Как отличить, и обличить?

Санкт-Петербург
Православный христианин
Как отличить благодать от прелести? Прежде всего в самом себе? Не думаю, что вопрос простой. Иначе бы утверждения Святых, что мы все в прелести не было бы актуальным. И что подразумевается под словом "прелесть"?
 

Жанна2525

Участник, заслуживающий доверия
ХМАО-Югра
Православный христианин
Когда стала читать святых отцов, утонула напрочь. Ничему не верь и все тут.
Но понравилось от Игнатия (Брянчанинова). Я для себя переформатировала текст, а то в прелести голова плохо соображает:

"На эти вопросы находим у владыки Игнатия ясный и определенный ответ:
   «...Услышь, возлюбленнейший брат, услышь, чем различается действие прелести от действия Божественного! Прелесть, когда приступает к человеку, мыслию ли, или мечтанием, или тонким мнением, или каким явлением, зримым чувственными очами, или гласом из поднебесной, слышимым чувственными ушами, – приступает всегда не как неограниченная властительница, но как обольстительница, ищущая в человеке согласия, от согласия его приемлющая власть над ним. Всегда действие ее, внутри ли оно, или снаружи человека, есть действие извне; человек может отвергнуть его. Всегда встречается прелесть первоначально некоторым сомнением сердца; не сомневаются о ней те, которыми она решительно возобладала. Никогда не соединяет прелесть рассеченного грехом человека, не останавливает движений крови, не наставляет подвижника на покаяние, не умаляет его пред ним самим; напротив того, возбуждает в нем мечтательность, приводит в движение кровь, приносит ему какое-то безвкусное, ядовитое наслаждение, тонко льстит ему, внушает самомнение, устанавливает в душе идол «я».

Божественное действие – не вещественно: не зрится, не слышится, не ожидается, не вообразимо, не объяснимо никаким сравнением, заимствованным из сего века; приходит, действует таинственно. Сперва
· показывает человеку грех его,
· растит в очах человека грех его,
· непрестанно держит страшный грех пред его очами,
· приводит душу в самоосуждение,
· являет ей падение наше, эту ужасную, темную, глубокую пропасть погибели, в которую ниспал род наш согрешением нашего праотца:
потом

· мало-помалу дарует сугубое внимание и сокрушение сердца при молитве».

«Святая истина извещается сердцу тишиною, спокойствием, ясностью, миром, расположением к покаянию, к углублению в себя, к безнадежию на себя, к утешительной надежде на Бога.

Ложь, хотя бы и облекалась в личину добра, познается по производимому ею смущению, мраку, неопределительности, переменчивости, развлечению, мечтательности; или же она только обольщает сердце, – льстиво приносит ему довольство, упитательство собою, какое-то неясное, мутное наслаждение. И это наслаждение обольщенного сердца похоже на притворную тишину, которою прикрыта поверхность глубокого, темного омута – жилища чудовищ..."

Мой комментарий: Я называла это интуицией – знание, настолько уверенное и полное, что не требовало никаких доказательств. И, слава Богу, у меня было понимание, что это уверенное, спокойное знание – от Бога. Оно никогда не несло разрушения. И всегда в этих случаях меня словно вела Его рука.

Не всегда же было сокрушение. И уж конечно не молитва. Хотя, как рассудить. Изменения, которые со мной произошли, были прежде всего от осознания ужаса и пропасти, в которую я попала. Да и молитва таки была. Неумелая, но была.

Все прочее (которое не определяется как надежное знание) же характерно дрожащей суетностью, неуверенностью в правильности решения, поиском обоснований, самооправданий, страхом, что что-то не так. И последнего во мне решительно больше.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Когда стала читать святых отцов, утонула напрочь. Ничему не верь и все тут.
Но понравилось от Игнатия (Брянчанинова). Я для себя переформатировала текст, а то в прелести голова плохо соображает:

"На эти вопросы находим у владыки Игнатия ясный и определенный ответ:
   «...Услышь, возлюбленнейший брат, услышь, чем различается действие прелести от действия Божественного! Прелесть, когда приступает к человеку, мыслию ли, или мечтанием, или тонким мнением, или каким явлением, зримым чувственными очами, или гласом из поднебесной, слышимым чувственными ушами, – приступает всегда не как неограниченная властительница, но как обольстительница, ищущая в человеке согласия, от согласия его приемлющая власть над ним. Всегда действие ее, внутри ли оно, или снаружи человека, есть действие извне; человек может отвергнуть его. Всегда встречается прелесть первоначально некоторым сомнением сердца; не сомневаются о ней те, которыми она решительно возобладала. Никогда не соединяет прелесть рассеченного грехом человека, не останавливает движений крови, не наставляет подвижника на покаяние, не умаляет его пред ним самим; напротив того, возбуждает в нем мечтательность, приводит в движение кровь, приносит ему какое-то безвкусное, ядовитое наслаждение, тонко льстит ему, внушает самомнение, устанавливает в душе идол «я».

Божественное действие – не вещественно: не зрится, не слышится, не ожидается, не вообразимо, не объяснимо никаким сравнением, заимствованным из сего века; приходит, действует таинственно. Сперва
· показывает человеку грех его,
· растит в очах человека грех его,
· непрестанно держит страшный грех пред его очами,
· приводит душу в самоосуждение,
· являет ей падение наше, эту ужасную, темную, глубокую пропасть погибели, в которую ниспал род наш согрешением нашего праотца:
потом

· мало-помалу дарует сугубое внимание и сокрушение сердца при молитве».

«Святая истина извещается сердцу тишиною, спокойствием, ясностью, миром, расположением к покаянию, к углублению в себя, к безнадежию на себя, к утешительной надежде на Бога.

Ложь, хотя бы и облекалась в личину добра, познается по производимому ею смущению, мраку, неопределительности, переменчивости, развлечению, мечтательности; или же она только обольщает сердце, – льстиво приносит ему довольство, упитательство собою, какое-то неясное, мутное наслаждение. И это наслаждение обольщенного сердца похоже на притворную тишину, которою прикрыта поверхность глубокого, темного омута – жилища чудовищ..."

Мой комментарий: Я называла это интуицией – знание, настолько уверенное и полное, что не требовало никаких доказательств. И, слава Богу, у меня было понимание, что это уверенное, спокойное знание – от Бога. Оно никогда не несло разрушения. И всегда в этих случаях меня словно вела Его рука.

Не всегда же было сокрушение. И уж конечно не молитва. Хотя, как рассудить. Изменения, которые со мной произошли, были прежде всего от осознания ужаса и пропасти, в которую я попала. Да и молитва таки была. Неумелая, но была.

Все прочее (которое не определяется как надежное знание) же характерно дрожащей суетностью, неуверенностью в правильности решения, поиском обоснований, самооправданий, страхом, что что-то не так. И последнего во мне решительно больше.
Жанна! Благодарю Вас за развёрнутый ответ! Есть над чем подумать, тем более что этот непростой период, явился основанием для создания темы.
 
Последнее редактирование:
Сверху