- Православный христианин
Отцы, братия, с праздником!
1. Тема вопроса: Избиение младенцев Иродом и святоотеческие толкования на эту тему. Буду благодарен за любой предоставленный материал со ссылками на источники, т.к. честно говоря не нашёл ничего особо вразумительного.
2. Встречающееся толкование в русских списках 16 века на Пс.90:7 «Падéтъ от страны́ твоея́ ты́сяща, и тмá одеснýю тебé, къ тебѣ́ же не прибли́жится» расматриваемое в контексте темы Рождества Христова и пророчества о избиении младенцев и спасении младенца Христа. Кто-то встречал у святых отцов? Может известен иной, или апокрифический источник аллюзии? Хотя апокрифов у нас не сильно много...
3. Кроме того существуют упоминания описания избиения со ссылкой Григория Нисского:
«Как изобразить палача, с обнаженным мечом стоящего над младенцем: взгляд его суров и дышит убийством, речь его страшна; одной рукой он тащит к себе младенца, другой простирает меч, между тем мать с другой стороны влечет свое дитя к себе и подставляет собственную выю острию меча». Святитель описывает далее стенания и вопли родителей, ужас детей, прижимающихся к груди матерей и получающих смертельные удары в утробу; иной палач одним ударом пронзает младенца и мать, иной отторгает младенца от груди матери…»
4. Описания Избиения Вифлеемских младенцев, которые широко гуляют по официальным сайтам Церкви, проповедям, а отрывки приписываются свт.Иоанну Златоусту, прп.Иоанну Дамаскину и свт.Григорию Нисскому. Два отрывка свт.Иоанна Златоуста, прп.Иоанна Дамаскина включены в Жития свт.Димитрия Ростовского. У свт.Димитрия Ростовского в житиях есть нижеуказанный отрывок, а у св.отцов, на которые он ссылается, я найти эти места не могу, может кто подскажет где это точно есть и есть ли вообще?
"От гробницы ее и Вифлеем получил наименования Рахили. Итак, когда в Рахили, т. е. в Вифлееме, избивали младенцев, то в городе Раме, как отстоявшем не очень далеко от Вифлеема, были слышны плач, рыдания и великий вопль матерей, плакавших о своих убитых чадах. Плач этот отчасти описывают два святые Иоанна: Златоуст и Дамаскин. Первый из них повествует следующее.
Видя это, матери спрашивали убийц:
— За что вы убиваете наших детей? Какую обиду причинили они царю или вам?
И не было никого, кто бы ответил, почему совершается это напрасное убийство, не было никого, кто бы утешил их в этом великом горе. Они же с воплями взывали к воинам:
— Пощадите нас, пощадите! Разве у вас у самих нет матерей? Разве вы не ведаете любви материнской? Разве у вас нет жен? Разве не были вы любимы вашими матерями? Неужели вы не страшитесь, что и с вашими детьми случится то же? Сжальтесь над нами! Не лишайте нас детей наших, но избейте сначала нас самих, ибо мы не в силах перенести смерть наших детей! Пронзайте нас самих! Если наши дети причинили вам какое-либо зло, то пусть и мы умрем вместе с ними!
Так вопили они в сердечной тоске и, обезумев от печали, забывши стыд, раздирали на себе одежды, от скорби били себя в грудь, терзали себе лица, рвали волосы, и призывали небеса во свидетели, взывая к Богу:
— О Владыка наш, Господи! Что значит эта великая жестокость царя? Он восстает на Твое творение: Ты создал, а он убивает; Ты дал нам детей, а он отнимает их у нас! Зачем родили мы на свет мальчиков, если наши младенцы должны подвергаться столь жестокой смерти?"
Святой Иоанн Дамаскин повествует об этом плаче так:
"Матери, претерпевшие страдания при рождении своих детей, сидели при трупах убитых младенцев, с распущенными волосами, воздевая руки к небу, они рвали на себе волосы, посыпали волосы пылью, призывали небеса во свидетели и, обливаясь слезами, так говорили к отсутствующему Ироду, как бы к присутствующему:
— Что значит это повеление твое, царь, направленное против нас? Разве ты не отец своих детей? Разве ты не знаешь, как велика любовь родителей к детям? Звезда ли оскорбила тебя? Но почему ты тогда не направляешь свои стрелы в небо, а иссушаешь молоко в наших сосцах? Волхвы ли причинили тебе зло? Но тогда почему же ты не воюешь с Персией, а лишаешь детей Вифлеем? Если родился новый царь и ты узнал о нем из книг, то схвати Гавриила и посади его в темницу.»
Такое впечатление, что свт.Димитрий делает пересказ ошибочно приписываемого свт.Иоану Зл слова о РХ (публиковалось один раз в ВМЧ, но уже в процесе было оттуда изъято) слово и ничего больше. А также просто ошибочно вплетает туда Дамаскина с прочими. Но как-то мне в это мало верится, хотя правдой вполне может быть.
Вопрос интересный, т.к. скорее всего источником сего богословия, в части толкования 90 псалма и подробностей ужасов избиения младенцев, является русский безымянный автор. Эти отрывки даже были включены почти дословно в слово о житии вел.блгв.кн.Димитрия Донского. Но ....
