- Православный христианин
Как отличить благодать от прелести? Прежде всего в самом себе? Не думаю, что вопрос простой. Иначе бы утверждения Святых, что мы все в прелести не было бы актуальным. И что подразумевается под словом "прелесть"?
Жанна! Благодарю Вас за развёрнутый ответ! Есть над чем подумать, тем более что этот непростой период, явился основанием для создания темы.Когда стала читать святых отцов, утонула напрочь. Ничему не верь и все тут.
Но понравилось от Игнатия (Брянчанинова). Я для себя переформатировала текст, а то в прелести голова плохо соображает:
"На эти вопросы находим у владыки Игнатия ясный и определенный ответ:
«...Услышь, возлюбленнейший брат, услышь, чем различается действие прелести от действия Божественного! Прелесть, когда приступает к человеку, мыслию ли, или мечтанием, или тонким мнением, или каким явлением, зримым чувственными очами, или гласом из поднебесной, слышимым чувственными ушами, – приступает всегда не как неограниченная властительница, но как обольстительница, ищущая в человеке согласия, от согласия его приемлющая власть над ним. Всегда действие ее, внутри ли оно, или снаружи человека, есть действие извне; человек может отвергнуть его. Всегда встречается прелесть первоначально некоторым сомнением сердца; не сомневаются о ней те, которыми она решительно возобладала. Никогда не соединяет прелесть рассеченного грехом человека, не останавливает движений крови, не наставляет подвижника на покаяние, не умаляет его пред ним самим; напротив того, возбуждает в нем мечтательность, приводит в движение кровь, приносит ему какое-то безвкусное, ядовитое наслаждение, тонко льстит ему, внушает самомнение, устанавливает в душе идол «я».
Божественное действие – не вещественно: не зрится, не слышится, не ожидается, не вообразимо, не объяснимо никаким сравнением, заимствованным из сего века; приходит, действует таинственно. Сперва
· показывает человеку грех его,
· растит в очах человека грех его,
· непрестанно держит страшный грех пред его очами,
· приводит душу в самоосуждение,
· являет ей падение наше, эту ужасную, темную, глубокую пропасть погибели, в которую ниспал род наш согрешением нашего праотца:
потом
· мало-помалу дарует сугубое внимание и сокрушение сердца при молитве».
«Святая истина извещается сердцу тишиною, спокойствием, ясностью, миром, расположением к покаянию, к углублению в себя, к безнадежию на себя, к утешительной надежде на Бога.
Ложь, хотя бы и облекалась в личину добра, познается по производимому ею смущению, мраку, неопределительности, переменчивости, развлечению, мечтательности; или же она только обольщает сердце, – льстиво приносит ему довольство, упитательство собою, какое-то неясное, мутное наслаждение. И это наслаждение обольщенного сердца похоже на притворную тишину, которою прикрыта поверхность глубокого, темного омута – жилища чудовищ..."
Мой комментарий: Я называла это интуицией – знание, настолько уверенное и полное, что не требовало никаких доказательств. И, слава Богу, у меня было понимание, что это уверенное, спокойное знание – от Бога. Оно никогда не несло разрушения. И всегда в этих случаях меня словно вела Его рука.
Не всегда же было сокрушение. И уж конечно не молитва. Хотя, как рассудить. Изменения, которые со мной произошли, были прежде всего от осознания ужаса и пропасти, в которую я попала. Да и молитва таки была. Неумелая, но была.
Все прочее (которое не определяется как надежное знание) же характерно дрожащей суетностью, неуверенностью в правильности решения, поиском обоснований, самооправданий, страхом, что что-то не так. И последнего во мне решительно больше.