Как приучить себя ко вниманию в молитве?

Н

Незарегистрированный

Guest
Дорогим православным психологам, радоваться!

Как приучить себя ко вниманию в молитве? Вопрос очень насущный и для меня, и для многих окружающих людей. Есть ли специальные упражнения, методики для концентрации внимания? Подскажите, пожалуйста!

С уважением,
Кирилл.
 
Ну конечно.
Читайте святых отцов. Там все разложено по полочкам. Из наиболее близких к нам это Паисий Святогорец, митрополит Сурожский Антоний.
Молитва это не учебник и не конспект к экзаменам простые методики, как мне кажется из опыта, не срабатывают.
 
Добрый день Кирилл!
Как мне кажется, если у человека развит навык к наблюдению за собой, то это и помогает удерживать свое сознание в молитве.
Психотерапия способствует развитию этого навыка. Что это означает?
Если мы хотим избавиться о каких-то своих неприятных внутренних состояний, мы начинаем с того, что учимся замечать, как и в какой момент эти состояния возникают. Мы учимся замечать, что является пусковым механизмом. Это может быть слово, образ, воспоминание. Так работают психологи. У святых отцов есть четко название этому - помысел. Или то, что возникает с самого начала - прилог. Вот если удается уловить прилог, то мы уже можем что-то делать.
Каким-то образом от этого уходить? Следует пресекать прилог "разбивать младенцев о камень", как образно сказано в псалме.
Что происходит при молитве? Сознание наше рассеивается. Нам не удержать его. И тут необходима постоянная тренировка. Сама молитва обучает молитве, если мы продолжаем это делать.
Вот почему необходима постоянная практика.
Важно помнить и то, что нас как правило отвлекают мысли о прошлом или беспокойство за будущее. Это то, что нам мешает находиться в состоянии "здесь и сейчас".
Не зря святые отцы пишут, что борьба с помыслами не может осуществляться отдельно от процесса покаяния. Именно покаяние и только оно в состоянии помочь "закрыть дверь" в прошлое. И именно эта закрытая дверь наш уже больше не беспокоит. Психическая энергия не тратиться на то, чтобы постоянно ускользать из настоящего актуального переживания.
Что касается того, чтобы перестать тревожиться о будущем, тут тоже нам не обойтись без духовной составляющей.
Ведь по-настоящему мы перестаем тревожится о будущем, когда возрастаем в вере и все больше начинаем доверять свое будущее и будущее своих близких Богу. Степень тревожности человека верующего гораздо ниже. А тревога именно тот фактор, который тоже "съедает" нашу психическую энергию.
Чтобы тренировать внутреннее внимание можно начать с того, чтобы отследить чем и какими пустыми мыслями заполняется наш мозг. Понаблюдать за этим процессом как бы со стороны. (Кстати, святые нас этому и обучают. Они призывают смотреть на свои помыслы со стороны, не отождествляясь с ними).
Мы увидим, как у нас никакая мысль до конца не додумывается, как внимание постоянно соскальзывает с одной темы на другую. Вот если удастся так за собой понаблюдать, то есть смысл додумать до конца оборванные мысли. Возможно, Вы увидите, как различного рода ненужные глупые фантазии захыватывают воображение. Или что-то реально было не доработана в процессе подготовки к исповеди. И откроется на более глубоком уровне, что следует исповедовать. Иногда помогает, когда мы просто начинаем писать, как бы "выписывая" из себя все что нас беспокоит. Давая при этом определенную свободу этому процессу. Иногда я рекомендую своим клиентам вести дневник. Это можно делать вечером, в конце дня. А можно и утром. В обоих случаях это очень полезно. Ведь ночью происходит важная работа по интеграции дневных переживаний. Но она происходит на бессознательном уровне. Иногда мы можем проснуться в дурном состоянии духа и не понимаем из-за чего. А вот если начнем писать, то имеем хорошую возможность вывести на уровень сознания это смутное беспокойство.
Вообще вести дневник - дело полезное. Но надо к этому привыкнуть. Не у всех получается.
Я тут не стала давать конкретные рекомендации святых отцов, это все можно найти по ссылкам, которые дал Андрей.
Успехов Вам и всем нам в этом искусстве - обучению молитве.
 
