Как относиться к деятельности протодиакона Андрея Кураева?

Православный христианин
Здравствуйте уважаемый и любимый о. Сергий,

Посоветуйте пожалуйста мне - неофиту, как следует относиться к деятельности диакона Андрея Кураева?

Я его очень люблю и во многом ему признателен, так как он подобно духовному хирургу вырвал меня из моего увлечения Буддизмом традиции Тхеравада посредством своих ранних книг и лекций, направленных на очищение Православия от оккультизма и суеверий. Он доходчиво и аргументированно объяснил мне почему истина во Христе и почему я должен выбрать именно Православие из всех остальных ответвлений Христианства.
Я бы очень много хотел написать о том, как в особенности лекции о. Андрея на меня повлияли, но не хочется тратить ваше время. Мне очень близки его позиции 90-х начала 2000-х, но поздние его заявления и посты в жж мне порою кажутся несправедливыми (не всегда, но порою). Его ранние труды, я уверен, многих привели к истинной вере (по крайней мере меня).
Но вот вопрос: как следует относиться к его сегодняшней деятельности в живом журнале и фейсбуке? Или всё же следует читать и слушать о. Андрея периода 90-х, начала 2000-х?

Спасибо вам большое за ответ.

P.S. Спасибо вам также за ваше время и за развёрнутые, проникновенно - мудрые ответы, что вы нам даёте. Господь вам в помощь, о. Сергий, спасибо за всё!
 
Последнее редактирование модератором:
Нам ли, неучёным клирикам и мирянам, судить «самого крупного русского богослова… в области талии», как он себя шутливо нарёк? Говорят, что «ум начинается самоиронией», а уж в уме уважаемому Андрею Вячеславовичу никак не откажешь…. Происходящий на наших глазах апокалиптический процесс смены цивилизаций ещё не вполне осмыслен ни политиками, ни философами, ни богословами – поэтому люди, пусть даже внешне неудобные, но духовный опыт которых, образование и природные способности дают возможность увидеть чуть дальше вперёд и предупреждать об ошибках, сейчас жизненно необходимы обществу и Церкви. Потому что они зачастую единственные, кто решается сказать, что так нельзя, что это ведёт к катастрофе. Так и отец Андрей пытается через размышления, анализ, сомнения и противоречия разобраться «куда идёт Церковь». Мало кто в православном мире способен изъясняться так аргументированно, и в то же время изящно, оригинально и, зачастую, даже эпатажно… Конечно, не со всеми его суждениями можно согласиться, иногда его словесная несдержанность раздражает, но в любом случае в его тревожных мыслях проглядывает христианское начало, его слова будят разум, заставляют пересмотреть сложившиеся стереотипы. Многие, очень многие священнослужители, в том числе и я, благодарны отцу Андрею за то, что в свое время популярным языком «ввёл» нас, молодых неофитов, в интереснейший мир Православного Христианства. Поэтому, честно признаюсь, расстроило известие, что отец протодиакон вскоре должен нести ответ перед Церковным судом за свою эпатажную бестактность. Неоспоримая заслуга его в том, что в девяностых и в начале двухтысячных он привёл вслед за собой огромное количество молодежи ко Христу. Феноменальная эрудиция в сочетании с убедительной аргументацией сделали его действительно выдающимся христианским проповедником, лектором- популяризатором, религиозным публицистом и неординарным мыслителем.

