Как дискутировать с мусульманами

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.

администратор

Команда форума
Православный христианин
Правила, которых желательно придерживаться во время полемики с мусульманами:



1) Следует знать, что ислам состоит из 3-х основных течений. Так, если оппонент не полностью раскрывает свою позицию, то можно попросить уточнить его принадлежность к тому или иному направлению внутри ислама: суннитам или шиитам, а также сравнительно недавно возникшим ваххабитам (учение в рамках суннизма).
Расхождения между этими направлениями подчас столь серьезны, что позволяют их адептам не только употреблять слово «неверный» по отношению к инакомыслящему мусульманину, но даже считать возможным его физическое устранение, если это служит «во благо» своему направлению.


Вероучение ислама содержится в 6 столпах веры:
1. Вера в Аллаха (ат-Таухид)
2. Вера в ангелов Аллаха (маляикат)
3. Вера в Писания Аллаха (китаб)
4. Вера в Пророков и Посланников Аллаха (анбийа)
5. Вера в предопределение Аллаха (къадр)
6. Вера в будущую жизнь (ахъират)
Эти шесть столпов веры – это очень грубые мазки, поэтому спорить придется с многочисленными мнениями исламских теологов, да еще и разной степени авторитетности.

2) Следует помнить, что современный российский ислам – возрождающаяся религия, поэтому многие российские мусульмане не обладают всесторонней информированностью о своей вере. Большое количество исламской теологической литературы остается непереведенной. Поэтому, полемизируя с православными, мусульмане сами часто не осознают, что отрицаемые ими или утверждаемые ими тезисы воспринимаются исламом несколько иначе и должны быть подтверждены теологическими авторитетами.
Например, мусульманин может активно критиковать почитание святых в Православии и не знать, что суннитский и шиитский ислам допускают культ святых, в том числе в виде молитвенного обращения к ним и почитания их могил. Так, мусульманин может утверждать свободу воли человека вслед за несколькими модернистскими сайтами, но не знать, что такие утверждения противоречат строгому исламскому учению о предопределении.

3) Ислам исповедует абстрактный монотеизм. Этот факт не является открытием ислама, ещё задолго до его появления было известно "Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.(Иак.2:19)", т.е. это хорошо, но недостаточно, для исполнения Его воли.
При обсуждении вопроса о едином Боге следует помнить, что ислам категорически отказывается признать духовную природу Бога, отрицает, что Бог есть Дух. Ислам приписывает Богу человекоподобные атрибуты слуха и зрения, не принимаемые православным богословием, допускает наличие у Бога рук, лика, ног, хотя и не таких, как у творений.
Это говорит о том, что Аллах не может соединяться с человеком, жить в его сердце, просвещать своей благодатью.
Согласно исламскому вероучению Аллах является творцом и добра, и зла.

4) О священной книге мусульман - Коране.
В одной из первых книг Ветхого Завета есть заповедь, которая является пророческим предостережением против поиска книг на небесах:

11 Ибо заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека;
12 она не на небе, чтобы можно было говорить: "кто взошел бы для нас на небо и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?"
13 и не за морем она, чтобы можно было говорить: "кто сходил бы для нас за море и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?"
14 но весьма близко к тебе слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его. Второзаконие(30;12)

Ещё одна цитата:
Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати. (Гал. 5:4)

а) Не стоит тратить время на поиск противоречий в Коране. Это бесплодный путь, вас закидают сотнями страниц текста с согласованиями противоречий:
- за более чем тысячу лет с момента написания этой книги, исламские теологи составили многочисленные толкования расхождений в тексте; одним из способов преодоления противоречий является теория насха (1) - отмена одного постановления или указания Аллаха на другое, которое было составлено после него;
- Кораном считается книга, написанная исключительно на арабском языке, следует учитывать, что любой критик будет уловлен многозначным переводом некоторых слов и выражений;
- Коран - всего лишь книга, если люди упорно верят в её истинность, то какой смысл искать нестыковки в тексте? Важнее другое: какое отношение имеет эта книга к Богу, что нового она принесла через 8 веков после Евангелия, что нового в отношениях Бога и человека она возвестила?
- Коран содержит взаимоисключающие тезисы, которыми нужно хорошо владеть для дискуссии.

