Как быть православным мужчиной, если ты слишком чувствительный?

Православный христианин
Благодарю за прежние ответы! Я вижу, что Вы человек очень образованный и разносторонне развитый, поэтому думаю, что поймете, о чем идет речь: я с детства очень много переживал, тревожился, все принимал близко к сердцу. Потом мне казалось, что это просто последствия инфантильности, преимущественно женского воспитания, пытался с этим бороться, выжимать из себя мужественное поведение. Потом я столкнулся с человеком, имевшим психотерапевтическое образование. Он сказал мне, что я - чувствительный человек, либо "тонкий", как он еще выразился. В интернете мне удалось найти такое определение как "сверхчувствительная психика". Во многом очень похоже на меня: все принимаю близко к сердцу, много переживаю, часто неловко себя чувствую, преувеличенное чувство вины. Но что-то и не сходится, к счастью. В чем суть вопроса: я не понимаю, как совместить такую чуткую душевную конституцию с понятием мужественности и православности. "Держи ум свой во аде и не отчаивайся" - сказал один из святых. Я попробовал - у меня от этого началась депрессия. "Помни последния своя и вовек не согрешишь" - тоже депрессия. Да по сути почти вся духовная литература написана для крепких людей, когда я пытаюсь это применить в своей жизни, часто ломаюсь. Мне тяжело общаться с людьми, потому что я постоянно чувствую себя виноватым. Даже сейчас мне кажется, что я Вам надоел, Вам не хочется отвечать на мои вопросы, что я ною, а этого мужчине делать не подобает и проч. И так - со многими людьми на постоянной основе. Мне тяжело сказать "нет", потому что боюсь обидеть другого человека. Когда вокруг кто-то не в духе, я тоже напрягаюсь, либо расстраиваюсь, либо тревожусь, если это начальствующее лицо. Но тревожусь не "в меру", а слишком сильно. Я во всем вижу какой-то грех, свою вину, только мне от этого не легко, а тяжело, потому что это выше меры. Общаешься с мирскими психологами, они учат повышению самооценки, "пофигизму" и прочим некорректным вещам. Часто рекомендуют отказаться от религии, ибо "она насаждает чувство вины и налагает много моральных рамок". А православных психологов мало, приемы у них дорогие. Особо не разговоришься, быстро деньги заканчиваются) В итоге, я страдаю и чувствую себя за это виноватым, ведь я мужчина, мне не положено, да еще это и мое самолюбие, гордыня, то есть, я вообще капитально виноват... Очень тяжело жить, когда ты продумываешь наперед, что скажет тебе каждый собеседник, часами переживаешь из-за неаккуратно сказанного слова...

В общем, прошу Вашего совета.

Благодарю!
 