И вдруг отец Андрей таинственным образом преображается - из апологета Православия он превращается в жёсткого критика и главного обличителя Церкви! Когда-то он назвал своего популярного предшественника протоиерея Александра Меня «потерявшимся миссионером». А получилось прямо по Нагорной проповеди «Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». (Мф.7:2). Почему же «потерялся» отец Андрей? Почему же вместо миссионерского привлечения людей в Церковь, стал соблазнителем многих?
Да он же сам предупреждал: «Миссионер всегда немного вне Церкви. Он обращается к людям, далёким от Церкви….. Его собственная, даже внутренняя, речь становится менее церковной…. Но иногда степень неизбежного приспосабливания миссионера к его потенциальной пастве становится угрожающей». Самопророчество сбылось -- для скептически настроенного и необразованного плебса отец Андрей так долго и старательно в своих публичных выступления разбавлял веру вульгарными анекдотами, циничными непристойностями и церковными сплетнями, что теперь уже сам шокирует верующих подробностями своих регулярных разоблачений. Грустно! Конечно, духовное опустошение, эмоциональное истощение и профессиональную усталость в той или иной степени когда-то чувствуют не только священники, но и все социально служащие. Но почему уходят пламенные миссионеры? Отец Андрей как бы в оправдание риторически вопрошает: «Кто призван удерживать тех, в ком произошло церковное выгорание?» Да, видать горячее миссионерское сердце износилось, не выдержало, потухло... Кураев самокритичен – «Куда подевался мальчик, которым я был когда-то?» Гаснут неофитские иллюзии – и вот первохристианский романтизм вдруг оборачивается горечью - и, начинает казаться, что реальная жизнь Церкви недостойна чистоты Христа. А ведь на самом деле пугаться этого не нужно, ибо настоящая любовь к Богу не та, что смотрит на всё сквозь розовые очки: для просветления нужно страдать, но не причинять соблазна другим. Она видит и плохое, но долготерпит, милосердствует, не превозносится. Видит хорошее, но не завидует. Имеет свои мнения, стремления, желания, но ищет не своего, не жаждет обличения, а ищет, как угодить Богу….

Говорит ли отец Андрей правду? Или погрязает в мелкотемье, в сутяжничестве приходской жизни, плавает в «голубых» иллюзиях, обличая сановных служителей? Святые Отцы не допускали никакой лакировки церковной действительности, ибо только Светом обнаруживается и, тем самым, становится доступным для излечения великое скрываемое зло. Заражение Церкви мирским нечестием идёт с самых первых дней её бытия. Обмирщение, как процесс противоборства и искажения Церкви было в ней с самого зачатия: уже на Тайной вечери со Христом сидел Иуда, судорожно сжимающий кровавые монеты. А по обильно изливаемому кураевскому негативу многим начинает казаться, что сегодня вокруг Христа собрались лишь одни иуды. Но это совсем не так – предатель был лишь одним из двенадцати. Святых – больше! Просто зло всегда на виду, и крепко врезается в память. А истинная святость не рекламирует себя. Церковь действительно свята и непорочна, но эта святость невидима и непостижима – это и есть самое трудное для искреннего, но не умудренного словом Божиим сердца. Святость Церкви живёт в отдельных людях, сколько бы их ни было – «двое или трое, собранные во имя Моё». Людской грех видится легко, потому что до боли близок и знаком нам, великим грешникам, а вот, чтобы увидеть святость, нужно самому немало потрудиться, чтобы разлепить забрызганные фекалиями злословия духовные очи. Чтобы рассеять Тьму, нужно явить Свет! Ведь есть ещё у нас отважные, простые и мудрые пастыри живой, искренней веры и доброго сердца, люди того же духа, что и новомученики и исповедники ХХ века. Почему же отец Андрей не видит и не говорит о них - лучших из лучших, имеющих от Бога бесценный дар – зажигать веру в сердцах людей? А достойные-то есть, таковых на Руси немало. Господь знает их имена, и верным Его они тоже открыты.

Конечно, злоупотребления в Церкви встречаются, но нужно помнить, что любой грех члена Церкви, начиная от мирянина и заканчивая высшими иерархами, ни в коем случае не колеблет святости Самой Церкви, которая есть Тело Христово и Сам Господь является её главой: «Грех в Церкви не есть грех Церкви, но грех против Церкви» (прот.Валентин Свеницкий). Церковь свята, но в то же время Церковь – это живой организм, состоящий из живых людей, которым, увы, свойственно грешить. Но всё же не всякий грех отчуждает человека от Бога и от Церкви и лишает его живительной благодати. Реальное знание трудной жизни Церкви с признанием существование внутреннего зла, нечестия и социальной несправедливости тоже приносит пользу, но другую - не детское удовольствие от разглядывания слащаво-елейных житий святых, а взрослое переживание суровой действительности, как правдивое признание и достижений, и трагических ошибок. Однако, правда должна быть доказательной и дозированной, чтобы в пылу обличения не пострадали невинные люди, чтобы локальное заражение не рисовалось катастрофической эпидемией! Так, например, за двадцать лет служения в священном сане я встретил только одного (!) «нетрадиционного» архимандрита, да и то запрещённого в служении. Какое уж тут «голубое лобби»! Конечно, возможно, есть и другие, тщательно шифрующиеся и тяготящиеся своей «инаковостью», но всегда ли этически пристойно открывать их «наготу»?