Сравнивать Коран нужно не с Ветхим Заветом, как это любят делать мусульмане, а с Новым, в котором мы живём.

(1)Поскольку вопреки содержащемуся в Коране утверждению, будто в нем нет противоречий (4:84), их в нем немало, в том числе по вопросам не только религиозного, но и законодательного характера, то для устранения этой "неувязки" еще в средние века была создана богословская теория "насх" ("отмены"). Она делит все аяты Корана на "отменяющиеся" ("насых") и"отмененные" ("мансух") и насчитывает в нем 225 противоречий. Согласно этой теории, 40 сур Корана (то есть более трети всех глав) содержат отмененные аяты. Объяснение противоречий в такой несотворенной истине, как Коран, богословы ищут в его же аятах, в одном из которых сказано: "Когда мы отменяем какое-либо знамение (аят. - Л.К.), или повелеваем забыть его: тогда даем другое, лучшее того, или равное ему" (2:100)

б) Следуя исламу, необходимо верить в несотворенность Корана. Подчеркнем, что на какие бы уловки не пускался в данном вопросе образованный мусульманин, он все равно останется перед грубым антропоморфным утверждением - Коран вечен. Это объясняется очень просто. В исламе нет учения о Божественном Слове как Боге, Особой Божественной Ипостаси. Ведь если признать Божественное Слово Самим Богом, то любой священный текст может быть только тварным. Даже если его изначальные смыслы божественны, нетварны, то они остаются в Самом Боге, а не превращаются в тварную книгу. Ведь смыслы есть мысли ("смыслы" означают "мысли", "мышление") чьего-то ума. Для сравнения, человеческие мысли есть внутренние слова человеческого ума, которые он сам себе произносит. Человек может выразить свое мышление (внутреннее слово) в книге, но его мышление всегда останется при нем, а не станет от этого книгой. Если другой человек захочет в совершенстве уразуметь мысли автора книги, то одной книги уже недостаточно, надо обратиться к самому автору. Если же он умер, то дать точную интерпретацию смыслов книги уже невозможно. Поэтому существуют целые науки о понимании текстов (например, герменевтика).

Чтобы точно уразуметь содержание книги, надо иметь ее автора рядом, чтобы он тебе лично объяснял ее смысл.
Но Бог не умирает, Он Вечно Живой, поэтому для разъяснения Библии надо обращаться к Нему Самому. Божественная Мысль - Мысль Вечного Божественного Ума, Его Нетварная Речь, Несозданное Слово. Несозданная Речь Бога и есть Сам Бог, а значит тварный текст остается тварным текстом, а Нетварный Бог остается Нетварным Богом. Поэтому Библия христиан тварна, хотя и дана по вдохновению свыше от Нетварного Божественного Слова. Чтобы понять Священное Писание христиан необходимо Божественное действие Святого Духа, просвещение Свыше от Самого Бога. Без Божественного просвещения одни человеческие усилия в чтении недостаточны. Много атеистов читало Священное Писание, но не они не смогли уразуметь, ибо одного человеческого ума здесь мало. Итак, недостаточно просто читать Библию, но надо просить у Бога даровать вразумляющую Божественную благодать Святого Духа на ее понимание. Только через действие Божественной благодати человек уразумеет Писание, и только через действие Божественной благодати может стать христианином.

Это и есть истинный монотеизм. В противном случае надо верить в мусульманскую "Мать книги", то есть придавать Богу сотоварищей. Такая вера - не монотеистическая. Она широко распространена, например, в индуизме, где Веды существуют вечно. Поэтому тезис многих мусульманских акыд "Коран - несотворенная речь Божья" есть положение языческого миропонимания, а не монотеистического миросозерцания. Последовательный и строгий монотеист всегда способен отделить тварную книгу от Вечного Нетварного Бога.