Дорогой Олег!
Стоит ли платить большие деньги всевозможным консультантам и психологам, (среди которых, кстати, немало шарлатанов и мошенников) когда и так ясно, что у вас заниженная самооценка. А ведь на самом деле недостатки человека могут стать продолжением его достоинств. Все зависит не только от жизненных обстоятельств, но в большей степени от выбора самого человека - будут ли особенности его характера служить добру, утверждать гармонию Божьего мироздания, или сеять вокруг хаос и раздоры. Сможет ли он остаться христианином и прожить жизнь по евангельским заповедям? Неужели ваша «сверхчувствительность» как-то способна помешать вам в этом? Или то, что вы много переживаете, принимая все близко к сердцу, мешает вам молиться? Не набивайте себе голову информацией из разных, часто сомнительных источников, иначе начнете жить по чужим правилам, искажая суть самой мужественности. Не воспринимайте мужественность, как голливудский стреотип доминирования силы, суровости, твёрдости, брутальности. Человек мужественный – это в первую очередь человек разумный, заботящийся о благе целого и частного. Мужественной может быть и женщина, за счет внутреннего несгибаемого стержня, при этом не теряя своей чувственности, мягкости, нежности, женского очарования. Ничего придумывать не надо – радуйтесь, что Бог вас одарил тонко чувствующим сердцем. Истинные человеческие и личностные добродетели всегда были отражением реального состояния внутреннем мире человека. Если есть внутри человека истинное мужское благородство, то оно и вовне окружающими будет восприниматься как таковое, несмотря на внешнюю «женскую» чувствительность. Всматривайтесь в реальность, не отделяйте желаемое от действительного и тогда активизируются, чувство собственного достоинства, самоуважение, воля, сила духа, альтруизм и самолюбие (которые должны гармонично дополнять друг друга), совесть, великодушие, чувство ответственности и прочие чувства, присущие мужественности. Хотите обрести мужество, направьте свой взор в реальность, это позволит вырваться из рабства заниженной самооценки, поможет переосмыслить стереотипы и заново возродиться. Мужество станет вашим естественным состоянием. Это изменит в положительную сторону не только вашу личную жизнь, но и жизнь окружающих стариков, детей и других более cлабых и беззащитных людей, на которое ваша мужская деятельная ответственность, будет оказывать позитивное воздействие. Не позволяйте сомнениям пробивать вашу молитвенную защиту и тогда не будете идти на поводу у страха быть чувственным и нежным. Причем мужественность вовсе не заключается в чрезмерной сексуальной привлекательности и активности. Совсем наоборот, предполагается определенная аскетичность и щепетильность c представительницами прекрасного пола. Однако, не нужно стесняться «мужской нежности». Это – редкий дар, в котором проявляется высшая любовь мужчины, способная заменить тысячи бесполезных слов. Мужчине, бескорыстно отдающему свою нежность женщине, не нужно её как-то удерживать, бояться потерять или как-то привлекать к себе внимание – она, ощущая тепло его сердца, знает, что вся его сила в нежности.
Но почему же мужественности вокруг становится все меньше и меньше? Люди не хотят быть ответственными, не хотят что-то делать для других, хотят только потреблять. Они застревают в подростковом возрасте и страшатся реальности. Невротическое убегание от нее в социальные сети, смартфоны, компьютерные игры, обжорство и прочие вредные привычки лишает их мужественности, так как все свои действия они протаскивают через страх. Настоящие чувства подменяются суррогатами, самообманом, в результате чего настоящая жизнь проносится мимо и они даже не замечают этого. Поэтому, дорогой Олег, делайте свою жизнь настоящей, а самого себя бесстрашным, человечным, сильным духом, и в то же время чувствительным и нежным – таким, каким вас задумал Бог.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Отче, но как совместить понятия "самоуважения", "самолюбия" и христианской аскетики? В вечернем правиле "себялюбие" или "самолюбие" числится как один из грехов. Да и вообще я не встречал подобных изречений (о самоуважении и подобном) у святых. Но советы типа "всегда осуждай себя", "укоряй себя", "ставь ниже всех", на меня действуют негативно, чувствую себя вообще уничтоженным, начинаю всех бояться, не могу делать добро, активно проявлять себя в этом мире. Не понимаю)
 
Отче, но как совместить понятия "самоуважения", "самолюбия" и христианской аскетики?
В Новом Завете, отвечая на вопрос фарисея о наибольшей, самой важной, из всех заповедей, Иисус Христос называет главным: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». (Мф. 22:37-40). Где же тут воспрещение "любить себя"? Если человек не знает любви к себе - как он может полюбить других? Любовь к себе – это первейшая обязанность человека. Однако, когда естественная любовь к себе принимает гипертрофированные формы, она очень скоро перерождается в страсть - эгоизм, самолюбие, себялюбие, высокомерие. По определению святителя .Игнатия «Самолюбие есть искажение любви по отношению к самому себе». Никто не любит самодовольных, и, напротив, - святые подвижники всегда были искренне недовольны собой. На самом деле любить себя – значит быть требовательным к себе, и такая любовь ничего не имеет общего с самодовольством, эгоцентризмом и высокомерием. Когда мы ясно осознаём ту евангельскую истину, что «Царство Божие – внутрь нас есть» (Лк. 17, 21), то начинаем любить в себе Бога, и тем самым приобретаем основу для трезвой самокритичности. Люди, обретшие Бога, любят себя так спокойно, что им не приходится поддерживать эту любовь никаким самоутверждением, им не надо скрывать недостатки и бояться насмешек и осуждения – они их анализируют, вскрывают и исповедуют перед Богом. Эта любовь естественна, а потому незаметна, в ней нет ничего вымученного. Только при таком отношении к себе имеет смысл и духовная работа над собой - иначе зачем совершенствовать то, что не любишь?…
 
