Как называется икона Пресвятой Богородицы

Православный христианин
Здравствуйте! Подскажите как называется икона.
 

Вложения

  • 20171002_093850.jpg
    20171002_093850.jpg
    424,8 KB · Просмотры: 503
Православный христианин
Здравствуйте!

Похоже, что это "Одигитрия".
Празднование иконе будет совершаться 10 августа (28 июля по стилю старому). С чем Вас и поздравляем.

"Одигитрия. Младенец Христос сидит на коленях Богоматери, не прикасаясь к ее щеке, и смотрит строгим взглядом перед собой, сложив пальцы правой руки в благословляющий жест."

Источники:

1. "Православные иконы. Слайд №15"Дудукина Л.Н., учитель начальных классов МОУ «СОШ № 1 р.п. Новые Бурасы» // Модуль «Основы православной культуры»
2. Православный календарь

Желаем помощи Божией и Пречистой Его Матери в трудах и молитве!
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
P.P.S. Дополнение №2.

Встречается и как нетипичный извод Иерусалимской иконы Божией Матери. Очень напоминает Вашу.

<...> есть еще другие иконы, подписанные Иерусалимскими, возможно, ошибочно.

Источники:

1. Иерусалимская (другие нетипичные изводы) + несколько фото там же.
2. Пресвятая Богородица "Иерусалимская"
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
P.P.S. Дополнение №2.

Встречается и как нетипичный извод Иерусалимской иконы Божией Матери. Очень напоминает Вашу.



Источники:

1. Иерусалимская (другие нетипичные изводы) + несколько фото там же.
2. Пресвятая Богородица "Иерусалимская"
Спасибо. Когда запрос пишешь Одигитрия Иерусалимская икона как моя.
 
Православный христианин
А что значит нетипичный извод? И как к ней молится как к Иерусалимской или как к Одигитрии
 
Православный христианин
И как к ней молится как к Иерусалимской или как к Одигитрии

Икон Богородицы много. Но Богородица - Она у нас одна. :)

Православный христианин молится не иконе, а перед иконой, обращаясь ко Господу, Божией Матери или святым, чей лик изображен на иконе. Главное - это внимание (внимание - душа молитвы) и искренность Вашего обращения. Господь смотрит на сердце и в сердце молящегося. Какие именно молитвы, выбирайте, что ближе вам по душе (при этом больших молитвенных правил на себя не накладывайте, можете посоветоваться и со священником относительно молитв):

1. Основные молитвы ко Пресвятой Богородице
2. Cписок икон Богородицы и молитвы
3. Иерусалимская икона
4. Одигитрия Смоленская
5. Раздел, посвященный Богоматери

Икон Одигитрии много. Ссылка №4 дана на Смоленскую.

А что значит нетипичный извод?

Вот, например, наиболее типичные изводы (изображения) Иерусалимской иконы Богородицы:

http://www.icon-art.info/topic.php?lng=&top_id=360
http://хризма.рф/ierusalimskay_ikona
http://хризма.рф/ikoni/ikony_bogorodicy/i/ierusalimskaja_s_derzhavoj_skipetrami_travoj/138-1-0-3456
http://хризма.рф/ikoni/ikony_bogoro...anii_za_grobnicej_bozhiej_materi/138-1-0-3455
http://хризма.рф/ikoni/ikony_bogorodicy/i/ierusalimskaja_krivoezerskaja/138-1-0-3453
http://хризма.рф/ikoni/ikony_bogorodicy/i/ierusalimskaja_kopengagenskaja/138-1-0-3452
http://хризма.рф/ikoni/ikony_bogorodicy/i/ierusalimskaja_v_izmajlovo/138-1-0-3451
http://хризма.рф/ikoni/ikony_bogorodicy/i/ierusalimskaja_v_rusike/138-1-0-3450

***

Повторно, про нетипичные изводы.
http://хризма.рф/ikoni/ikony_bogorodicy/i/ierusalimskaja_drugie_netipichnye_izvody/138-1-0-3454

Кроме икон, названных Иерусалимскими (в т.ч. нетрадиционной иконографии), для которых уже созданы разделы на сайте, есть еще другие иконы, подписанные Иерусалимскими, возможно, ошибочно. Они собираются в этом разделе (по ссылке выше)

Чаще всего Богородица держит правой рукой Богомладенца на Иерусалимской иконе. На Вашей иконе - левой рукой.

***

Но вот, например, на данной иконе, держит левой рукой.