Православный христианин
Дневник

Иногда я рекомендую своим клиентам вести дневник. Это можно делать вечером, в конце дня. А можно и утром. В обоих случаях это очень полезно.Вообще вести дневник - дело полезное. Но надо к этому привыкнуть. Не у всех получается.
Несколько раз пыталась заводить дневник, но надолго меня не хватает. Не могу писать откровенно все. Проговариваю в уме и могу вслух проговорить, а записать не могу, рука не пишет грехи. И стыдно, и волнение от того, что это может кто-то прочитать. Еще заметила такой нюанс: если только приходит мысль, что этот дневник будет кто-то читать, то все ... начинаю приукрашивать себя и оправдывать. Бывало так: заставлю себя, начинаю писать в новый дневник с решимость и с энтузиазмом и хватает этого энтузиазма ровно на один день. На следующий день уже ненавижу эту тетрадку, вырываю лист и все! На этом ведение моего дневника заканчивается.
Вот и не получилось у меня вести дневник. Марина, Вы пишите, это дело полезное. Как же в него писать? Просьба к Православным психологам дать несколько рекомендаций. А также просьба к форумчанам ответить у кого получается вести дневник?
 
Ирина добрый вечер!
Дневник надо писать, "как перед Богом". Зачем лукавить и приукрашать? Ведь ему и так все про нас известно. Но, конечно, надо обезопасить себя от того, что это кто-то прочтет. Если это случиться, то может сильно повредить в отношениях.
Дневник мы учимся писать для того, чтобы лучше понимать свою внутреннюю жизнь. Святые бы сказали - "помыслы".
Если мы научимся этим владеть, то мы лучше начнем понимать себя, а значит, и владеть собой.
Чтобы научиться - надо просто писать. Можете почитать как вели дневники разные люди - великие и не очень. Все это можно найти в интернете.
Знаю, что научить этому процессу трудно. Потому что это очень индивидуальный процесс. Тут главное не бояться, хотеть и тренироваться в этом.
Ну еще должна быть четко сформулированная цель: для чего я хочу этим заниматься?
Желание этим заниматься - очень важно. Только тогда, когда вы увидите первые результаты
вы начнете испытывать желание заниматься этим процессом. Потому что очень часто процесс познания одновременно сопровождается структурированием сознания, мышления, владения своими чувствами.
Но довольно часто бывает, что человек бросает вести дневник довольно не дождавшись результата. А еще то времени как будто на это не хватает, то устал....
Результат здесь - это когда после написания дневник происходит изменение в нашем внутреннем состоянии, каким-то удивительным образом приходит ответ на поставленный вопрос, открывается решение какой-то жизненной задачи и т.д....
Внутри человека происходят процессы, которые мы можем назвать обозначить, как интегративные. Как будто какие-то разрозненные психические части объединяются в единое целое - примерно как картинки из паззла.
Получается, что процесс самопознания способствует познанию себя и исцелению. Что может быть более важным и интересным? Думаю, что только познание Бога.
Но без познания себя, нам трудно познать не то что Бога, но и другого человека.
 
Православный христианин
20,21, 23, и сегодня 27...- это числа апреля в которые были сделаны записив дневнике... Спасибо, Марина. Действительно присутствует структурирование, и некоторое облегчение, от того, что удалось выразить словами ту проблему которая гложет изнутри. Цель (для чего я хочу этим заниматься) сформулирована еще не четко. Попробую: (1) это проповедь самой себе, (2) внимание к своему внутреннему состоянию, (3) структурирование, так как очень хочется иметь ясный ум, (4) самоанализ и как следствие - это помощь для покаяния.
И конечно следует признаться, что для этого занятия (всего то 5-10) минут необходимо приложить усилие воли... Вот ведь, незадача. Сюда на форум написать, пожалуйста, никакого усилия воли не требуется, а копаться в себе... - это труд!!! Марина, и еще раз спасибо за ответ!
 