Вернётся ли Святая Церковь к первохристианской чистоте – будет не капиталистической, не считающей доходов, не ослепляющей умы сусальной роскошью, а чающей спасения душ человеческих в чистой совести и Божественном житии? Увы, сегодня, второй, тёмный аспект Церкви всё больше и больше расширяет свою мертвую область - как, например, предсказано богословом С.И.Фуделем в статье «Свет Церкви». Таков предуказанный Евангелием ход церковной истории, и никакие мечтания о будущей победе христианства, этот ход не изменят. Мечта об этой победе Христа в истории есть непонимание Его дела в мире, поэтому и назвал отец Андрей свою апологетическую книгу «О нашем поражении». Суть апостасийного процесса всегда одна: замена веры - неверием, чистоты – грехом. Но почему же работа над этой книгой так заворожила автора пессимизмом, заставив отказаться от своей миссионерской силы? Не лучше ли взамен даровать людям зримый источник святости, с великой любовью укрепляя их: «Не бойся, малое стадо, ибо Отец ваш благоволил вам дать Царство!» Если активный священнослужитель, говорит о Боге постоянно и много, но не говорит больше с Богом, не молится, то его вера постоянно опустошается, истощается и превращается в ничто. Потому что источник нашей веры, источник нашего служения — это внутренний наш контакт с Богом, наш разговор с Богом, наше общение с Богом. Если этого нет, всё остальное рушится.

«Миссионер должен быть немного шизофреником» - пишет Кураев. Обычно шизофреники живут в двух реальностях: дома они могут быть застенчивыми затворниками, а на людях бурно говорят, жестикулируют, говорят, говорят - и слушают только себя! Я не дерзаю ставить какие-то духовные диагнозы, но кажется, что сегодня отец Андрей нуждается в срочной духовной помощи: гордость, тщеславие, позерство, самолюбование, делание напоказ, привлечение внимания — вот характеристики истероидного психотипа личности. Грех гордыни настолько изменяет естество человека, что потом формируется и навязчивая болезнь обличительного сутяжничества. И чтобы не соблазняться фактами, нужен не Церковный суд, а просто задать себе целебный вопрос - достойным ли членом Церкви являюсь я сам, и нет ли чего-нибудь, за что можно так же обличать и меня самого, пусть даже за другие, но не менее тяжкие грехи... Дело ведь совсем не в том, что реально совершают те или иные члены Церкви – это их грех, и он будет либо осуждён, либо омыт покаянием, а в том, что люди, считающие себя христианами позволяют себе обличительные выпады в адрес Церкви, но нисколько не обращают эти требования к себе самому, как к члену той же Церкви.

И в преддверии предстоящего церковно-судебного разбирательства, хочется пожелать дорогому отцу Андрею восстановить сокровенную жизнь в Боге. Пожелаем же ему святой простоты жития в очищении сердца подвигом безмолвия, чтобы отстранившись от всякого надменного самолюбования и интеллектуального жонглирования, со слезами восхищения в полную силу молитвенно славить Создателя, любуясь не свинцовыми «сумереками» за церковной оградой, а созерцанием величайшей иконы голубого Неба. Пожелаем почувствовать себя блудным сыном, чтобы «в себе́ же прише́дше рече́: иду́ ко отцу́ моему́». И дистанцироваться от всяческих системных и политических кризисов, просто не видеть их, потому, что в свете невечернего дня всё это несущественно. Собственно, именно такой путь и прописан Святыми Отцами, и каждый, кто пробовал им идти, знает, насколько он многотруден. Есть ещё, есть такие подвижники, которые всё, до последней копеечки, до последнего удара сердца способны раздать просящим, нищим, больным, страждущим, сирым, калекам и странникам. Которые любят нашу страдающую землю со всеми живущими на ней так же крепко и без громких слов, как любит её простая многодетная русская женщина, измотанная хроническим безденежьем, тяжёлым трудом и безумием спивающегося от отчаяния мужа. Таких людей немного, по сегодняшним временам они слывут чуть ли не юродивыми, но они есть, и именно они украшают Церковь Христову.
Отец Андрей, вы с ними?
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Здравствуйте о. Сергий,

Я очень внимательно прочитал ваш ответ. Спасибо вам большое за развёрнутые суждения и мысли, с которыми я абсолютно согласен!
Будем верить и надеяться на то, что о. Андрей вновь напишет труд, призывающий людей в Церковь и продолжит записывать апологетические лекции в его раннем стиле, которые я с удовольствием слушаю.
Я очень рад, что в Церкви есть такие светлые и интеллигентные люди как вы, о. Сергий, Господь вам в помощь во всех делах!