Богоматерь Одигитрия "Иерусалимская"; Беларусь; XVI в.

Икона Божьей Матери "Иерусалимская" (Одигитрия Иерусалимская)
Белоруссия, XVI в., 188х139 см, доска, яичная темпера.
Свято-Варваринский собор в городе Пинске, Брестская обл.

http://ikony.by/ierusalimskaya-ikona-bozhiej-materi-xvi-v-iz-g-pinska/
https://www.palomnik.by/palomnik/sermons/art-564/


Bogomater_Ierusalim.jpg
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Спасибо за разъяснение. Меня этой иконой мама благословляла на замужество.
 
Православный христианин
Меня этой иконой мама благословляла на замужество.

Дорожите, дети, благословением родительским!

Благословение отчее
утверждает домы чад.

Сир. 3, 9

Преподобный отец наш Сергий в юности своей не раз говорил своим праведным родителям: "Отпустите меня с благословением, и я пойду в монастырь". – "Подожди, чадо, – отвечали ему родители, – сам видишь: мы стали стары и немощны, послужить нам некому, у братьев твоих немало заботы о своих семьях. Мы радуемся, что ты печешься о спасении своей души – это дело доброе, но ведь твоя благая часть не отнимется у тебя. Послужи нам немного, пока Господь возьмет нас к Себе, и тогда Бог благословит исполнить твое заветное желание".

И благодатный сын повиновался. Без благословения родительского он не решился даже на такое святое дело, как монашеское житие. Вот как угодник Божий дорожил этим благословением! Дорожите и вы, дети, благословением родительским, если хотите, да благо вам будет и да долголетны будете на земли! Дорожите этим сокровищем, которого никто и никогда не может похитить у вас! С благословением родительским никакие беды и напасти не страшны будут вам; с ним и в счастье-довольстве вы не забудетесь. Недаром говорит мудрая пословица: "Родительское благословение со дна моря достанет, оно в огне не горит и в воде не тонет". В родительском благословении действует благословение Бога Самого. Сам Бог – Отец Небесный, сотворив наших праотцов, благословил их Своим Отеческим благословением (Быт. 1, 28) и определил, чтобы благословение отчее утверждало домы чад (Сир. 3, 9).

И смотрите, читайте сами в Слове Божием, во Святой Библии, и в житиях святых угодников Божиих, как Бог всегда исполнял на детях благословение их родителей. Благословил Ной Сима и Иафета – и исполнилось на их потомстве его благословение: в потомстве Сима сохранилось для всего мира истинное Богопочтение, а потомки Иафета – европейские народы – и поныне, спустя несколько тысяч лет, распространяют свои владения по всей земле. Напротив, лишился Хам благословения родительского – и поныне его потомки, обитатели Африки, лишены Божия благословения и блуждают во тьме заблуждений... Знали это и помнили древние люди, и ценили родительское благословение дороже всякого наследства. Даже Исав, этот сластолюбец, так легкомысленно продавший брату свое первенство за чечевичную похлебку, и тот – прочтите в Библии, как горько-горько заплакал, когда узнал, что благословение первородства досталось не ему, а младшему брату! И возопи, сказано, гласом велиим и горьким зело, и рече: благослови убо и мене, отче! (Быт. 27, 34). И выплакал он себе благословение, хотя и не то, какое потерял. Так дорожили в древние времена благословением родительским. Дорожат им и теперь добрые, послушные дети. Идет ли боголюбивый юноша или девица спасать свою душу во святой обители – они прежде всего просят на то родительского благословения, на веки нерушимого. Желает ли добрый сын избрать себе подругу жизни – он и не подумает начинать такое важное дело без благословения родительского. Решается ли он вступить в какое-либо звание (духовное или светское), идти на службу царскую, заняться ли торговлей или каким-либо трудом праведным – он на все непременно просит родительского совета и благословения. А добрые православные родители, любящим сердцем благословляя детей своих, имеют святой обычай при этом вручать им и видимый знак своего и Божия благословения – святую икону Спасителя, или Пречистой Его Матери, или какого-либо святого угодника. И становится эта святая икона заветной святыней благочестивых детей на всю их жизнь; и не расстаются они с нею нигде и никогда. И случалось, что пули вражии, ударившись о святыню, благоговейно носимую на груди христолюбивого воина, отлетали без вреда для него, ибо Господь видит любовь и почтение добрых детей к родителям, и исполняет на них святое слово Свое: да благо ти будет, и будеши долголетен на земли (Еф. 6, 3). И видимо почивает на доме их Божие и родительское благословение.