Мне представляется очень важным то, что ведение дневника нам помогает понимать как и каким образом происходит духовная брань. А именно, как мы поддаемся искушениям, как начинаем собеседование с помыслами и как попадаем в итоге в дьявольские ловушки. Внимательное наблюдение за своими состояниями приводит к пониманию того, что все совершается на духовном уровне. А это означает, что практически все наши усилия оказываются тщетны, если мы не обращаемся за помощью к Богу.
Многие наши мучительные состояния отступают просто потому, что мы пробиваемся в нашей молитве к тому, что Господь откликается; и снова в душе воцаряется мир.
Вот совсем недавно я работала с клиенткой, у которой масса проблем. Но все начинает разрешаться именно тогда, когда она сознательно и с верой обращается к Богу. Когда она понимает, что попадается в бесовские ловушки. Но надо было уже несколько раз серьезно "вляпаться", чтобы понять простую истину, что от нас мало что зависит. Мы бессильны и сами никогда не справимся с искушениями, если не начнем выстраивать свою церковную жизнь. Собственно говоря, я свою задачу вижу в том, чтобы человек понял опытно, что только от его выбора все зависит. Без Бога мы бессильны.
Внимательные дневниковые записи нас к этому обязательно подведут.
И тогда формируется, что называется внутренняя мотивация. Человек уже ищет общения с Богом, потому что он понимает, что других вариантов мирного существования с самим собой и с окружающим миром просто нет.
Вот тогда и форма дневниковых записей тоже меняется. Надо почитать дневники Иоанна Кронштадтского, чтобы понять каким образом можно вести дневник.
Есть еще одна книжка, которая называется "Дневник деревенского священника". Там автор остался неизвестным. Но очень важен опыт изложения материала.
Нам же надо прежде всего учиться быть честными в своем изложении мыслей и чувств, и доходить до той степени честности, на которую мы в данный момент способны. Это самое важное. Потом откроется еще что-то. Еще большая глубина.
 
Православный христианин
Читаю дневники Иоанна Кронштадтского. Пишу
Собственно говоря, я свою задачу вижу в том, чтобы человек понял опытно, что только от его выбора все зависит. Без Бога мы бессильны.
Внимательные дневниковые записи нас к этому обязательно подведут.
Марина, может тут описка? Да, человек делает выбор, но бывают состояния, когда человек не видит выхода, не находит правильного решения, и не в состоянии сделать выбор?
 
Когда я говорю о выборе. Это означает в конечном итоге выбор быть с Богом или без него. Да, мы можем не видеть в этот момент выхода, находить правильного решения. Но мы можем сделать выбор смиренно согласиться с этой ситуацией, видя в этом Божий промысел. А потом, возможно, найдется и выход или дадутся силы для того, чтобы ситуацию просто принять.
 
Православный христианин
Спасибо - с этим согласна. Можно вопрос про личность? Это орпеделение из другой темы, но вопрос касается внимания на молитве.
"Я - это бесконечность устремленная к свету и любви".
давайте еще рассмотрим некоторые определения из вики и философии...
Вики
Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности. Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических особенностей человека, определяющих повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.
с философского сайта
«Полноценно функционирующая личность является синонимом оптимальной психологической приспособленности, оптимальной психологической зрелости, полной соответствия и открытости опыту... Поскольку некоторые из этих понятий звучат статично, как если бы такая личность «только что появилась», следует отметить, что все они характеризуют процесс становления такой личности. Полноценно функционирующая личность возможна только как процесс, как постоянно изменяющийся человек» (Rogers, 1959, р. 235).
на азбуке есть осмысления личности... но те описания что прочитала, так же страдают некоторой статичностью.
Марина, в вашем определении личности присутствует устремление к Богу.
Есть вопрос такого плана...
Человек - есть дух, душа, тело. Все это должно стремиться к Богу.
Довольно туманно мы можем сказать как должно духу, душе и телу устремляться к Богу. В цитате пост 41 Симеона Нового Богослова есть слова о трех образах греха - умом, словом и делом. Чаще мы наблюдаем за делом, и словом, а вот ум может оставаться рассеянным. Богослов же говорит, что начинать надо с ума. Марина, Вы правы, что здесь на сайте мы часто прикрываемся цитатами из Писания и Предания за которыми не видно наших собственных мыслей. Иногда складывается впечатление, что православный - это человек ограниченный, которому не нужен ум, он не думает, не размышляет а только повторяет то что написано. Наш ум - легок и он естественно по своим свойствам не может не думать. И тогда возникает вопрос - чем же занят наш ум, о чем размышляет, где бродит без присмотра? Это опять же отражается на внимании в молитве, ум рассеян и собрать его и сосредоточить на молитве становится пыткой. Вот почему еще так тяжело молиться человеку.
Святые Отцы говорили о такой составляющей как Богопознание
Наш ум должен так же не грешить, а заниматься тем к чему призван...
Вот тут на сайте думающие люди, но мы часто вступаем в споры с атеистами, а также я размышляю над вопросами других людей, стараюсь не грешить словом и делом... но все это мне кажется не устремленным, а рассеянным и растекающимся. Вот как мне видится ум направленным...это можно сравнить с изучением предмета в Вузе или в школе, то есть там наблюдается четкая структуризация материала, тема за темой, от простого к сложному... наблюдается система, направление к конечной цели. Православие - это больше чем какая либо наука, Святые называли Православие самой главной наукой, которую должен постичь человек - наукой жизни. И отношение следовательно должно быть еще более серьезнее, чем к обучению математики, например...
Ну вот так пока немного сумбурно сформулировался вопрос
 
