Мир Вам! Приношу свои извинения, но меня давно тревожит то, что на Форуме часто возникают споры между православными и атеистами, которые отнюдь не делают чести обеим сторонам. Хочу вернуться к вопросу, прозвучавшему в заглавии темы:
"Как быть с агрессивными атеистами?" Мне видится, что в подобном случае желательно придерживаться некоторых несложных установок.
1. В первую очередь следует быть
НЕ АГРЕССИВНЫМИ ПРАВОСЛАВНЫМИ ДАЖЕ с агрессивными атеистами!
"Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением", 1 Петра 3:15.
"Следует настолько быть подготовившимися к познанию веры, чтобы в любое время потребовавшим от нас слово о ней легко ответить, отвечая с кротостью и страхом Божиим. Ибо тот, кто говорит слово о Боге, должен говорить как бы в присутствии Бога" см. http://bible.optina.ru/new:1pet:03:15 , толкование Дидима Слепца.
"Упование, по Апостолу, образует самую суть истинной духовной христианской жизни, и ответ или отчет об этом уповании, основанном на вере, должен быть «с кротостью и благоговением», из благоговейного почтения пред Божественной истиной и без тени высокомерия. Здесь - на все времена урок всем исповедникам, защитникам и миссионерам христианской веры!", см. http://bible.optina.ru/new:1pet:03:15 , толкование проф. А. П. Лопухина.
2. Следует
уважать личность (Божие творение) и вести разговор, по возможности максимально используя терминологию, которая понятна собеседнику и приемлема им.
"... для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных", 1Кор. 9:20.
"Человек, ухаживающий за больным, и сам становится больным, не потому что ему кажется, что поднялась температура, а потому что, сочувствуя, он думает о том, какой бы заботы он пожелал, если бы сам был болен", см. http://bible.optina.ru/new:1kor:09:20 , толкование блаж. Августина.
"Иной проповедник Евангелия обладает способностью глубоко проникать в тайны чужой души. Любящим взором он видит все, что волнует и смущает чужую душу, и вот, когда ему приходится обращаться со словом увещевания к такой душе, он идет на уступки, смягчая суровость своих обличений, хотя и не жертвует при этом существенными требованиями
Евангелия и догмою. Таков и оппортюнизм Ап. Павла. Это не иное что, как проявление его высокого смирения и самопожертвования на пользу ближнего", см. http://bible.optina.ru/new:1kor:09:20, толкование проф. А. П. Лопухина.
"Под немощными можно разуметь и не христиан еще, слушающих однако слово, только не могущих понять его. Апостол говорит, что снисходил к немощи ума таких и, понижаясь до уровня ума их, все употреблял, чтоб возвесть их к познанию, в чем дело о Христе", см. http://bible.optina.ru/new:1kor:09:22 , толкование свт. Феофана Затворника.
3. Следует приводить аргументы из самых разнообразных областей знаний, подтверждающие истинность существования Творца, и обосновывать эти аргументы выдержками из Священных Писания и Предания, а также из Святоотеческого наследия. Не следует, по-моему, ссылаться голословно на выдержки из Священных Текстов, не подтверждая их ни своими размышлениями, ни резонными доводами по теме конкретного разговора. Образованный и эрудированный атеист никогда не воспримет приведенную "просто так" выдержку из Священного наследия, но вполне может обратить это против собеседника.
Не вижу надобности приводить еще какие-то соображения относительно бесед с атеистами и "инакомыслящими", поскольку "инструкциям", как организовать подобные встречи, несть числа. Хотелось бы просто обратить внимание православных участников Форума на то, что не стоит отпугивать атеистов, которые зашли к нам "на огонек", чтобы высказать свое мнение. Давайте будем уважительно относиться ко всем, кто пришел сюда пусть даже с целью переубедить нас. По-моему, это даже хорошо, что нам дается возможность услышать противоположные суждения и достойно подготовиться к контраргументации. Иначе мы, православные, просто замкнемся в своей скорлупе и будем заниматься "самоудовлетворением", превращая Священные Тексты в "документы для внутреннего либо для служебного пользования"
. С искренним прискорбием обращаю внимание на то, как часто покидают Форум многие достаточно умные, эрудированные и научно подкованные атеисты, агностики, и "прочие интересующиеся"
лишь потому, что они были обижены нашей примитивной невежливостью. Мы, порой, неразумно упускаем возможность услышать мнение противоположной стороны в различных аспектах, что зачастую мешает нам находить достойные возражения.
Если же на Форум пытаются войти откровенные "тролли", наглые и хамоватые личности, пытающиеся унизить Православие и возвести хулу на Духа Святого (Бога же унизить просто невозможно априори при всем их желании!), то перед такими, несомненно, нет смысла "метать бисер". В то же время не стоит создавать ситуации, когда исподволь возникает вопрос:
"Как быть с агрессивными православными?"
И пусть же полемика ни в коем случае не превращается в примитивный спор (кто глупее?) и не вызывает неправедный гнев, который перерастает в неуемную злобу!
"Гнѣ́вайтеся и не согрѣша́йте: со́лнце да не за́йдетъ въ гнѣ́вѣ ва́шемъ", Еф.4:26.
Храни Вас Господь!