P.S. Мне хотелось уточнить о каких лекциях о. Андрея идёт речь, наверняка многие люди заинтересовались. На ютубе их очень много, но основная коллекция его ранних лекций в 6-ти частях находятся на портале Предание.ру по следующей ссылке (191 лекций):

Я слушал эти лекции гуляя по морозным Канадским улицам зимой пару лет назад (до сих пор слушаю) и постепенно начал приходить в Православие, поражаясь глубине, духовности и красоте Православной мысли и Богословия. Чувствовалось какое - то внутреннее тепло при внешней температуре, опускавшийся до -40, которое исходило будто - бы не от мира сего. Так порою сейчас не хватает этого ощущения. Не буду браться исследовать, благодать ли то была или чистая физиология, но стремление к этому ощущению до сих пор живёт во мне.
Я помню как мне искренне хотелось поделиться этим неземным светом с окружающими, но я общался в то время только с родителями по скайпу, живущими в Москве, которые не всегда понимали то, что я хотел им сказать, так как редко светлые мысли «переводятся» (особенно в моём случае) в правильные и актуальные слова.
Спасибо за внимание и простите, если нарушил правила этого раздела.
 
Последнее редактирование модератором:
Православный христианин
Мой основной вопрос в том, какие последствия ожидать в связи с лишением сана протодиакона Андрея Кураева. Он собирался явиться на суд во вторник, но в понедельник в его жж появилась заметка о том, что у него сильно повысилось давление. Хочется о. Андрею пожелать здоровья.
Не последуют ли за ним те люди, которых он привёл в Церковь (в случае лишения сана)? Может они и не покинут Церковь, но вдруг в них появится недоверие к РПЦ? Меня это беспокоит, так как я очень люблю Русскую Церковь, она неразрывно для меня связана с именем преподобного Сергия Радонежского, которого я от всего сердца люблю и почитаю. Не будет ли это бо’льшим расколом если сравнивать со снятием сана с бывшего схиигумена Сергия Романова? Или это мои беспочвенные домыслы и беспокойства?

Спасибо вам большое за внимание и ваше время!
 
Последнее редактирование модератором:
...какие последствия ожидать в связи с лишением сана протодиакона Андрея Кураева.?...... Не будет ли это большим расколом если сравнивать со снятием сана с бывшего схиигумена Сергия Романова? Или это мои беспочвенные домыслы и беспокойства?
Мне очень хочется уважаемого отца Андрея, ставшего ныне профессиональным "исследователем" церковных пакостей, одеть более празднично, чем он одет.. Он - интеллектуал высшей пробы, и наверняка чувствует, что находится на грани нравственного краха и профессионального измельчания. Ядовитое блоготворчество
по-обывательски мелковато и явно недостойно профессорского уровня. И как можно достичь духовных высот, когда нескончаемыми обличительными блогами по сути вдалбливается демоническая идея, что «духовенство, по самой своей сути – сословие низменное и порочное», следовательно, и простолюдину иметь низменные побуждения тоже нормально – и творить тогда можно, что угодно.
Беда!...
Думаю, что для конфликтующих сторон сейчас главное "сохранить лицо". Отец Андрей - типичный кабинетный ученый, у него нет и не может быть специфической бунтарской харизмы вождя, необходимой для лидера раскола. Худшее, что он может сотворить - уйти под омофор Константинопольского патриарха, но это будет означать верную духовную смерть. Всё же мне верится, что с его огромным опытом и знаниями, не вступая в изматывающую и бесплодную полемику, а лишь тихо молясь Владыке Жизни, он обязательно найдет в жизни, в людях нечто святое, способное уравновесить тяжесть на сердце от изобилия грязи и боли.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Мне очень хочется уважаемого отца Андрея, ставшего ныне профессиональным "исследователем" церковных пакостей, одеть более празднично, чем он одет.. Он - интеллектуал высшей пробы, и наверняка чувствует, что находится на грани нравственного краха и профессионального измельчания. Ядовитое блоготворчество
по-обывательски мелковато и явно недостойно профессорского уровня. И как можно достичь духовных высот, когда нескончаемыми обличительными блогами по сути вдалбливается демоническая идея, что «духовенство, по самой своей сути – сословие низменное и порочное», следовательно, и простолюдину иметь низменные побуждения тоже нормально – и творить тогда можно, что угодно.
Беда!...
Думаю, что для конфликтующих сторон сейчас главное "сохранить лицо". Отец Андрей - типичный кабинетный ученый, у него нет специфической бунтарской харизмы вождя раскола. Худшее, что он может сотворить - уйти под омофор Константинопольского патриарха, но это будет означать верную духовную смерть. Всё же мне верится, что он, с его огромным опытом и знаниями, не вступая в изматывающую и бесплодную полемику, а лишь тихо молясь Владыке Жизни, обязательно найдет в жизни, в людях нечто святое, способное уравновесить тяжесть на сердце от изобилия грязи и боли.
Уважаемый и любимый отец Сергий,

