Если Бог – Любовь (а так оно и есть), то сотворённому Им, невидимому человеком духовному миру и миру вещественному, включая человека, сотворённого по Образу и Подобию Божьему, Любовь должна быть присуща имманентно, как выражаются философы. Понятно, что Бог даровал человеку и, очевидно, ангелам свободу воли. Но даже если человек или ангел решил «отказаться» от Любви, как предпосылке их существования и форме их бытия, то каким образом Любовь исчезает? И каков «механизм» в этом случае появления (откуда, Бог же не творил её?) злобы?
Грех гордости отдаляет от Бога и изгоняет любовь. Бог создал ангелов, человека и мир от избытка любви, чтобы все Творение Его пребывало в радости любви и славило бы Его от этой радости. Но наиболее совершенный ангел денница, возрастая в совершенстве и любви, начал обращать любовь на себя и присваивать себе славу Божию. Гордыня развивалась в нем от избытка совершенства, когда при отсутствии ошибок и последствий какого-либо согрешения совершенство достигает такой степени, при которой развивается уверенность в своем безраздельном совершенстве и начинается превозношение. Гордость дарами Божиими, которые присваиваешь себе в заслуги, и есть причина появления зла в мире.
Я уже писал об этом в теме «
Хороший ли я отец»:
– «Ангел денница постепенно возрастал в совершенстве и любви. Другие ангелы радовались его любви к Богу. Денница был примером для них и, наверное, некоторые ангелы даже преклонялись перед его ангельским совершенством, подобным Богу. Они видели его лидером, за которым можно пойти. И
никакого внешнего зла в него не вносились, потому что зла еще не было. А
совершенный ангел, несмотря на отсутствие воздействия внешнего зла, согрешил. Согрешил, потому что, не зная никаких поражений и ошибок при возрастании в совершенствовании, возрастал также и в самодовольстве, в возвышении себя перед другими ангелами. Грех гордости ангела развивался постепенно, как упоение своими успехами, добродетелями и любовью Бога и других ангелов к нему.
И не было преграды к этому возвышению. Достигнув некого критического совершенства и сравнивая себя с Богом, денница вообразил, что теперь он настолько всемогущ и совершенен, что может обойтись без Бога и установить такой миропорядок, который захочет.
Денница прельстился своим богоподобием. «
Говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему"
(Ис.14:12-14). Он увлек за собой в грехопадении тех ангелов, которые признавали его лидером. Но другие ангелы, испытывая неблагоприятные последствия от противостояния Богу первых ангелов, устояли в своей верности Ему и стали противниками падших ангелов.
Почему же одни ангелы навеки утвердились в добре, а другие укоренились во зле и не могут раскаяться? Я думаю потому, что при разделении ангелов произошло формирование целей жизни их. Одни приобрели цель жизни служить Богу и защищать Божий порядок от посягательств на него падших ангелов, а
целью жизни других стало самоутверждение себя, своего порядка и превозношения над всеми. Кроме того, возможно, что падшие ангелы не могут раскаяться еще и потому, что не испытывают тления, смерти и страданий плоти от действия греха. Если бы у ангелов были страдания плоти, то возможно, что некоторые из них покаялись бы, так как целью их жизни стало бы не самоутверждение себя, а избавление от страданий плоти с помощью Божией.
Теперь понятно,
что произошло бы с человеком, если бы Бог не допустил зло в чистый райский сад и не позволил дьяволу увлечь прародителей в грехопадение. Произошло бы то, что прежде уже случилось с бывшим наиболее совершенным ангелом зари денницей, который, будучи созданным, как и человек, чистым от греха и со свободной волей, достигнув некого совершенства, возомнил себя выше всех и стал противником Бога. Если это произошло с ангелом, то, тем более, это произошло бы с человеком, которому в отличие от ангела уже была дана вся власть над тварями. как царю всего тварного мира. Неизбежность зла заключается в том, что первоначально, пока нет преграды к уменьшению добра, первозданный человек мог уклониться, как в сторону возрастания добра, так и в падение.
Не будь искушения, горделивые помыслы незаметно для Адама достигли бы такой степени, что
он, как и дьявол, прельстился бы своим богоподобием, укоренился бы в своем противоборстве Богу и покаяние стало бы невозможным.
Я предполагаю, что
цель искушения змием состояла в том, чтобы своевременно проявить зародившиеся в первоначально чистой душе Адама не распознанные им как зло помыслы превозношения себя, а затем в дальнейшем создать преграду к развитию гордости человека и воспитать в нем смирение перед волей Божией. Ведь смирение, доверие Богу, вера в Его благость и постоянное попечение о нас, а также надежда на спасение от плена греха и его разрушительных последствий это есть основа совершенной любви к Богу. Для этого Бог в сцене у дерева познания создал такую ситуацию, при которой внешнее зло стало катализатором горделивых помыслов Адама. Произошло грехопадение, которое проявилось в стыдливости прародителей перед собой и Богом. Но некомфортного чувства стыда было недостаточно для покаяния гордых прародителей. Чтобы они познали отвратительные последствия греха, выработали отвращение к греху и обратились к Богу за спасением от плена губительных страстей пришлось изгнать их из рая, так как страдательных последствий греха (болезни и прочее) среди всех благ рая не могло проявиться».