К несчастию, не все дети знают цену этого великого сокровища. Есть дети, которые ни во что ставят родительское благословение и за то лишаются Божия благословения. Вот поучительный рассказ из недавних времен, рассказ, свидетельствующий, как дети должны дорожить самым знамением родительского благословения – святой иконою, какова бы она ни была.

Молодой человек, сын одной благочестивой помещицы, отправлялся на службу в Петербург. Мать при отъезде благословила его Ахтырской иконой Божией Матери. Икона была простая, без ризы, на вид невзврачная, темная, как обыкновенно эта икона пишется. Было уже лето, июль месяц, близко ко времени, когда чествуется Ахтырская икона Божией Матери. Путникам нужно было выбраться на большую дорогу, глухой степью, заросшей высокой травой и бурьяном. И вот юноша, оставшись в карете один, держа в руках икону, которую его мать подала ему в карету с напутственными словами и слезами и которую ему некуда было деть, предался мечтам о своем будущем: о роскошной жизни в Петербурге, о знакомстве со знатными особами, о блестящем обществе. Взглянув на образ, бывший у него в руках, – темный, невзрачный, – он подумал, что при такой обстановке, какая его ожидает, ему будет стыдно поставить у себя такую икону. И вот, не долго думая, он вышвырнул святой образ из кареты в густую, высокую траву и продолжал мечтать.

Путешествие кончилось благополучно. Юноша приехал в Петербург и поступил на службу. Когда устроилась квартира, то дядька, размещая вещи, вспомнил про святой образ и спросил у барина – где он? Барин сказал, что он вышвырнул его еще в степи... Дядька пришел в ужас и тут же сказал, что не будет ему счастья без материнского благословения. "Материнская молитва со дна моря достанет, – сказал старик, – а кто ее не почитает, тот счастья век не знает". Барин успокоил дядьку, а сам развлекся и позабыл о своем поступке. Но ненадолго.

Вскоре что-то приключилось ему весьма неприятное, и дядька не приминул напомнить ему о материнском благословении.

Юноша промолчал, но с тех пор его поступок стал приходить ему на ум всякий раз, как только постигала его какая-нибудь неприятность. Он служил в Петербурге года два или три, служба шла для него весьма неудачно. Неприятности повторялись чаще и чаще; а дядька всякий раз твердил о материнском благословении. Наконец было получено известие о смерти матери, и юноша совершенно упал духом, потеряв возможность испросить у нее прощение и вторичное благословение. Тут-то дядька приступил к барину с настоятельными советами и увещеваниями бросить службу, ехать на родину и употребить все возможные средства к разысканию иконы. У самого юноши явилось сильное раскаяние; он вышел в отставку и поехал домой опять на долгих, опять на своих лошадях. Проехали уже степью несколько верст; вдруг лошади взбесились и понесли... карету опрокинули; барин вывалился, дядька и кучер тоже... Наконец лошади умаялись и остановились. Кучер и дядька по следу измятой травы нашли их стоящими и спокойно щиплющими траву. Барина в карете не оказалось. Кучер и дядька отправились искать барина... наконец нашли; но как?! Он лежал в обмороке, с окровавленным лицом, а под головою икона... та самая Ахтырская икона Божией Матери, которою мать благословила его, провожая в Петербург, и которую он так легкомысленно выбросил вон из экипажа! Дядька и кучер в изумлении пали на колени, а юноша, опамятовавшись и увидев святой образ, зарыдал горячими слезами, благодаря Господа за Его милость и вразумление. Он порешил идти домой пешком, неся в руках с честью святую икону. Потом он построил в своем имении церковь, которая и теперь там существует во славу Божией Матери и в честь святой иконы Ахтырской; а самую икону, покрыв дорогой ризой, поставил в церкви как храмовую, сказав, что он не достоин, чтобы этот чудотворный образ украшал жилище его, так тяжко согрешившего пред Господом и пред святою иконой Пресвятой Его Матери.

Так вразумил Бог сего юношу, доброго сердцем, но легкомысленного, и научил его дорожить родительским благословением. Дорожите, дети, и вы этим сокровищем, если желаете, чтобы на вас почивало Божие благословение!


Источник: Троицкие листки. Духовно-нравственное чтение для народа. – М.: ОАО «Молодая гвардия». С. 123-126.