5) Основатель ислама Мухаммед, кто он?

а) Не Бог (это подтвердят и мусульмане);
в) Не Богочеловек (аналогично);
г) Может ли Мухаммед считаться пророком?
Нет, т.к.
- он родился уже после после Боговоплощения (последним пророком был св. Иоанн Предтеча);
- ничего нового для спасения человечества он не принёс;
- его нравственный облик не соответствовал пророческому и евангельскому;
- нет никаких доказательств того, что он послан Богом.

Примечания:
Критиковать жестокость Мухаммеда в отрыве от тезиса о нравственном облике пророка смысла не имеет.
В полемике необходимо указать мусульманам, что некорректно сравнивать Мухаммеда с ветхозаветными пророками, т.к. он жил уже во времена Нового Завета.

От кого получил Мухаммед откровение, сказано у апостола Иоанна Богослова: "Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире.
Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога...".
(1Ин.4:1-3)


6) Для мусульман рассудок (не ум, а рассудок) – второй после Корана критерий истины. Всё должно быть понятно.
То, что Бог может быть по Своей сути выше нашего понимания для рядового мусульманина нонсенс. Несмотря на то, что любой мусульманин считает себя не сыном, а именно рабом Бога, гордыня, основанная на собственном уме – неизбежный атрибут их веры.
Поэтому и их духовными учителями являются не просвещённые Божественной благодатью, а «исламские учёные», т.е. теоретики. Также они активно пытаются использовать научные или псевдонаучные аргументы в религиозной полемике.


7) Ислам содержит ряд нравственных норм неприемлемых для христианства: возможность в критической ситуации на время отказаться от своей веры, лукавство во имя их веры. Что касается второго, то тщательно проверяйте цитаты ваших оппонентов и обращайте внимание на авторитетность их авторов для мусульман.


8) Молитва. Ислам обязывает своих последователей творить только обязательную молитву. Если Вам будут говорить, что существует дуа - молитва, которую можно творить в любое время, то это лукавство, т.к. дуа не является обязательной для мусульманина.
«То, что называют молитвой мусульмане, совершенно не тождественно тому, что понимают под молитвой христиане. Если в православном христианстве под молитвой понимается живое общение, личный разговор человека с Богом, и именно факт этого непосредственного личного общения составляет смысл молитвы, то, с точки зрения ислама, молитва – раз и навсегда жестко закрепленный ритуал, состоящий из чередования одних и тех же неизменных поз и фраз исключительно на арабском языке… Малейшее нарушение ритуала делает молитву недействительной. Личные прошения позволяются после совершения необходимого ритуала, но это не необходимо и, согласно исламу, не есть то, что делает молитву молитвой» Ю. Максимов.

Попытки сравнить намаз с христианской Литургией нелепы, т.к. Литургия - это именно общественное богослужение (её не может совершать один человек), кроме того - это не личная молитва и не просто молитва, во время Литургии совершается важнейшее Таинство Церкви - Евхаристия.
Существуют 3 чинопоследования Литургии в течение года, в православных церквях других стран чинопоследование может быть несколько иным, тут нет канцелярского подхода.
И самое важное, - во время общественных богослужений (Литургии, вечерни, утрени...) только хор и священнослужители поют и возглашают определённые молитвословия; верующим никто не запрещает молиться самостоятельно, даже иногда рекомендуют творить иисусову молитву в это время!
Язык служения Литургии зависит от страны, т.к. Бог понимает любой язык...

Попытки сравнить намаз с утренними и вечерними молитвами христианина также не выдерживают критики, т.к. мы можем использовать в это время разные молитвословия, мы не стеснены временем их совершения, одеждой, позами и т.п. Никакие внешние формальности не могут сделать обращение к Богу "недействительными", как это считается в исламе.

«Нравственного значения магометанские обряды не имеют никакого. У мусульман, как у древних язычников римлян, считается нравственным тот, кто в точности исполняет обряды веры». Священномученик Александр Миропольский
К этому можно добавить, что человек, согласно исламу, не является образом Божиим, без чего невозможна истинная любовь к ближним. Поэтому там и возможен джихад (который для внешних обычно связывают с внутренней духовной борьбой).