Спаси Господи за помощь
1. Тема вопроса: Избиение младенцев Иродом и святоотеческие толкования на эту тему. Буду благодарен за любой предоставленный материал со ссылками на источники, т.к. честно говоря не нашёл ничего особо вразумительного.
2. Встречающееся толкование в русских списках 16 века на Пс.90:7 «Падéтъ от страны́ твоея́ ты́сяща, и тмá одеснýю тебé, къ тебѣ́ же не прибли́жится» расматриваемое в контексте темы Рождества Христова и пророчества о избиении младенцев и спасении младенца Христа. Кто-то встречал у святых отцов? Может известен иной, или апокрифический источник аллюзии? Хотя апокрифов у нас не сильно много...
3. Кроме того существуют упоминания описания избиения со ссылкой Григория Нисского:
«Как изобразить палача, с обнаженным мечом стоящего над младенцем: взгляд его суров и дышит убийством, речь его страшна; одной рукой он тащит к себе младенца, другой простирает меч, между тем мать с другой стороны влечет свое дитя к себе и подставляет собственную выю острию меча». Святитель описывает далее стенания и вопли родителей, ужас детей, прижимающихся к груди матерей и получающих смертельные удары в утробу; иной палач одним ударом пронзает младенца и мать, иной отторгает младенца от груди матери…»
4. Описания Избиения Вифлеемских младенцев, которые широко гуляют по официальным сайтам Церкви, проповедям, а отрывки приписываются свт.Иоанну Златоусту, прп.Иоанну Дамаскину и свт.Григорию Нисскому. Два отрывка свт.Иоанна Златоуста, прп.Иоанна Дамаскина включены в Жития свт.Димитрия Ростовского. У свт.Димитрия Ростовского в житиях есть нижеуказанный отрывок, а у св.отцов, на которые он ссылается, я найти эти места не могу, может кто подскажет где это точно есть и есть ли вообще?
"От гробницы ее и Вифлеем получил наименования Рахили. Итак, когда в Рахили, т. е. в Вифлееме, избивали младенцев, то в городе Раме, как отстоявшем не очень далеко от Вифлеема, были слышны плач, рыдания и великий вопль матерей, плакавших о своих убитых чадах. Плач этот отчасти описывают два святые Иоанна: Златоуст и Дамаскин. Первый из них повествует следующее.
Видя это, матери спрашивали убийц:
— За что вы убиваете наших детей? Какую обиду причинили они царю или вам?
И не было никого, кто бы ответил, почему совершается это напрасное убийство, не было никого, кто бы утешил их в этом великом горе. Они же с воплями взывали к воинам:
— Пощадите нас, пощадите! Разве у вас у самих нет матерей? Разве вы не ведаете любви материнской? Разве у вас нет жен? Разве не были вы любимы вашими матерями? Неужели вы не страшитесь, что и с вашими детьми случится то же? Сжальтесь над нами! Не лишайте нас детей наших, но избейте сначала нас самих, ибо мы не в силах перенести смерть наших детей! Пронзайте нас самих! Если наши дети причинили вам какое-либо зло, то пусть и мы умрем вместе с ними!
Так вопили они в сердечной тоске и, обезумев от печали, забывши стыд, раздирали на себе одежды, от скорби били себя в грудь, терзали себе лица, рвали волосы, и призывали небеса во свидетели, взывая к Богу:
— О Владыка наш, Господи! Что значит эта великая жестокость царя? Он восстает на Твое творение: Ты создал, а он убивает; Ты дал нам детей, а он отнимает их у нас! Зачем родили мы на свет мальчиков, если наши младенцы должны подвергаться столь жестокой смерти?"
Святой Иоанн Дамаскин повествует об этом плаче так:
"Матери, претерпевшие страдания при рождении своих детей, сидели при трупах убитых младенцев, с распущенными волосами, воздевая руки к небу, они рвали на себе волосы, посыпали волосы пылью, призывали небеса во свидетели и, обливаясь слезами, так говорили к отсутствующему Ироду, как бы к присутствующему:
— Что значит это повеление твое, царь, направленное против нас? Разве ты не отец своих детей? Разве ты не знаешь, как велика любовь родителей к детям? Звезда ли оскорбила тебя? Но почему ты тогда не направляешь свои стрелы в небо, а иссушаешь молоко в наших сосцах? Волхвы ли причинили тебе зло? Но тогда почему же ты не воюешь с Персией, а лишаешь детей Вифлеем? Если родился новый царь и ты узнал о нем из книг, то схвати Гавриила и посади его в темницу.»
Такое впечатление, что свт.Димитрий делает пересказ ошибочно приписываемого свт.Иоану Зл слова о РХ (публиковалось один раз в ВМЧ, но уже в процесе было оттуда изъято) слово и ничего больше. А также просто ошибочно вплетает туда Дамаскина с прочими. Но как-то мне в это мало верится, хотя правдой вполне может быть.
Вопрос интересный, т.к. скорее всего источником сего богословия, в части толкования 90 псалма и подробностей ужасов избиения младенцев, является русский безымянный автор. Эти отрывки даже были включены почти дословно в слово о житии вел.блгв.кн.Димитрия Донского. Но ....
Спаси Господи за помощь