Источники святоотеческих высказываний

Казахстан
Православный христианин
Не нашёл нужной темы на форуме, потому решил открыть новую здесь, в разделе патрологии.

Я – как, наверно, и большинство православных христиан – выписываю изречения святых отцов, помогающие ориентироваться в духовной жизни. Но порой у известной фразы бывает трудно установить источник и даже автора.

Есть и у меня несколько таких цитат. Их авторы мне как будто известны (они указаны в приведённом ниже списке) - неизвестны сочинения, по которым эти авторы цитируются. Поиск в Интернете результатов не дал. Большая просьба помочь.

Пример указания источника:
Грех делает нас более несчастными, чем виновными. Преп. Иоанн Кассиан. Собеседование, 23, 15.

  • Нет добродетели выше рассуждения. Прп. Антоний Великий (ок. 251–356).
  • Церковь – не собрание праведников, она – толпа кающихся грешников. Прп. Ефрем Сирин (ок. 309–373).
  • Многих, творящих зло, оправдает их чин. Свт. Григорий Богослов (329–389).
  • Тайна спасения - для желающих, а не для насилуемых. Свт. Григорий Богослов (329–389).
  • Бог мог создать нас без нас, но спасти нас без нас не может. Блаж. Августин (354–430).
  • Грешник подобен псу, который лижет пилу и не замечает причиняемого себе вреда, потому что пьянеет от вкуса собственной крови. Прп. Исаак Сирин (VII–VIII вв.).
  • Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих, бесчисленных, как песок морской. Прп. Петр Дамаскин (ум. 775 или XII в.).
  • Никто никогда не стал добрым по принуждению. Прп. Симеон Новый Богослов (949–1022).
  • [По поводу того, может ли Всемогущий Бог создать камень, который Сам не сможет поднять.] Бог не только может создать такой камень, но уже создал его. Камень этот – человек. Свт. Филарет Московский (1783–1867).
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Из того, что навскидку:

Никто никогда не стал добрым по принуждению
похоже на гимн Симеона Нового Богослова, в другом переводе звучит так:
"Ведь добро воистину будет добром (только) по воле,
Без воли же добро не будет добром"
в том переводе, что у меня он проходит под номером 17.

По-гречески, то же двустишие:
"Τό γάρ καλόν θελήματι ἔσται καλόν τῷ ὄντι,
τό δ᾿ ἀβουλήτως ἀγαθόν οὐκ ἀγαθόν ὑπάρξει,"
в этом сборнике гимн стоит под номером 34.

Ваш вариант (Никто никогда не стал добрым по принуждению)дается митр. Иларионом Алфеевым в "Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие" глава "Происхождение зла" со ссылкой на 43 Гимн Симеона в Sources Chretiennes том 196 стр. 66.




Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих, бесчисленных, как песок морской
Петр Дамаскин Книга вторая, слово 8 (19), вот полный текст:
"Ибо от веры страх, и от страха благочестие, то есть воздержание, терпение, плач, кротость, алчба и жажда правды, то есть всех добродетелей, милостыня, по блаженствам Господним, беспристрастие, и от него умерщвление тела, от многих стенаний и горьких слез покаяния и скорби, чрез которые душа отвергает радость мира и самую пищу от сокрушения; потому что начинает видеть свои согрешения, как песок морской, и это есть начало просвещения души и признак ее здоровья".
Цит. по изданию Преподобный Петр Дамаскин. Творения - М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001, с. 243-244.



Тайна спасения - для желающих, а не для насилуемых
Григорий Богослов слово 12, Говоренное отцу, поручившему ему попечение о Назианзской церкви:
"...полезнее и безопаснее начальствовать желающим и над желающими. Да и по закону нашему должно водить не насильно и не принужденно, но охотно (1 Пет.5:2). И другое начальство не может утвердиться принуждением, управляемое с насилием при всяком удобном случае старается освободиться, тем паче наше, не столько начальство, сколько детовождение, всего более соблюдает свободу. Ибо тайна спасения - для желающих, а не для принуждаемых".
Цит. по Григорий Богослов. Собрание творений: в 2т. Т.1. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000, с. 242-243.


Как видите, распространенные цитаты не всегда точны, для того, чтоб найти оригинал нужно вручную пересматривать тексты, что не всегда возможно для таких плодовитых авторов как, например, Августин или Ефрем Сирин. Разве что только случайно кто-то наткнется на нужное место.
 
Казахстан
Православный христианин
Спасибо за помощь, Герман Юрьевич.

Действительно, Святых Отцов нередко вольно цитируют. Доходит до того, что даже зная автора и точный источник, непросто найти нужную фразу в тексте - настолько она переделана цитирующим. А если не знаешь того или другого (или, что ещё хуже, ни того, ни другого), то приходится, как вы и сказали, просто перечитывать творения. Я таким образом выловил несколько искомых жемчужин. Но очень уж этот метод поиска трудоёмок.
 
Липецк
Православный христианин
Уважаемый Герман Юрьевич!
Святитель Николай Сербский ссылается на преподобного Антония:
«Наступят времена, – предсказал Антоний Великий, – когда миром овладеет такое безумие, что сумасшедшие будут считать разумных безумными, а себя разумными».
http://azbyka.ru/otechnik/?Nikolaj_Serbskij/zemlya_nedostizhimaya=3#sel=43:24,43:42
Помогите, пожалуйста, найти первоисточник. Заранее благодарен.
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Увы, найти эту фразу в словах самого Антония Великого мне не удалось, возможно это пророчество передавалось в устной форме и было записано как принадлежащее преподобному в каком-либо патерике (но точно не "Лавсаике" и не в "Луге Духовном" Иоанна Мосха).

Возможно, первоисточником является слова ап. Павла: "будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням" (2 Тим 4:3-4), а искомая фраза является уже литературной обработкой апостольского текста.
 
Сверху