Тем не менее, многие мусульмане душою чувствуют Истинного Бога (даже отвергая Его во Христе) и стараются от всего сердца Ему молиться, получая утешение от такой молитвы, этим фактом отвергая установки исламских богословов о преимуществе Закона над благодатью.

Юрий Максимов, религиовед:
Многие понятия в христианстве и исламе омонимичны, то есть по-русски называются одними и теми же словами, но на деле подразумевают совершенно разное наполнение. Это касается в общем-то почти всех религий, но ислама — особенно. Когда мы произносим: «молитва», «пост», «милостыня», «паломничество», «душа», «грех», «Писание», — христиане и мусульмане подразумевают при этом совершенно разные вещи. Если этого не знать, при разговоре неизбежно возникает и нарастает взаимное непонимание. Поскольку каждый априори считает, что оппонент имеет в виду под употребляемым словом именно то, что имеет в виду он сам!
Душа в исламе называется нафс. Нафс — это естественная сторона человека, которая всегда подстрекает его к тому, чтобы делать зло. Эта, с точки зрения мусульман, естественная сторона души есть источник отрицания всякого добра в человеке. Они говорят, что «нафс создана таким образом, что она желает все недозволенное». Об этом говорится и в Коране: «...ведь душа побуждает ко злу...» (Коран 12.53)! Кроме того, мусульмане учат о предсуществовании душ, то есть о том, что сначала были сотворены души людей, а потом они вселяются в тела. Надо ли объяснять, насколько это далеко от христианского учения о душе? Христиане считают душу, наоборот, более возвышенной частью человека.
Что касается греха, здесь еще больше различий. Например, ислам отрицает понятие первородного греха. И в Коране, и в Библии описывается грехопадение прародителей. Однако в Коране этому факту не придается такого общечеловеческого значения, как в Священном Писании христианства. Адам покаялся и был прощен. Его неведение было упразднено, грех исчез. Первый грех в исламе не мыслится как первородный — открывший путь всем последующим грехам. По сути ответственность за реально наблюдаемую в естестве каждого человека отрицательную силу ислам списывает на Бога. То же самое и в мусульманском учении о предопределении, и в том, что Аллах — равно источник и добра, и зла.
В самом понимании греха также есть отличия. По мусульманскому учению грех — это неведение божественного закона. Исповедание ислама и исполнение предписанных ритуалов автоматически очищает мусульман от совершенных грехов, поэтому у них нет покаяния, исповеди, ничего подобного. Христианство же никогда не рассматривало грех лишь как неведение. Религиозный опыт не только христиан, но всего человечества убеждает в том, что грех оказывает влияние на согрешающего гораздо более глубинное, чтобы можно было ограничивать его только лишь умом.
Ну а если говорить о таинствах, то такого понятия, равно как и явления, в исламе нет. И это логично. Христианское понятие таинства основано на христианском представлении о Боге как являющемся и явленном в мире. На представлении о благодати, о божественных энергиях, коими Он действует в мире. В исламе же Аллах предельно удален из мира, никакого богоявления быть не может.
 
Последнее редактирование модератором:

администратор

Команда форума
Православный христианин
Об отношении к мусульманам.

Не нужно смешивать мусульман, как людей стремящихся к жизни в соответствии с Божьей волей, к исполнению Закона и молитвенному общению с Богом, и лжеучением, которое они разделяют - исламом.
Искренность в защите своей веры и настойчивость некоторых мусульман вызывает уважение. Но религиозный энтузиазм и усердствование еще не спасают человека. В Евангелии написано: "Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем". (Иоан. 3,36). Ислам отвергает Сына Божия. Тем самым он ставит себя вне истины. Ислам не является путем, ведущим к Богу. Никто не приходит к Отцу, как только через Иисуса Христа (Иоан. 14,6).