Православный христианин
В Новом Завете, отвечая на вопрос фарисея о наибольшей, самой важной, из всех заповедей, Иисус Христос называет главным: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». (Мф. 22:37-40). Где же тут воспрещение "любить себя"? Если человек не знает любви к себе - как он может полюбить других? Любовь к себе – это первейшая обязанность человека. Однако, когда естественная любовь к себе принимает гипертрофированные формы, она очень скоро перерождается в страсть - эгоизм, самолюбие, себялюбие, высокомерие. По определению святителя .Игнатия «Самолюбие есть искажение любви по отношению к самому себе». Никто не любит самодовольных, и, напротив, - святые подвижники всегда были искренне недовольны собой. На самом деле любить себя – значит быть требовательным к себе, и такая любовь ничего не имеет общего с самодовольством, эгоцентризмом и высокомерием. Когда мы ясно осознаём ту евангельскую истину, что «Царство Божие – внутрь нас есть» (Лк. 17, 21), то начинаем любить в себе Бога, и тем самым приобретаем основу для трезвой самокритичности. Люди, обретшие Бога, любят себя так спокойно, что им не приходится поддерживать эту любовь никаким самоутверждением, им не надо скрывать недостатки и бояться насмешек и осуждения – они их анализируют, вскрывают и исповедуют перед Богом. Эта любовь естественна, а потому незаметна, в ней нет ничего вымученного. Только при таком отношении к себе имеет смысл и духовная работа над собой - иначе зачем совершенствовать то, что не любишь?…
Хм, интересный ответ! А как же тогда повысить эту самую самооценку и полюбить себя, но так, чтобы это не стало грехом себялюбия и явной гордыней?
 
Сам человек никогда не может быть уверен в том, что объективно оценивает себя и отношение к себе со стороны социума – потому церковное покаяние, как средство исповеди Богу и себе, должно сопровождаться искренним открытием души доброму советчику - духовно опытному пастырю. Увы, труднее всего проявлять мудрость и любовь в делах собственных...
 
Православный христианин
Сам человек никогда не может быть уверен в том, что объективно оценивает себя и отношение к себе со стороны социума – потому церковное покаяние, как средство исповеди Богу и себе, должно сопровождаться искренним открытием души доброму советчику - духовно опытному пастырю. Увы, труднее всего проявлять мудрость и любовь в делах собственных...
Согласен, наша оценка не объективна. Я участвую в Таинстве исповеди, но духовника пока что нет, все не могу определиться с выбором. Однако все равно не понимаю Вашего ответа: так как же корректно наладить самооценку? Я слишком чуток к людским реакциям, мне неудобно просить других о чем-то, звонить (даже если очень надо), постоянно кажется, что только мешаю, отвлекаю, нагружаю, а сам-то при этом остаюсь в минусе. Да и вряд ли я настолько мешаю этим людям, как мне кажется...
 