Православие - это больше чем какая либо наука, Святые называли Православие самой главной наукой, которую должен постичь человек - наукой жизни. И отношение следовательно должно быть еще более серьезнее, чем к обучению математики, например...
Совершенно согласна с Вами, Ирина, что православие больше чем наука. Оно еще ведь и творчество. А значит - искусство. Что значит творчество? В данном случае, это скорее со-творчество себя совместно с Творцом.
И выстраивание свой личности совместно с замыслом Творца о себе. Это постоянное наше личное со-участие в этом процессе.
И это всегда опыт. И это всегда движение, динамика. Тут не может быть никакой статики.
Можно символически описать этот процесс как пробуждение зерна и вырастание потом этого растения в полную свою меру до цветения и принесения плода. Этот процесс совершается под воздействием солнечного света. Пусть будет благодатная почва и влага будет. Но растение не зацветет и не принесет плод без света. И человек без участия Благодати не принесет достойного плода.
О личности очень много разных теорий. И много определений. Но в каждой из них, на мой взгляд, чего-то не хватает. Человек, созданный по Образу Божию, в чем-то останется всегда непознаваем и непредсказуем. В нем есть тайна. И эта тайна личности полностью для нас не откроется. По крайней мере, в нашем земном бытии.
А говорю об этом так, потому, что реально опытно много раз убеждалась в том, как человек может совершенно неожиданно превосходить самого себя. Это я о процессе психотерапии.
Вот только что закончила проводить группу.
Не перестаю удивляться тому, как много творческого потенциала люди в себе открывают. Как они раскрываются неожиданно. Кто-то начинает писать удивительные рассказы, кто-то реализовывает себя в других видах творчества. И все это реальные мои клиенты, от которых я в начале терапии ничего подобного не могла ожидать. Когда мы начинали работать - мы работали с обычными невротическими проявлениями.
Вот именно это меня никогда не перестает удивлять - нельзя ничего предсказать определенно о человеке! Наверное, все это было в нем заложено, как потенциальные таланты, которые вдруг начинаю реализоваться, когда энергия, затрачиваемая на удерживание в невротическом состоянии, вдруг высвобождается! И не только просыпается творческие способности, но и отношения выстраиваются с собой, с другими людьми, с Богом такие, которых до сих пор не было!
 
Православный христианин
Спасибо Марина, что так быстро откликнулись, я тоже нашла ответ на этот вопрос:
Слово 14
так и диавол, зная, что ум человеческий находится в непрестанном движении (парит), подкрадывается к человеку невидимо...тогда....
Может, говорю, она (душа) призывать имя Иисуса Христа, да послет Он ей помощь, и когда укрепится таким образом чрез призывание Иисуса Христа (ибо Он есть единственный освободитель душ наших) и восчувствует, что получила помощь от Бога, тогда может и убежать из-под ига диаволова и из уз греха. Но, убегая от диавола, ей следует прибегнуть к какому-либо эконому благодати, то есть к духовному отцу, чтоб лукавый диавол не нашел ее опять неохраняемою и не похитил. Этим отцом духовным она будет обучаема и упражняема в том, что ей потребно думать, пока наконец она сделается способною носить всеоружие Божие, то есть Божественную благодать, и с нею противостоять всем козням диавола,...