Ислам, как и любое другое вероучение, можно рассамтривать двояко:
- по степени удалённости от полного неведения Бога (атеизма);
- по степени приближенности к полноте Божественного Откровения (Православному христианству).

Соответственно, положительными сторонами Ислама являются то, что он исповедует монотеизм (хоть и абстрактный), частично признаёт Библию, почитает некоторых пророков, имеет нравственные нормы.

Основным отрицательным постулатом Ислама является то, что это вероучение лишь плод человека (на основе иудаизма с элементами христианства), искажённое Божественное Откровение. Отвергая Боговоплощение оно ведёт к отрицанию Богообщения и призывает человека к возврату в Ветхий Завет - к рабству Богу, в то время как Господь уже дал нам значительно больше - живую связь с Ним...

В чём должна быть цель религии:
1) Дать человеку верное представление о Боге. (Ислам содержит лишь абстрактный монотеизм).
2) Ввести человека в общение с Богом. (В исламе есть только исполнение обрядов и молитва).
3) Преобразить человека, посредством стяжания благодати Божией. (В исламе нет даже понятия благодати).

Что ставит атеист мерилом, базой своего мировоззрения? Разум и видимый ему мир.
Что ставит мусульманин? Историю с простым человеком Магометом и разум многочисленных толкователей записей слов этого человека. Во главу угла ставится человеческий разум. Не даром мы видим в среде мусульман такое трепетное отношение к слову «учёный», их религиозные наставники (понятие священства непременимо к исламу) являются лишь специалистами текстах и толкованиях.
А что в христианстве, - спросите вы, - что у вас является мерилом истины? Отвечаем: Божественное Откровение, личный духовный мистический опыт каждого христианина, очевидное преображение Божественной благодатью святых (т.е. людей наиболее приблизившихся к Богу), опыт всей Церкви.
 

администратор

Команда форума
Православный христианин
Взгляд ислама на христианство

Взгляды ислама на христианство.

1) При обсуждении догмата о Святой Троице следует помнить, что Коран содержит искаженные представления о Троичном догмате, считая, что христиане почитают Бога, Деву Марию и Иисуса Христа, а не Отца, Сына и Святого Духа. При этом мусульмане не желают понимать, что отношения между Отцом и Сыном – не отношения физико-биологического характера, а совершенно духовны: Отец есть Божественный Ум, а Сын его Слово. «Ум – Отец, Слово – Сын, Дух Святой – Дух, как учат богоносные отцы, излагая догматическое учение о пресущной и преестественной Святой Троице» (св. Григорий Синаит). Христианство есть учение «Ума, Слова и Духа — единой соприродности и божественности», как сказал о Святой Троице св. Григорий Богослов.

Самый главный вопрос: возможно ли в исламе Богообщение в его христианском понимании: Причастие Богу, стяжание благодати, умная молитва? Мусульмане будут приводить аят про шейную артерию, используя то, что тезисом из противоречивого Корана можно подтвердить практически любую мысль; но там речь идёт о близости, а не о единении.


2) При рассуждениях о Личности Богочеловека Иисуса Христа следует учитывать, что ислам не только признает Его пророком, но и наделяет особым положением среди всех пророков, говоря о Нем как о Слове и Духе Божьем, рожденным непорочно и взятом на небеса.
Мы же на собственном опыте знаем истинность слов Спасителя: "Закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа" (Ин. 1:17).

"Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына. Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца". (1Ин.2:22-23).

Т.к. мы христиане, а не «библиане», то мы не должны принимать «правила игры» мусульман и ограничиваться сравнением Библии (Ветхого Завета) и Корана. Основатель и Стержень нашей религии – Христос, суть христианства - жизнь в общении и соединении с Богом, а не просто Закон.
Богообщение понимается мусульманами лишь на уровне психических ощущений во время молитвы. Говорить о стяжании благодати практически бесполезно, опыт участия в Таинствах Церкви для них недоступен.