Вы абсолютно правы как всегда! Спасибо за очень ёмкий и важный для меня ответ. Уверен, что с о. Андреем произойдут некоторые перемены в лучшую и светлую сторону. Ещё раз спасибо и низкий вам поклон!
 
Православный христианин
Уважаемый о. Сергий,

Я поставил лайк к вашему сообщению, но нельзя сказать, что я рад произошедшему. Духовных сил о. Андрею! Он может обжаловать решение суда?
Какое ваше мнение относительно его последнего поста в жж?
Комментарии советую не читать, потому что мне кажется, что это своеобразное чистилище в католическом понимании :)
P.S. Удивительно, что это совпало с арестом бывшего схиигумена Сергия Романова. Интересно, есть ли связь между этими событиями?
 
Последнее редактирование:
Разумные люди должны до последней возможности избегать любого суда, пытаясь примириться. А Святейший Патриарх сейчас получил великолепную возможность публично проявить акт милосердия, помиловав осужденного к празднику Рождества Христова. Думаю, что такая амнистия значительно укрепила бы его духовный авторитет.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Разумные люди должны до последней возможности избегать любого суда, пытаясь примириться. А Святейший Патриарх сейчас получил возможность публично проявить акт милосердия, помиловав осужденного к празднику Рождества Христова. Думаю, что такая амнистия значительно укрепила бы его духовный авторитет.
Уважаемый о. Сергий,

Вы сказали очень важные слова. Будем надеяться, что так оно и будет.
 
Православный христианин
Уважаемый и любимый о. Сергий,

Я посмотрел следующее интервью:

«Протодиакон Андрей Кураев – о лишении сана, Патриархе Кирилле, изгнании из духовной академии»


Очень интересно узнать Ваше мнение относительно данного фильма. Какие общие впечатления у Вас возникли (если Вы, конечно, нашли свободное время для просмотра)?

Спасибо Вам большое и простите за вероятные нарушения правил Вашего раздела.

P.S. Простите также за то, что Вы и Вас раньше писал с маленькой буквы. Только недавно узнал про то, что следует писать с заглавной при обращении. Стыдно признаться, но я думал, что люди пишущие Вы/Вас/Вам просто пытаются выразить чрезмерное уважение и льстят. :) Давно в России не был, забывать начинаю грамматику. :)
 
Последнее редактирование:
Очень интересно узнать Ваше мнение относительно данного фильма.
Я удивлён… Уж в очень неожиданном ракурсе показан отец Андрей – какой-то сильно постаревший, еле ходит, говорит задыхаясь, никого не обличает, не шокирует словесными «изяществами» - такой безвредный дедушка с внучатами, вызывающий жалость и симпатию… Сначала показалось, что, как после тяжелой болезни произошло возвращение прежнего Кураева - в мыслях у думающих людей всегда бывают сомнения, и падения, и даже измены, но сильные люди, скрепя сердце переносят эти муки, постепенно вырабатывая иммунитет ко всякой дряни. Но когда после боли приходит выздоровление, то человеку кажется всегда, что эта радость пришла не только для него, а нужна для всех. И тогда радостный, обновленный и счастливый человек начинает петь, улыбаться, молитвенно благодаря Бога. Вот этого то я и не увидел…

Вроде бы хороший добрый фильм, но… что-то смущает, есть в нём какая то постановочная театральная фальшь. Особенно, если сравнить с более ранней лентой «Прямая речь», снятой Виктором Тихомировым.в 2018 году. А ведь этот сюжет снимали профессионалы могучей государственной компании RT, причём почему-то автором идеи является идейный антипод Кураева Антон Красовский!!! Уж не заказной ли этот фильм, преследующий совсем не духовные, а какие-то церковно-политические цели? Жаль, конечно, если известнейшего богослова и миссионера кто-то использует «втёмную» в своих стратегических играх. И, как бы опровергая миролюбивый дух ленты, отец Андрей в тоже время направо и налево раздает интервью, где угрожает бороться «до конца», аппелируя ко Вселенскому Патриарху, тем самым усугубляя раскол? А как же серафимово «стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи»? Да, конечно, правды надо держаться, но истину надо искать. Поэтому думаю, что для отца Андрея сейчас важнее всего явить силу души человеческой, чтобы понять почему «разговор серебро, а молчание золото». То есть вернуться к смиренномолчанию в том смысле, что говорить не на публику, но для себя, а молчать от напряжённого внимания к Богу. Просить молчания у Бога - значит отрешиться от всякой политики, всякого зломыслия и злоречия, соединив ум и доброту души в единство молитвенного обращения к Богу…
Простите также за то, что Вы и Вас раньше писал с маленькой буквы. Только недавно узнал про то, что следует писать с заглавной при обращении.
Не смущайтесь, дорогой Александр! Это правило для светской переписки. А верующие люди с заглавной буквы пишут только слово Бог...
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Я удивлён… Уж в очень неожиданном ракурсе показан отец Андрей – какой-то сильно постаревший, еле ходит, говорит задыхаясь, никого не обличает, не шокирует словесными «изяществами» - такой безвредный дедушка с внучатами, вызывающий жалость и симпатию… Сначала показалось, что, как после тяжелой болезни произошло возвращение прежнего Кураева - в мыслях у думающих людей всегда бывают сомнения, и падения, и даже измены, но сильные люди, скрепя сердце переносят эти муки, постепенно вырабатывая иммунитет ко всякой дряни. Но когда после боли приходит выздоровление, то человеку кажется всегда, что эта радость пришла не только для него, а нужна для всех. И тогда радостный, обновленный и счастливый человек начинает петь, улыбаться, молитвенно благодаря Бога. Вот этого то я и не увидел…

Вроде бы хороший добрый фильм, но… что-то смущает, есть в нём какая то постановочная театральная фальшь. Особенно, если сравнить с более ранней лентой «Прямая речь», снятой Виктором Тихомировым.в 2018 году. А ведь этот сюжет снимали профессионалы могучей государственной компании RT, причём почему-то автором идеи является идейный антипод Кураева Антон Красовский!!! Уж не заказной ли этот фильм, преследующий совсем не духовные, а какие-то церковно-политические цели? Жаль, конечно, если известнейшего богослова и миссионера кто-то использует «втёмную» в своих стратегических играх. И, как бы опровергая миролюбивый дух ленты, отец Андрей в тоже время направо и налево раздает интервью, где угрожает бороться «до конца», аппелируя ко Вселенскому Патриарху, тем самым усугубляя раскол? А как же серафимово «стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи»? Да, конечно, правды надо держаться, но истину надо искать. Поэтому думаю, что для отца Андрея сейчас важнее всего явить силу души человеческой, чтобы понять почему «разговор серебро, а молчание золото». То есть вернуться к смиренномолчанию в том смысле, что говорить не на публику, но для себя, а молчать от напряжённого внимания к Богу. Просить молчания у Бога - значит отрешиться от всякой политики, всякого зломыслия и злоречия, соединив ум и доброту души в единство молитвенного обращения к Богу…

Не смущайтесь, дорогой Александр! Это правило для светской переписки. А верующие люди с заглавной буквы пишут только слово Бог...
Уважаемый и любимый о. Сергий,

Я, честно признаюсь, был больше очарован этим фильмом вероятно из-за моей неопытности и некоторой наивности. Вы же трезвой мыслью и честным словом показали истинное положение вещей. Особенно конечно умилили кадры с внучками и поразили масштабы его библиотеки. Ещё очень понравилось ностальгическое путешествие в Троице-Сергиеву Лавру. Но театральность во всём этом есть безусловно.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Уважаемый и любимый о. Сергий,

Спасибо Вам большое за упоминание фильма «Андрей Кураев. Прямая речь». Нашёл этот фильм на ютубе. Смотрю с большим удовольствием.
 
Православный христианин
идейный антипод Кураева Антон Красовский!!!
Здравствуйте отец Сергий,

Очень интересно узнать Ваше мнение по поводу этого нового интервью. Оказывается идейные антиподы в одной студии могут находиться. Мне показалось, что Андрей Кураев был более искренним в гостях у Красовского, если сравнивать с предыдущим фильмом.


Про способность к покаянию на 1:15:37 был хороший вопрос. Как раз о том, о чём Вы говорили ранее.

Спасибо Вам большое.
 
Последнее редактирование:
Очень интересно узнать Ваше мнение по поводу этого нового интервью.....
Угнетающее впечатление....

Всё что было,
Всё что мило,
Всё давным-давно остыло...

"Нельзя вечно ходить в памперсах", - вспоминая пору восторженного неофитства, оправдывает свою мрачную злоречивость профессор богословия. Но почему-то забывает, что недержание сфинктера бывает не только у невинных младенцев, но и у вечно недовольных нудных и одиноких стариков, своим непреходящимм сутяжничеством компенсирующим недостаток социальной значимости и отсутствие радостей семейных отношений. Судя по обильно источаемому в своём ЖЖ тошнотворному зловонию бедняга явно поспешил расстаться с памперсами....
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Угнетающее впечатление....

Всё что было,
Всё что мило,
Всё давным-давно остыло...

"Нельзя вечно ходить в памперсах", - вспоминая пору восторженного неофитства, оправдывает свою мрачную злоречивость профессор богословия. Но почему-то забывает, что недержание сфинктера бывает не только у невинных младенцев, но и у вечно недовольных нудных и одиноких стариков, своим непреходящимм сутяжничеством компенсирующим недостаток социальной значимости и отсутствие простых радостей жизни. Судя по обильно источаемому в своём ЖЖ тошнотворному зловонию бедняга явно поспешил расстаться с памперсами....
Уважаемый и любимый отец Сергий,

Спасибо Вам большое за жесткий, но честный и справедливый ответ.

Будем надеяться, что произойдёт чудо и Андрей Кураев испытает вновь давно утерянную радость неофитства. Как я писал ранее, очень благодарен за его труды, благодаря которым я осознано пришёл к Православной вере.
 
Вчера посмотрел этот диалог Кураева с о.Саввой и сделал поразительный вывод: отец Андрей абсолютно незнаком с приходской жизнью, поскольку всю жизнь вращался где-то очень "высоко", миссионеря "сверху", публично - со сцены в лектории или в эфире радиостудии, но только не в своём малом приходе, наедине - с глазу на глаз с упирающимся грешником. Никогда, никогда ему не приходилось отколупывать с души человека куски заскорузлой грязи - поэтому он, бедняга, не знает того пастырского счастья, когда под чудовищным панцирем греха, вдруг скупо блеснёт золотая прожилка живой человеческой души...
А ведь именно тогда пастырь чувствует себя счастливейшим человеком на земле!
Этого чуда преображения ни за что не заметишь, когда только свою персону считаешь человеком, а других просто карьеристами, неучами, негодяями и извращенцами. Сколько же духовных сил нужно приложить, чтобы заключить в любящие отчие объятья всех заблудших, злословящих и поносящих нас!
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Уважаемый и любимый о. Сергий,

Спасибо большое за то, что поделились своими впечатлениями от данного интервью. Извините, что не оперативно отреагировал, так как только сейчас зашёл на форум.

Конечно, соглашусь, богослов - он теоретик и в последнюю очередь - практик. То, о чём Вы пишите - эта радость нахождения светлого и доброго в человеке, есть конечно великое благо и радость. Сквозь последние видео с А. Кураевым явно прослеживается то, что радости этой в Боге соделанной, бывшему протодиакону явно не хватает. Что же, очень надеюсь, что герой данной темы, обретёт гармонию между теорией о Боге и Боге в реальности, который пребывает и проявляет себя всячески в каждой секунде жизни нашей.

Спасибо Вам большое.
 
Православный христианин
Уважаемый и любимый о. Сергий,

Вновь герой нашего обсуждения вышел в эфир (23 Июня). На этот раз с либеральным журналистом - конспирологом Олегом Кашиным, другом Ильи Варламова :)


Скажите, пожалуйста, если считаете, что данная тема себя исчерпала, чтобы я Вас больше не беспокоил.

Спасибо Вам большое за Ваше внимание и время!
 
Сверху