_____________________
Раз больше чем наука, то естественно, что должен быть и Учитель, да еще и какой? Путь Истина и Жизнь!!!
И желающим постичь эту науку, пошлет обязательно духовного отца!
 
Православный христианин
Совершенно согласна с Вами, Ирина, что православие больше чем наука. Оно еще ведь и творчество. А значит - искусство.
Творчество - это стремление нашего духа выразиться во внешних формах. Дух творит себе формы. Плоды нашего творчества - это плоды нашего духа. По этим плодам, то есть внешним проявлениям мы можем составить себе представление о личности , так сказать "написать характеристику". Психолог в нашей школе пишет характеристику на основании тестирования, анкетирования и наблюдения. Стоит заметить, что качества личности проявленные могут либо не изменяться на протяжении всей жизни человека, либо усугубляться и приводить личность к деградации. Тогда вполне возможным становится сказать о некой статичности личности человека ( и это еще очень хорошо, когда человек сохраняет некую детскость и открытость ребенка) или же ухудшении этих качеств ( так сказать очерствении, огрублении взрослого человека, когда он уже не помнит себя в детстве). Это без Бога, без света как вы сказали. Без тепла и света растения вянут. А также без труда на своем поле все зарастает тернием и волчцами. Молитву можно сравнить с работой земледельца, который выходит на свое поле поработать, покорчевать сорняки, сделать канавки для воды, подпушить землю, избавиться от вредителей и так далее. Еще можно сказать, что мы работаем совсем немного, чуть чуть и иногда даже не каждый день мы выходим на участок, а потом ложимся спать, и не заботимся уже и не печемся особо, как только радуемся что растения растут, цветут, пчелы опыляют, завязывается плод, дождь орошает... мы же в радости собираем урожай и вкушаем сладкие и сочные плоды. Если соизмерить наш труд и помощь Божью, то нашего труда мизер, песчинка, которой не стоило бы и гордиться... мы даже не особо утомляемся, а часто испытываем радостную усталость от работы на земле и удовлетворение. Когда мы понуждаем себя к молитве, чтению Писания, Предания, участия в Церковних Таинствах, то это и есть тот наш труд, которым мы подтверждаем свое желание, стремление к Богу. Под лежачий камень вода не течет. А все остальное по Милости Его совершается. Даже внешний мир дан нам для того, чтобы мы могли по аналогии понимать милость Его и промысл о нас.
 
"Если соизмерить наш труд и помощь Божью, то нашего труда мизер, песчинка, которой не стоило бы и гордиться."...
Мы вообще, как я думаю, должны отучать себя гордиться чем-либо. Мы можем только благодарить за дары и испытывать радость. Гордость - это всегда выстраивание границ между людьми или внутри себя. Это всегда отчуждение от Христа.
 
Православный христианин
меня никогда не перестает удивлять - нельзя ничего предсказать определенно о человеке! Наверное, все это было в нем заложено, как потенциальные таланты, которые вдруг начинаю реализоваться, когда энергия, затрачиваемая на удерживание в невротическом состоянии, вдруг высвобождается! И не только просыпается творческие способности, но и отношения выстраиваются с собой, с другими людьми, с Богом такие, которых до сих пор не было!
Согласна и здесь. Часто душа томится и страдает, а когда указан путь, то подобно бурному источнику ключевой чистой воды буквально фонтаном вырывается наверх. Отсюда и порывы творчества и радость и вдохновение. Часто люди искренние, стремящиеся но заблудившиеся запутавшиеся, как почувствуют правильное направление, так уже не свернуть их с верного пути.
Мы вообще, как я думаю, должны отучать себя гордиться чем-либо.
Этого иногда и не замечаешь за собой ( вернее не иногда, а восновном) не замечаешь как уже успел сам себе хорошему приписать "достижения"... я и пахал, и корчевал, и копал, и жуков колорадских собирал... и что тоже самое... я и в Храм хожу, и молитвенное правило исполняю, и читаю....
 
Сверху