Я слишком чуток к людским реакциям, мне неудобно просить других о чем-то, звонить (даже если очень надо), постоянно кажется, что только мешаю.
Ну, вот, слава Богу, наконец-докопались до первопричины... Ваша сверхчувствительная мнительность - это боязнь людей, которая на самом деле есть боязнь самого себя. Посмотрите - у стайных животных нет и намёка на зависимость от мнения других особей - они могут бояться, но никогда не сомневаются в личном статусе. А стыдливая мнительность, застенчивое смущение присущи только человеку - это первое непроизвольное проявление человеческого инстинкта социальной значимости. Изюминка в том, что мнительный человек в отличие от животного боится не за себя, а за свой образ в глазах других. И мнительность парадоксальным образом сочетается с гордостью - это ее специфическая разновидность, это та же высокая самооценка или, точнее, стремление к ней, но только глазами «воображаемых» ближних. А гордость, как известно, это вреднейший человеческий грех. Поэтому, дорогой Олег, лечите гордыню...
А для начала снимите розовые очки - мы, как правило, значительно преувеличиваем внимание окружающих к своей любимой персоне. Взгляните на мир реалистично - практически каждый человек занят лишь собой, к другим он равнодушен до тех пор, пока не затрагиваются его личные интересы. Именно поэтому и не стоит обращать на себя такое внимание. Так что не воображайте много о своей выдающейся персоне – никто на вас не обращает внимания, никто, кроме вас не даёт вам оценку. И в то же время не бойтесь людей! Важно, что в Церкви ещё есть люди, с которыми вы можете поговорить о духовных проблемах, которые слышат лучше, чем вы, голос Христа. Общение с ними – лучшее средство от страха пред людьми, перед их оценками. Учитесь открывать свои чувства не только священнику, но и повидавшим жизнь людям - не надо бояться, если кто-то узнает о ваших мыслях, мнении, планах, переживаниях. Примите себя таким, какой вы есть - станьте лучшим другом самому себе. Не бойтесь впасть в неумеренность самоутверждения – ваша зацикленность на себе в действительности выражается альтернативной формой «опьянения» своими действительными и мнимыми недостатками - и именно этот духовный мазохизм скрыто и устойчиво порождает подсознательный страх к людям, к воображаемой зависимости от их мнения. А ваша «сверхчувствительность» c глубоким эмоциональным откликом, в действительности может быть весьма далека от той сострадательной любви, которая основана на примере самого Господа. Святые Отцы однозначно предостерегают от излишней чувственности, отмечая, что тогда ум приобретает несвойственные ему черты в отношении к внешним чувствам и фантазии и теряет свое «умное (духовное) чувство», отрешаясь от реальности и попадая в сеть иллюзий. В таком прельщенном состоянии может быть достигнута предельная крайность, когда человек испытывает эмоции, полностью идентичные наблюдаемым у другого, не просто постигая эмоциональное состояние человека, но глубоко погружаясь в мир его чувств - "сопереживание", которое еще называется «аффективной или эмоциональной эмпатией». Прельщенный ум обнаруживает, по Максиму Исповеднику, «проспатию», то есть склонность к чувствам, Такой экзальтированный эмпатический ум «не может соединяться с Богом» (свт.Григорий Палама).
А начальную школу любви и доверия к людям можете пройти, если, например, завести собаку, кота или другую живность – вы не будете чувствовать неуверенность, когда дома вас ждет искренний и преданный друг. Животные не ставят нам оценок – они просто любят нас без всяких задних мыслей, просто за то, что мы есть - как и подобает любить всякому христианину. И всегда думайте о себе, своей жизни, людях позитивно. Этот благодатный настрой доброжелательности всегда ощущается окружающими - вы сразу почувствуете ответное тепло тех, кто рядом, и вы уже не будете замечать того, что воздвигало вокруг вашей души колючую проволоку страха…
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Ну, вот, слава Богу, наконец-докопались до первопричины... Ваша сверхчувствительная мнительность - это боязнь людей, которая на самом деле есть боязнь самого себя. Посмотрите - у стайных животных нет и намёка на зависимость от мнения других особей - они могут бояться, но никогда не сомневаются в личном статусе. А стыдливая мнительность, застенчивое смущение присущи только человеку - это первое непроизвольное проявление человеческого инстинкта социальной значимости. Изюминка в том, что мнительный человек в отличие от животного боится не за себя, а за свой образ в глазах других. И мнительность парадоксальным образом сочетается с гордостью - это ее специфическая разновидность, это та же высокая самооценка или, точнее, стремление к ней, но только глазами «воображаемых» ближних. А гордость, как известно, это вреднейший человеческий грех. Поэтому, дорогой Олег, лечите гордыню...
