологических пассажей Первого и Второго тома. Анализ показал разительный контраст. У прп. Исаака Сирина эсхатологическое учение не выходит за рамки православного предания. Напротив, он даже решает проблему присутствия Бога во аде и не лишает грешников причастия Божественной любви, которая, однако, для них становится мучительным огнем186. Здесь прп. Исаак следует за Василием Великим187.


    У автора Второго тома эсхатология выходит за рамки православного учения и всецело зиждется на оригено-евагристической эсхатологии и космогонии. Для прп. Исаака авторитетами в эсхатологических воззрениях являются прп. Ефрем Сирин, на которого он ссылается, и свт. Василий Великий; автор Второго тома ориентируется в этом вопросе на Феодора Мопсуестийского и Диодора Тарсийского. В результате сравнительного анализа выявился подлог.

    https://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-tvorenijah-prep-isaaka/
     
    М а к с и м и Валерий-2010 нравится это.
  5. Евгений Павленко

    Евгений Павленко

    Православный христианин
    Я просматривал всю эту дискуссию автора статьи на оптинском форуме. С моей точки зрения, это все попытки решить чисто научную проблему аттрибуции святоотеческих текстов вненаучными средствами ( в духе ревности не по разуму, и исходя из ложной априорной предпосылки: "Ну не может иметь прославленный святой ложных догматических воззрений"). Надо решать эту проблему научными средствами, а потом уже, на этом основании, задумываться об адекватности априорных предпосылок. Дело здесь за научным консенсусом, а он пока на стороне принадлежности этих томов прп. Исааку. Видеть в этом заговор всего научного мира против прп. Исаака, как считает автор статьи, это с моей точки зрения, подход неправильный. Но спорить по деталям этой тематики не буду, это не форумский формат.
     
    Последнее редактирование: 12 ноя 2018
    Жанна2525 нравится это.
  6. Сергий_

    Сергий_

    Православный христианин
    СТАРЕЦ ПАИСИЙ И СВЯТОЙ ИСААК СИРИН, «С КОТОРЫМ ПОСТУПИЛИ ОЧЕНЬ НЕСПРАВЕДЛИВО»

    Сегодня, в день памяти преподобного Исаака Сирина, епископа Ниневийского, мы предлагаем вашему вниманию небольшой эпизод из жизни старца Паисия, чрезвычайно почитавшего этого святого и переживавшего о том, что современные богословы причисляли его к еретикам-несторианам.

    Старец Паисий с паломниками на Святой горе Афон

    [​IMG]


    Однажды Старец сидел на каменном приступке возле монастыря Ставроникита и беседовал с паломниками. Один из паломников, выпускник богословского факультета, утверждал, что авва Исаак Сирин был несторианином, и повторял – к несчастью для себя – известное западное воззрение по этому вопросу.

    Старец Паисий пытался убедить богослова в том, что авва Исаак Сирин был не только православным, но и Святым и что его аскетические слова исполнены многой Благодатью и силой. Но попытки Старца оказались тщетными – «богослов» упрямо стоял на своём. Старец ушёл в свою каливу огорчённым и погрузился в молитву.

    Когда он отошёл от монастыря совсем чуть-чуть и дошёл до места, где растёт большой платан, с ним, по его собственным словам, «произошло одно событие», описать которое подробно он не захотел. По одному из свидетельств, Старцу было видение: он увидел проходящий перед ним лик Преподобных отцов. Один из Преподобных остановился перед Старцем и сказал ему: «Я Исаак Сирин. Я весьма и весьма православный. Действительно, в той области, где я был епископом, была распространена несторианская ересь, но я с ней боролся». Мы не в состоянии подтвердить истинность этого видения или его отвергнуть. Во всяком случае, не поддаётся сомнению то, что происшедшее со Старцем событие было сверхъестественным. Это событие с ясностью и чёткостью известило Старца о православии и святости аввы Исаака.

    Книга преподобного Исаака лежала в возглавии кровати Старца. Он читал эту книгу постоянно, и шесть лет она была его единственным духовным чтением. Он читал одну фразу из этой книги и целый день повторял её в уме, «работая» с ней глубоко и деятельно, по его собственному выражению, подобно тому как «жвачные животные жуют жвачку». В благословение приходящим Старец раздавал выдержки из слов святого Исаака, желая побудить людей к чтению его творений. Старец верил, что «изучение аскетических трудов аввы Исаака приносит большую пользу, потому что оно даёт уразуметь глубочайший смысл жизни, и если у человека, который верит в Бога, есть малые или большие комплексы любого рода, помогает ему от них избавиться. В книге аввы Исаака содержатся многие духовные “витамины”, благодаря которым это чтение изменяет душу»[1].

    Мирянам Старец тоже советовал читать авву Исаака, но – понемногу, чтобы усваивать прочитанное. Старец говорил, что книга аввы Исаака имеет такую же ценность, как целая библиотека Святых Отцов.

    В том экземпляре книги аввы Исаака, которую читал Старец, под иконописным изображением Святого, где он держит в руках перо, Старец Паисий подписал: «Авва, дай мне твоё перо, чтобы я подчеркнул все слова в твоей книге». То есть Старец хотел сказать, что книга эта имеет столь великое достоинство, что стоит подчёркивать в ней каждое слово.

    Старец не только читал слова аввы Исаака, но и испытывал к нему многое благоговение и особенно почитал его как Святого. На маленьком престоле храма его кельи «Панагуды» одной из немногих помещавшихся там икон была икона преподобного Исаака Сирина. От любви и благоговения к Преподобному, Старец дал его имя одному из монахов, которого постриг в великую схиму. Память преподобного Исаака Старец праздновал 28 сентября. Он сам установил, чтобы в этот день все отцы его круга совершали общее Всенощное бдение. На одном из этих бдений Старца видели в фаворском Свете, возвышенным и изменённым.

    [​IMG]

    Лист из Минеи с автографом старца Паисия: «28 дня того же месяца память преподобного отца нашего Ефрема Сирина. и Исаака Великого Исихаста, с которым поступили очень несправедливо»

    До того как отцы начали праздновать память Святого 28 сентября, Старец подписал в Минее под 28 января (в этот день память преподобного Исаака Сирина совершается вместе с памятью преподобного Ефрема Сирина) следующие слова: «28 дня того же месяца память преподобного отца нашего Ефрема Сирина. и Исаака Великого Исихаста, с которым поступили очень несправедливо».

    Иеромонах Исаак. Житие Старца Паисия Святогорца.
    М.: Святая Гора, 2006. С. 243–245.


    10 февраля 2014 г.

    Смотреть:

    "новооткрытые тексты" или "2 Том" прп. Исаака Сирина - несторианская фальшифка

    Читать в дополнение:

    профессор Алексей Иванович Сидоров
    Проблемы творчества преподобного Исаака Сирина
     
    Валерий-2010 нравится это.
  7. Иван70

    Иван70

    Православный христианин
    Я читал только первый том, остальные признаны фальшивыми и ничего не нашёл еретического в первом томе отца Исаака, за что он причисляется к несторианам?
     
  8. Джон Неизвестный

    Джон Неизвестный

    Православный христианин
    Ересь - серьезное духовное повреждение, основанное на гордости. Гордый человек не может быть причислен к лику святых. У данных авторов не ересь, а легкое заблуждение в некоторых вопросах
     

Поделиться этой страницей