3) При рассуждениях о Священном Писании следует знать, что мусульмане считают Евангелие (Инджиль) и Ветхий Завет (Таурат – «Пятикнижие Моисеево», «Забур» - Псалтирь) Писаниями Бога. В тоже время они настаивают на их искажении христианами и иудеям. (Исламская теология построена на искажении Св. Писания, если они признают его истинность, то им придётся признать, ложность Корана.) Однако на протяжении временного срока от возникновения ислама до нынешнего дня мусульмане так и не смогли указать где, когда и как именно была искажена Библия.
В разрешении этого вопроса может помочь библейская археология и текстология, подтверждающие высокую историческую достоверность библейских тестов. Аналогичные исследования коранических текстов затруднены, т.к. все неканонические тексты Корана были уничтожены при Османе. Христианские же неканонические тексты никто не уничтожал, их легко можно найти и прочитать.

В заключение хотим порекомендовать выступление протоиерея Димитрия Смирнова перед духовенством: "Об отношении к мусульманам".
 
Последнее редактирование модератором:
Православный христианин
Небольшое дополнение - придают антропоморфность Аллаху в основном вахаббиты. Они и приписывают Ему руки, ноги, даже половые органы - оговариваясь, что эти органы не подобны человеческим. С этим категорически не согласны мусульмане традиционных течений. Считая что нельзя даже задумываться о природе Аллаха. Вообщем здесь идет противоречие между мазхабами коих в традиционном исламе 4. Радикальные саляфы, они же ваххабиты - безмазхабны. Одни мазхабы утверждают что Аллах постижим человеческим разумом, другие - противоположно утверждают что Аллах непостижим логикой и разумом. При этом и те и другие приводят в качестве аргументов и аяты и сахих-хадисы.
 
Прочее
Со стороны мусульман имеется такая же поддержка в виде материалов и солидные проповедники, разъяснения. Не думайте, что доктрина Корана примитивна. Правильный проповедник с логичным пониманием доктрины Корана говорит современным языком и объясняет все очень логично. То, что вы называете соблазном, принявшие ислам называют пониманием.
 
Последнее редактирование модератором:

Абд-ал-Масих

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Не думайте, что доктрина Корана примитивна. Правильный проповедник с логичным пониманием доктрины Корана говорит современным языком и объясняет все очень логично. То, что вы называете соблазном, принявшие ислам называют пониманием.
Это не правда. Я проверял.
Ислам внутренне противоречив. Догматы ислама никак не связаны между собой. Чего только стоит полное отсутствие богословия Каабы. Культ есть, а богословия нет. Халиф Умар не мог объяснить зачем целует Каабу.
Как верно было сказано на одном форуме ислам формирует у человека мозаичное мышление. Догматы ислама просто принимаются как есть, без всякой логики.

К примеру мусульмане говорят, что Аллах может просто спасти всё человечество.
Сравним.
Православие говорит, что Адам согрешил и пал. И Бог давал Адаму ещё в Эдеме возможность раскаяться, но тот не раскаялся. И Бог изгнал Адама.
А в Коране что сказано? Что Адам покаялся, но Аллах всё равно его наказал!
Совершенно не понятно почему. Если достаточно только раскаяния, то почему Адам был изгнан, он же раскаялся?

Мусульмане спрашивают почему люди несут на себе грех Адама.
Православие отвечает на этот вопрос: люди наследуют от Адама его природу. Искажена была Адамом его природа, так и всех от него произошедших.
А что говорит ислам? Почему дети Адама, безгрешные родились не в раю? Почему Аллах заставил их, невиновных, терпеть наказание Адама?
Мусульмане отвечают: для испытания. Ну прямо лабораторные мыши, а не люди.

И так далее и тому подобное.
Ислам только говорит, что он логичен, на деле ислам не отвечает на множество основных вопросов:
- о Боге
- о творении
- о человеке
- о цели сотворения мира
- о грехопадении
- о происхождении зла
- о спасении

Всё в исламе укладывается в две формулы: "так хочет Аллах" и "Аллах лучше знает".
 
Последнее редактирование модератором:
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху