В древней Церкви что делали на вечерней службе??? Правильно они (общинники) изучали Библию (
Ветхий Завет) а на утренней службе изучали послания святых апостолов и Евангелие (проповедь на Евангелие). Какой канон пели древние, правильно выдержки из Библии об Адаме, грехопадении, сотворении мира, песнях Моисея и Авраама, песнь Богородицы. Собственно христиане учились в Церкви у Христа, ведь зачастую они вышли из язычников.
Мы прочитываем паремии, послания апостолов, Евангелие, но изучаем это только на воскресной школе и в домашнем чтении, в лучшем случае, а древние жили словами Господа и знали многие псалмы наизусть.
Беда что каноны составили, а учение Бога оставили. Поэтому и упор на чтение Библии надо делать на воскресных школах, с моей точки зрения.
Иногда говорят, что причина в отступлении от христианства состоит в неграмотности народа. Не согласен, что в те времена было мало христианского просвещения. Почти все знали закон Божий, который преподавался с начальных классов. В принципе для познания Бога достаточно посещения богослужений, чтения Библии и утренних и вечерних молитв, если молиться не механически, а искренне и с рассуждением. Но такого рассуждения у многих не было.
Все зависит в основном не от количества проповедей и количества святоотеческих книг, а от желания искать Царствия Небесного и познавать Бога для того, чтобы исполнять волю Его. Ведь и иудеи слушали проповеди Самого Христа, а не рядового священника, но не пошли за Ним и до сих пор, спустя 2000 лет, когда учение Его распространено во всем мире, не признают Христа, как Бога. Но важнее даже не познание Его воли, а исполнение заповедей Его. «
Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много»
(Лк.12,47). От того так много бед претерпела наша православная страна - знали заповеди, но не соблюдали их.
Главное, что привело к богоборчеству, это отсутствие страха Божия, отсутствие веры в вечные муки после смерти и стремление еще при жизни этой, а не в отдаленной загробной перспективе обрести счастливую жизнь. И Адама подвело нетерпение стать таким же всемогущим, как Бог. Несмотря на посты и чтение молитв, Бог не давал просимое немедленно, не избавлял от страданий и поэтому многие не доверяли Богу, не надеялись на Него, а полагались более на себя, чем на Бога. Не было покаяния и смирения перед Божией волей. А была непримиримая борьба за власть, зависть к богатым и ненависть к эксплуататорам и врагам своим. Но сказано: «
Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин.4,20).
И это происходит во все времени. И сейчас это происходит. Поэтому именно греховное состояние человека, в сердце которого не царствует Христос и нет любви к Нему, приводит к богоборничеству, а не внешние обстоятельства. «
Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, - и бывает для человека того последнее хуже первого»
(Лук.11:24-26). Если сердце постоянно не занято Христом, если дела свои делаем не ради Христа, то и возникает богоборчество.