О благословении родительском

«Благословение по своему имени происходит от благого слова. Если же хотите доискиваться, откуда происходит благое слово, где первоначальный его источник и глубочайший корень его силы, то найдете, по указанию Божественого мудреца Иоанна, что в начале бе Слово, и Слово бе у Бога, и Бог бе Слово: в Том живот бе, и живот бе свете человеком (Ин. 1, 1, 4). Поелику человек сотворен по образу Божию, то из сего самого заключить можно, что и в дар слова он получил нечто по образу творческого Слова Божия. Святой Иоанн доводит сию мысль до высочайшей степени знаменательности, когда говорит, что та самая жизнь или сила, которая есть в Боге Слове, соделалась светом человеков. Внутренний свет человека проявляет себя в слове. Итак, поелику Бог Слово рече, и быша, и притом вся добра зело, – то неудивительно, что и человек, когда он находится в возвышенном состоянии образа Божия, из полноты веры в Бога Слова, которого живот бе свет человеком, из глубины благости сердечной изрекает слово. И оно действует, оказывается могущественным, творит благо».

«Мир видел, что слово подобострастных нам человеков в союзе с истиною боговедения и правдою веры, и вследствие сего в союзе со Словом и Духом Божиим, владычествовало над природою, исцеляло больных, прогоняло темные силы, воскрешало мертвых».

«Если Слово Божие, являясь ли открыто в устах человеков, приближенных к Богу, или действуя сокровенно из сердец их, творит дела чудесные, некоторым образом подражательные творческим действиям Божества, – то не менее должно быть понятно и достоверно, что то же Слово Божие чрез тех же людей теми же способами изрекает и преподает благословения, некоторым образом подражательные действиям Божеского Провидения. Итак, благословлять, в сильнейшем значении этого слова, – значит простирать действие Божия Слова на творения Божии. Благословляющий есть благою волею посредствующий между словом Божиим и творением Божиим. По сему понятию верховный и всеобщий раздаятель благословений есть Иисус Христос, Ходатай Бога и человеков, Богочеловек, в Котором Слово плоть бысть. Вот почему благословение было древнейшею чертою, которой Он означен был еще патриархам, например, Аврааму: благословятся о семени твоем вси языци земнии (Быт. 22, 18). Вот почему и Апостол, желая изобразить благодеяния Христовы роду человечеству, сказал, что Бог Отец благословил нас всяцех благословением духовным в небесных о Христе (Еф. 1, 3). Вот почему и (духовные пастыри), преподавая заимствованное благословение, обыкновенно употребляют имя Иисуса Христа в особенности, или в составе имени Пресвятой Троицы, и крестное знамение Христово. Священик есть раздаятель благословения по чину благодатного тайноводства. Еще в первоначальном постановлении и законном священстве Бог сказал священникам: благословите сыны Израилевы (Чис. 6, 23). И паки о них же: да возложат имя Мое на сыны Израилевы, и Аз (Господь) благословлю я (Чис. 6, 27). И в Новом Завете, когда Господь повелел Апостолам и преемникам их служения до скончания века учить, крестить, вообще тайнодействовать, во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19), Он положил чрез сие в них силу Своего благословения и дал им власть преподавать оное. Посему судите, достойно ли внимания благословение священства. Не о том думать должно, какою рукою или в каком сосуде, но какой Божественной лозы духовное вино подается через благословение служителя Христова. Из преподаваний заимствованного благословения родители некоторым образом естественные посредники между творческим Словом и своими детьми, поелику некотрым образом довершили над ними дело создания, произведя их на свет. Вот почему естественно важно и сильно благословение родительское, особенно же, если благочестием возвышается до силы благодатной. В сем роде удивительны благословения патриархов. Например, благословение Ноя Иафету: Да распространит Бог Иафета (Быт. 9, 27), теперь после нескольких тысяч лет как сильно еще действует в потомках Иафета, европейцах, которые не перестают распространять во все страны света свои поселения, торговлю, власть, религию, нравы». Итак, родители должны «благословлять детей своих любящим сердцем и стараться возвысить силу своего естественного благословения, привлекая благочестием и верою силу благодатную. Дети ! дорожите благословением родителей тысячекратно более, нежели прочим наследством, ибо через оное по вере можете получить благословение Отца, из Него же всяко отечество на небесех и на земли именуется (Еф. 3, 15). Делом и словом чти отца твоего и матерь, да найдет ти благословение от них. Благословение бо отчее утверждает домы чад» (Сир. 3, 8, 9).
 
Последнее редактирование:
Сверху