Как человеку понять, что он на правильном пути, если не чувствуешь благодати Божьей?

Ижевск
Православный христианин
Добрый день, о. Сергий! Мой муж ходит на службы, участвует в таинствах, читает утреннее и вечернее правило уже несколько лет, но при этом все говорит, что не чувствует Бога. Я знаю что цель христианской жизни это жизнь во Христе, а все внешнее (молитвы, посты, таинства дает нам благодать и приближает к Богу) Но что делать если человек все это внешнее выполняет и не чувствует что Он на правильном пути, не чувствует Бога. Искала ответ на этот вопрос, и вот что нашла путь должен быть такой: УМ, воля, только потом чувства, если начинать с чувств то можно пойти совсем не той дорогой. На что муж сказал....так можно поверить в любую религию .... Он считает что если человек узнал о православии, старается жить по Евангелию, то Бог должен как-то открыться, дать понять что ты идешь правильным путем. Я, как женщина и просто чувствительный человек понимаю о чем он говорит, но не могу ему передать свои чувства....как помочь? Он считает от этого, что он неверующий, думаю потому что вера = образ жизни= жизнь во Христе, а он Христа не чувствует. Я боюсь, что он может окончательно сам поверить в то, что он неверующий и отдалиться от Церкви.
 
Добрый день, о. Сергий! Мой муж ходит на службы, участвует в таинствах, читает утреннее и вечернее правило уже несколько лет, но при этом все говорит, что не чувствует Бога. ... что делать если человек все это внешнее выполняет и не чувствует, что Он на правильном пути, не чувствует Бога. .
Дорогая Анастасия!

К великому сожалению в христианской Церкви очень часто встречается такое несоответствие внутреннего и внешнего, когда состояние души не соответствует внешней вере: человек встречается с Христом в церкви, но не в душе своей. Слишком немногие постигли, что Бог — это внутреннее состояние собственной души человека. Как же выразить человеку рациональному, живущему в ограниченном и приземленном мире материальных благ, непередаваемое желание общения человека с Богом, устремленное за горизонт?

Общий закон христианства гласит: «только чистые сердцем... Бога узрят« (Мф. 5, 8). А чистота достигается подвигом, практическим приобщением к свидетельствам о святости и чистоте, к наивной сердечной вере: «Будьте, как дети» (Мф.18:3) - вот, к чему надо стремиться вашему мужу. Бог открывается в сердце, и там познает Его человек. Апостол Павел пишет, что в сердце совершается и просвещение от Бога: «...озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа" (2Кор.4:6). Таким образом, именно сердце, а не разум принимает откровение познания Бога. А в изъянах души главную роль играет рассудок, в котором роятся греховные помыслы. И, как правило, вера тех, кто принимает Бога лишь через рациональное сознание, имеет то несовершенство, которое способствуют уклонению во всевозможные ереси или внешнее ритуальное обрядоверие. Поэтому разум нужно всегда опирать на чистое сердце, не позволяя сомнениям входить в него, как бы скользя мыслью - не думая, но вдумываясь - и как только искушающие помыслы будут осознаны, тотчас отсекать их.

Чтоб насадить в сердце хлеб небесный - Слово Божие, чтоб оживить его, сделать его способным к духовной жизни, необходим немалый труд, подвиг. Для того, чтобы земля могла принять в себя семена, необходимо эту землю возделывать: разрыхлять, переворачивать, умягчать, удалять сорные травы и вычищать их корни; нужны для этого разные орудия: плуги, бороны, лопаты. Точно так и сердце наше нуждается в обработке постом, бдением, поклонами и прочими аскетическими ограничениями, чтоб обуздать плотские телесные влечения и помышления ума. Но если при этом возделывании сердца телесными подвигами душа не будет усваивать евангельские заповеди, не будет поучаться в них и руководствоваться ими, то тогда она будет еще гораздо более, чем до возделывания, произращать из себя плевелы тщеславия и гордыни. И земля вспаханная, удобренная, мелко разрыхленная, но не засеянная - с большей силой родит плевелы. Также и наоборот: не засевают семян в невозделанную почву; так и сердце, не возделанное телесными подвигами, с необузданными плотскими влечениями, не может вместить в себя духовного насаждения; кто возьмется за это, тот потрудится напрасно или даже может впасть в самообольщение и бесовскую прелесть. Так что телесные труды существенно нам необходимы, поскольку приводят душу в смирение. Святитель Игнатий (Брянчанинов) учил так: "Начало непрестанного памятования Бога, уже заключается в тщательном изучении Закона Божия, во внимательном чтении Евангелия и всего Нового Завета, в чтении святых Отцов Православной Церкви" .

Но, чтобы ваш муж ощутил свою божественно-духовную сущность, ему нужно хоть на мгновенье пережить экстаз существования своего «я» в Боге, т. е. «побывать» на высшем уровне своего духовного опыта, прикоснуться к святости. Пробудить в себе духовное существо очень трудно, ибо занятые заботами о земных делах, о телесном, мы слабо ощущаем в себе жизнь Духа, не всегда умеем отгородиться от всякого постороннего шума, от телесных желаний, для того, чтобы душа наша могла остаться наедине с Богом. И сознание дано для того, чтобы мы помнили: хоть в своей обычной жизни мы удалены от Бога, однако можем совершить переход на уровень очищаюшей душу Божественной благодати. Конечно, встречаются люди, как бы лишенные «духовного слуха» - таким не дано спеть хвалебную песнь Всемогущему Богу. Но чаще это бывает, когда сердце заляпано пошлой грязью, хроническим злострастием и ядовитой бациллой потребительства. Если же нет в человеке сердечной чистоты, то вместо задушевной молитвенной песни холодный разум начнет расчетливо отравлять душу оценивающим анализом "ритуала", прививая заразу недоверия, цинизма, пошлости, презрения к вечным ценностям Любви и Добра. Чтобы этого не произошло, являйте любимому мужу непрестанный источник святости в своем лице, в вашей Малой Церкви!
 
Последнее редактирование:
Сверху