Как привести душу в состояние покаяния?

Крещён в Православии
Добрый день, участники форума. Вот задался таким вопросом, хочу получить ваши мнения.
 
Православный христианин
Если в состояние (непрерывного) покаяния, то это надо, чтобы открылось сердце и Дух сам ходатайствовал о нас "воздыханиями неизреченными", и не только о нас , но и обо всем мире. Это истинное покаяние.

Но пока нет истинного покаяния, нужно умеренно настраивать себя на покаяние новоначальных, которое не истинное покаяние, а его подобие. Для этого пригодны все средства, описанные у отцов. Например, памятование Божие с сокрушением сердца. Но во всем нужна разумная осторожность, особенно для новоначальных: не надо ничего специально выдумывать, в том числе и покаяние. Я так понимаю этот вопрос.
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Есть молитва, которая приводит в состояние сокрушения?
Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь
https://azbyka.ru/molitva-efrema-sirina
 
Православный христианин
Есть молитва, которая приводит в состояние сокрушения?
Я так думаю, что сокрушение -- это состояние, а не молитва . Памятование Божие с сокрушением -- это примерно как предстоять перед Богом, который невидимо для обычного зрения находится в сердечном месте. Он там действительно находится, но видим невидимо, или, что то же самое, созерцается только духовым зрением, которое в нашем обычном состоянии не действует. Это не метафора какая-нибудь, не аллегория, а реальность. Соответственно и памятование Божие с подобным предстоянием Богу приводит к сокрушению сердца и истинному покаянию, а затем и, в свое время и в соответствии с Промыслом, отверзению духовных чувств и духовному рождению.
 
Казахстан. Семей
Православный христианин
Соответственно и памятование Божие с подобным предстоянием Богу приводит к сокрушению сердца и истинному покаянию, а затем и, в свое время и в соответствии с Промыслом, отверзению духовных чувств и духовному рождению.
"(...) никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым "
1Кор12:3
А потому, только уже рождённый от воды и Духа, может иметь памятование Божие. И далее возрастать в Духе.

"Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа."
2Кор3:17-18
ПС
В таинствах Крещения и Миропомазания происходит духовное рождение.
 
Крещён в Православии
Есть молитва, которая приводит в состояние сокрушения?
не мне учить покаянию, ибо покаяния нет во мне, но что значит для вас "состояние покаяния?" Как вы понимаете находитесь вы в этом состоянии, или в ином? И зачем вам вводить себя в состояние соКРУШЕНИЯ, из которого можно и не выбраться??? Вряд ли Богу нужно наше сокрушение: Думаю Богу нужно наше ИЗМЕНЕНИЕ от худшего к лучшему, а не унылое и бездеятельное сокрушение. В покаянном каноне много разных молитв, и коротких и длинных- выбирайте какая вам ближе.
 
Крещён в Православии
Молитва необходима для упражнения в ней, что бы со временем приходить к состоянию истинного покаяния, без которого все таинства церкви не имеют силы, а лишь формально совершаются.
Нужен именно правильный (нужный) душевный настрой, который вырабатывается только в молитве.
Дух сокрушенный, смиренный, кроткий, бесстрастный, надеящийся на Господа, вот такой хочу иметь.
Буду иметь такой дух, и не нужны никакие ценности "мира сего".
Я замечаю, как сам и другие вокруг поклоняются "древним идолам": богатство, власть, успех, здоровье и т.п. В общем хотят больше иметь в мире этом и в этой своей жизни, нежели совершенствовать свой дух для Царствия Небесного.
Все ценности этого мира проходящие, умрете вы рано или поздно телом, а душа бессмертна и коль всю жизнь одержимо гнаться за "идолами" и не исправлять страсти, что останется? Ад, да и только.
 
Православный христианин
"(...) никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым "
1Кор12:3
А потому, только уже рождённый от воды и Духа, может иметь памятование Божие. И далее возрастать в Духе.

"Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа."
2Кор3:17-18
ПС
В таинствах Крещения и Миропомазания происходит духовное рождение.
Должно происходить, но далеко не всегда происходит, потому что к таинствам этим приступаем и живем после них недостойно. Поэтому происходит рождение от воды, а полноты рождения от Духа не происходит. Об этом, так или иначе, пишут многие отцы, в основном аскеты, начиная с прп. Макария Великого. Потом такие отцы как прп. Симеон Новый Богослов, прп. Каллист Ангеликуд. Они пишут, что без опытно созерцаемого в сердце духовного рождения полноты духовного рождения не происходит. (Но среди отцов на эту тему есть и другой дискурс, поэтому спорить не буду, каждый здесь выбирает по своему собственному разумению).

Они пишут примерно так на эту тему. Вот вы опытно ощущаете в себе, что у вас открылись духовные чувства, что вы видите Дух исходящий из сердца, наподобие источника, что вы опытно созерцаете безвидно видимый в сердце Лик Христа? Если нет, то вы, родившись от воды, по-настоящему от Духа после крещения не родились. И надобны после этого значительные аскетические усилия, вроде того же памятования Божия, чтобы это, наконец, когда-нибудь произошло. Рождение от Духа, как пишут они, это начало созерцательной стадии, а мы все, находясь еще на деятельной аскетической стадии, рождение от Духа (в полноте своей) пока еще не испытали.
 
Казахстан. Семей
Православный христианин
не мне учить покаянию, ибо покаяния нет во мне, но что значит для вас "состояние покаяния?" Как вы понимаете находитесь вы в этом состоянии, или в ином? И зачем вам вводить себя в состояние соКРУШЕНИЯ, из которого можно и не выбраться??? Вряд ли Богу нужно наше сокрушение: Думаю Богу нужно наше ИЗМЕНЕНИЕ от худшего к лучшему, а не унылое и бездеятельное сокрушение. В покаянном каноне много разных молитв, и коротких и длинных- выбирайте какая вам ближе.
Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит...
Пс50:19

https://bible.optina.ru/old:ps:050:19
 
Казахстан. Семей
Православный христианин
Рождение от Духа, как пишут они, это начало созерцательной стадии, а мы все, находясь еще на деятельной аскетической стадии, рождение от Духа (в полноте своей) пока еще не испытали.
Евгений, созерцательные стадии - это очень, очень далеко от тех, кому оставлено только покаяние, но и того не разумеют многие.
И говорить таковым о том, что они не родились от Духа в Таинстве Крещения - это ошибка, потому как сподвигнет гордецов искать рождения свыше в объятиях оккультистов и сатанистов.

Но даже пребывая в лоне Православной Церкви, мечтать о восхождении на высшие духовные ступени лестницы Иакова, прелесть есть. Потому как мечтание о себе - прелесть духовная.

ПС
... а "генеральский мундир" в Православии - есть Крест и Чаша Господня.
"(...)Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь?"
Мф.20:22
 
Казахстан. Семей
Православный христианин
Но среди отцов на эту тему есть и другой дискурс, поэтому спорить не буду, каждый здесь выбирает по своему собственному разумению
Дайте пожалуйста ссылки на этот "другой дискурс".

Мне не нравится термин "Рождение от Духа в полноте".
Не мерою даёт Бог Духа.

Постол Павел о Дарах Святаго Духа:

3 По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил.
4 Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело,
5 так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены.
6 И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры;
7 имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, - в учении;

Рим.12
 
Православный христианин
Мне не нравится термин "Рождение от Духа в полноте".
Не мерою даёт Бог Духа.
Прп. Макарий Великий поясняет почему и для чего крещение восприемлется не во всей полноте. И не потому, что Дух как-то при этом умаляется, а потому, что душа не вмещает (то есть каждая душа восприемлет Духа в крещении в ту меру, какую способна вместить, и согласно Промыслу о ней).