А для начала снимите розовые очки - мы, как правило, значительно преувеличиваем внимание окружающих к своей любимой персоне. Взгляните на мир реалистично - практически каждый человек занят лишь собой, к другим он равнодушен до тех пор, пока не затрагиваются его личные интересы. Именно поэтому и не стоит обращать на себя такое внимание. Так что не воображайте много о своей выдающейся персоне – никто на вас не обращает внимания, никто, кроме вас не даёт вам оценку. И в то же время не бойтесь людей! Важно, что в Церкви ещё есть люди, с которыми вы можете поговорить о духовных проблемах, которые слышат лучше, чем вы, голос Христа. Общение с ними – лучшее средство от страха пред людьми, перед их оценками. Учитесь открывать свои чувства не только священнику, но и повидавшим жизнь людям - не надо бояться, если кто-то узнает о ваших мыслях, мнении, планах, переживаниях. Примите себя таким, какой вы есть - станьте лучшим другом самому себе. Не бойтесь впасть в неумеренность самоутверждения – ваша зацикленность на себе в действительности выражается альтернативной формой «опьянения» своими действительными и мнимыми недостатками - и именно этот духовный мазохизм скрыто и устойчиво порождает подсознательный страх к людям, к воображаемой зависимости от их мнения. А ваша «сверхчувствительность» c глубоким эмоциональным откликом, в действительности может быть весьма далека от той сострадательной любви, которая основана на примере самого Господа. Святые Отцы однозначно предостерегают от излишней чувственности, отмечая, что тогда ум приобретает несвойственные ему черты в отношении к внешним чувствам и фантазии и теряет свое «умное (духовное) чувство», отрешаясь от реальности и попадая в сеть иллюзий. В таком прельщенном состоянии может быть достигнута предельная крайность, когда человек испытывает эмоции, полностью идентичные наблюдаемым у другого, не просто постигая эмоциональное состояние человека, но глубоко погружаясь в мир его чувств - "сопереживание", которое еще называется «аффективной или эмоциональной эмпатией». Прельщенный ум обнаруживает, по Максиму Исповеднику, «проспатию», то есть склонность к чувствам, Такой экзальтированный эмпатический ум «не может соединяться с Богом» (свт.Григорий Палама).
А начальную школу любви и доверия к людям можете пройти, если, например, завести собаку, кота или другую живность – вы не будете чувствовать неуверенность, когда дома вас ждет искренний и преданный друг. Животные не ставят нам оценок – они просто любят нас без всяких задних мыслей, просто за то, что мы есть - как и подобает любить всякому христианину. И всегда думайте о себе, своей жизни, людях позитивно. Этот благодатный настрой доброжелательности всегда ощущается окружающими - вы сразу почувствуете ответное тепло тех, кто рядом, и вы уже не будете замечать того, что воздвигало вокруг вашей души колючую проволоку страха…
Отец Сергий! Благодарю за столь обширный ответ! Но, к сожалению, мне кажется, что Вы не правы. Все мы больны гордыней, но кому-то фиолетово до чужих удобств/неудобств, а кому не фиолетово и даже слишком. И такое ощущение, что тут виной не только страсть гордыни. По определениям врачей, повышенная чувствительность выражается в том, что такие люди очень чутки к реакциям других людей, к настроению в коллективе, даже к событиям, происходящих в кинофильмах. Т.е. это все-таки просто чрезмерно усиленное внимание к чужим реакциям. Как можно это ставить в вину, если это твое врожденное свойство? Я тоже думал, что это гордыня и самомнение, корил себя, уничижал, а довел, в итоге, до депрессии и ужасного чувства, будто я - жуткое вечно ошибающееся ничтожество. В то время мне было больно даже в глаза людям смотреть. Я не говорю, что гордыня не при чем. При чем, конечно, но ведь не все, кто ей болеет, настолько боится чужих взглядов, реакций и проч. Так что думаю, что дело все же в сочетании устройства нервной системы и гордыни.

В любом случае, благодарю Вас за ответы! Первый для меня наиболее ценен, Вы многое в нем для меня открыли!
 
Сверху