Ответ Александру.
Здравствуйте!
Постараюсь ответить на Ваши вопросы.
1) «Исцеления людей от икон, мощей....что это?» это всё-таки больше внутренние изменения в самом человеке с Божией помощью или же действительно Святые "помогают"....?
Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к понятию «икона» и «мощи».
«Икона» - это «средство общения с Богом и со святыми» (Давыденков О., иерей. Догматическое богословие. Часть третья. О Боге в отношении Его к миру и человеку. Почитание святых икон. URL:
http://azbyka.ru/library/dogmaticheskoe-bogoslovie-davydenkov.shtml#54_pochitanie_svjatykh_ikon). Отсюда следует, что православные христиане кланяются через икону тому, кто изображен на ней, то есть Господу Иисусу Христу или святым. Икона является средством общения с Богом, но никак не той вещью, которая сама по себе может принимать поклонение. Если православные молятся Богу и святым перед иконой и получают после этого исцеление, то это значит, что действительно Бог и святые сделали это, а не какие-то внутренние изменения, самовнушения, убеждения привели человека к исцелению. Если бы человек обращался в молитве просто к иконе как вещи с материальными предметами (красками, деревом, металлом) и получал бы от этого исцеление, то это можно было бы назвать исцелением от самовнушения (если бы это исцеление произошло). Но икона возводит мысли и чувства человека к Богу и святым, которые изображены на иконах. Отсюда следует, что исцеление приходит от Бога и святых.
«Мощи» (греч. ta leipsana от leipo - оставляю, соответствующее ему латинское reliquiae, от relinquo - оставляю) нужно понимать шире, чем просто телесные останки. Это слово означает то, что осталось после святых, например, одежда, личные вещи*— все, что так или иначе соприкасалось со святым во время его земной жизни» (Давыденков О., иерей. Догматическое богословие. Часть третья. О Боге в отношении Его к миру и человеку. Почитание мощей святых угодников Божиих. URL:
http://azbyka.ru/library/dogmatiche...ochitanie_moshhej_svjatykh_ugodnikov_bozhiikh). В Библии можно встретить то, что через соприкосновение с останками святых (например, воскрешение мертвого человека после прикосновения его к костям святого пророка Елисея (Библия, 4*книга Царств, 13 глава, 21 стих), вещами святых (в книге Деяний святых апостолов (19 глава, 12 стих) говорится об использовании платков и опоясания с тела святого апостола Павла для исцеления болезней) люди получали исцеления. Но эти исцеления были связаны с верой в то, что действительно эти святые люди могут помочь.
На мой взгляд, говорить, что исцеление человека в обращении к Богу и святым через святые иконы и мощи происходят больше как внутренние изменения в самом человеке с Божией помощью, нельзя. Это я объясняю тем, что внутренние изменения в самом человеке, происходящие с помощью Божией, относятся к духовной жизни человека, но никак не к исцелению каких-то болезней тела (о чем, я думаю, пишет автор вопроса). Если человек получает исцеление по молитве к Богу, то это исцеление, приходит только от Бога. И, как правило, исцеление несет с собой внутреннее изменение человека, как об этом можно прочитать в Евангелии: исцеление слепорожденного (Евангелие от Иоанна, 9 глава), исцеление расслабленного (Евангелие от Матфея 9 глава, стихи 1-8). Но иногда это исцеление не приводит к положительному внутреннему изменению человека, как это видно в случае исцеления Господом Иисусом Христом десяти прокаженных (Евангелие от Луки, глава 17, стихи 11-19.), девять из которых не пришли поблагодарить Бога в лице Иисуса Христа.
Поэтому в молитве к Богу и святым через иконы и мощи помощь приходит именно от Бога и святых.
2) Что же важнее для Бога - внутреннее устройство человека или его вероисповедание? так как у меня много друзей, другие религии у них, меня этот вопрос очень волнует, потому что они для меня - Люди с большой буквы, очень верующие....Мне близко Православие, но этот вопрос так у меня и сидит....что же для Бога важнее - наша душа или наше вероисповедание. Кому Бог быстрее придет на помощь - человеку с чистым сердцем или с правильной религией....
Я думаю, что нельзя так сказать, что важнее для Бога, то или другое, так как Бог ни в чем не нуждается. Но важность этих двух понятий нужна самим людям. Человеку нужно правильное внутреннее устройство человека и правильное вероисповедание. Правильное вероисповедание приводит к правильному внутреннему устройству человека. Например, Православие учит, что человек в Православии поймет то, что он грешен, что он болен. Для исцеления этой болезни нужен Врач, Которым является Господь
Иисус Христос. И такой человек обращается к своему Врачу для исцеления. Отсюда начинается правильное внутреннее устроение человека, которое было заложено Богом при его сотворении. Это правильное внутреннее устроение человека заключается в видении своей греховности и стремлении очистить себя от этой греховности через покаяние. Вот в этом и есть взаимосвязь вероисповедания и внутреннего устроения человека.
Следует сказать, что Богу очень важен человек, которого Он очень сильно любит. Душа человека очень дорога для Бога. Для того, чтобы душу человека привести к любви, нужно правильное вероисповедание.
Что касается Божией помощи людям, то нужно сказать следующее. Бог приходит на помощь к тем людям, которым эта помощь будет полезна. Это не зависит от правильной религии или чистого сердца. Помощь находится в воле Божией. Иногда Бог не помогает и людям с чистым сердцем, и людям, живущим в правильной религии. Хотя чистота сердца достигается только в правильной религии, так как сердце каждого человека загрязнено грехом. Правильная религия помогает очистить сердце человека.
Если говорить о высоконравственной жизни человека, то это еще не чистота сердца. Нравственность может быть только внешней, а в сердце человека будет находиться «грязь» грехов и гордыня, выражающаяся во мнении того, что «Я являюсь лучше других, так как у меня высокая нравственность».
Артюхов Алексей,
студент Санкт-Петербургской
православной духовной академии,
член Общества православных
психологов Санкт-Петербурга