"...душа, ослабевшая и занемогшая из-за преступления Адама, всякий раз различно одержима горячкой греховных страстей, и небесный Врач Своей премудростью питает и греет небесным Хлебом, т.е. силой Духа, невидимо через святое таинство бани возрождения (Тит. 3, 5), Тело Христово и Писания слова увещания (Евр. 13, 22) ослабевшую и недугующую душу, еще не вместившую принять действие Духа в силе и полноте, то ли по младенчеству, то ли по маловерию и небрежению. Ибо каждая душа по мере веры сподобляющаяся в святом крещении отпущения грехов, становится причастной действию благодати, одна - в силе и полноте, другая - в меньшем действии согласно сказанной выше притче о больном, и так, когда мало-помалу благодаря неослабному вниманию и прилежанию в добродетелях невидимая болезнь страстей уменьшается и наступает здоровье духовных добродетелей, душа, взыскующая Господа, восстанавливается в согласном с природой бесстрастном здравии, вмещая, наконец, действительно и полно питание небесным Хлебом, самой силой Духа. Душа, удостоившаяся таковой благодати и ставшая госпожой над страстями, является на самом деле достойным чадом царствия. Ведь в крещении предстоит духовная благодать, желающая богато снизойти на каждого и стремящаяся даровать скорее совершенство божественной силы, но причастность благодати происходит согласно различию веры каждого и меры благочестия, всех равно удостаивающая оставления грехов, вмещение же подобающего причастия Духа дарующая по мере веры каждого, принимая всех и побуждая прийти через продвижение в добродетелях, лучшее жительство и содействие Духа Святого в мужа совершенного в полноту возраста Христова (Еф. 4, 13), по речению блаженного апостола, то есть совершенное избавление от страстей и полнейшее и действенное вселение Святого Духа" (Слово 25, 2, 2-5 изд. Дунаева).
 
Казахстан. Семей
Православный христианин
Прп. Макарий Великий поясняет почему и для чего крещение восприемлется не во всей полноте. И не потому, что Дух как-то при этом умаляется, а потому, что душа не вмещает (то есть каждая душа восприемлет Духа в крещении в ту меру, какую способна вместить, и согласно Промыслу о ней).

"...душа, ослабевшая и занемогшая из-за преступления Адама, всякий раз различно одержима горячкой греховных страстей, и небесный Врач Своей премудростью питает и греет небесным Хлебом, т.е. силой Духа, невидимо через святое таинство бани возрождения (Тит. 3, 5), Тело Христово и Писания слова увещания (Евр. 13, 22) ослабевшую и недугующую душу, еще не вместившую принять действие Духа в силе и полноте, то ли по младенчеству, то ли по маловерию и небрежению. Ибо каждая душа по мере веры сподобляющаяся в святом крещении отпущения грехов, становится причастной действию благодати, одна - в силе и полноте, другая - в меньшем действии
Обращаю ваше внимание на то, что преподобный Макарий Великий говорит: (...) каждая душа(...)в святом крещении (...) страновится причастной действию благодати.
т.е. в святом крещении все, каждый крещёный получает печать Дара Духа Святаго, и тем самым становится причастным действию благодати.
т.е. рождаются от воды и духа все причастные к Таинству Крещения, обретая тела "небесные". НО:

41 Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. 1Кор.15
т.е все крещёные - "звёзды"​
А далее, после духовного рождения, по мере веры, приемлется благодать какой-то душой - " в силе и полноте", а какой-то - "в меньшем действии". И здесь нечего возразить преподобному Макарию.

Вы же пишете ровно другое, так, как поняли мысль преп. Макария Вы. И следуя этой интерпретации, выходит, что Таинство Крещения остаётся незавершенным и человек не родится. А это - мертвец. А в Таинстве то - рождение свыше даётся, а не смерть духа. У Бога нет недоделок.
 
Казахстан. Семей
Православный христианин
Не будем спорить, Вы поняли так, а я иначе.
Главное, чтобы читающие ваши тексты, не побежали искать рождения свыше прочь от Православной Церкви, в другие места, не столь отдалённые от адских мест уже здесь, в этом мире.
 
Крещён в Православии
Чтобы покаяться, надо увидеть свои грехи, а чтобы их увидеть, надо стараться тщательно соблюдать заповеди - тогда всплывет немощь и понимание, что практически ничего нельзя сделать без греха, так со временем и покаянное состояние возникнет (если проявить терпение)
 
Сверху