Как стали святыми Кирил и Мефодий?

Крещён в Православии
Читал, что святыми следует почитать лишь тех людей, которые причислены к лику святых специальным собором церкви? Может я ошибаюсь и достаточно, чтоб кто нибудь из церковных писателей просто в текстах назвал человека святым, руководствуясь собственным мнением? Пытался найти уоминание о причислении Кирила и Мефодия к лику святых, но об этом история умалчивает. Может я плохо искал? Напомните, если вас не затруднит, когда и какой собор церкви причислил Кирила и Мефодия к лику святых?
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Доброго дня!
Строго говоря, святыми людей делает Бог. Собор(как правило Поместный) всего лишь признает / свидетельствует об этом на основании правильности жизни, чудес и прочего. Однако для святых первого тысячелетия иногда было достаточно просто местного почитания. Так неизвестен собор, свидетельствовавший о причислении к лику святых апостолов, Николая Мирликийского, великих капподакийцев и многих других. То же самое и со свв. Кириллом и Мефодием. Очевидно, что их почитание началось еще в конце IX-Χ веке (поэтому они не только в православных, но и католических святцах), хотя широкое распространение их памяти - дело уже XIX века, связанное с ростом национального самоопределения славянских народов.
 
Крещён в Православии
Спасибо, конечно, видимо мы еще не знаем многих святых, но Бог их знает. Хочу уточнить порядок действующий в церкви, признание кого либо святым разве может определять невежественная чернь, руководствуясь своим суевериями и заблуждениями? Не совсем понятно, какой тогда смысл в соборах, если толпа начинает почитать кого нибудь типа Ванги и мальчика-фантазера? Много ли ошибочно почитались и почитаются святыми и чем это может грозить? Существует ли церковное правило, которое можно использовать для формального фильтра, кроме соборов? Как вы думаете, соответствуют ли Кирилл и Мефодий критериям определяющим, доказывающим, что они святые личности, достойные почитания как те, кто признан святыми через соборы церкви?
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Сейчас порядок таков: сначала возникает местное почитание, потом запрос идет в комиссию по канонизации, где изучается жизнь, факты чудес (если они случались) и все, что связано с изучаемым "кандидатом". Если его жизнь не соответствует нормам, то комиссия дает отказ. Так, например, вопрос о канонизации Ивана Грозного или Григория Распутина отпадает на этом этапе хотя бы по внешним формальным требованиям святости жизни (в данном случае ее отсутствия).

Изучаются так же его работы (если таковые имеются), так Ориген при несомненном достоинстве его жизни (хотя и не без проблем) и даже мученической смерти не может быть канонизирован в силу претензий к его текстам.
В случае новомучеников, например, серьезным критерием является его стойкость на допросах, протоколы которых сохранились в архивах. Так, например, если он "сломался" и оговорил других людей, которые потом были арестованы, то канонизации не будет.

Иными словами все что мы знаем о "кандидате" должно быть безупречным или "прикрыто" большими достоинствами или фактом покаяния (пример - князь Владимир).
Далее вопрос передается предстоятелю Поместной Церкви, он дает благословение на причисление "кандидата" к числу местночтимых святых, а уже на Поместном Соборе принимается решение о канонизации на уровне всей автокефалии.

Разумеется, многие святые так и остаются безвестными, равно как и многие достойные люди, спасенные Богом, остаются официально не признанными в чине святых. Есть принципиально существенная разница между Божественным определением и то, что доступно для разума людей. Поэтому в вопросе канонизации лучше "перебдеть", чем опозорится признать за святых тех, кто таковыми не является.

Что же касается Кирилла и Мефодия, то их жизнь вполне соответствует внешним критериям святости и их канонизация, как мне известно, сомнений ни у кого не вызывала.
 
Крещён в Православии
Сейчас порядок таков: сначала возникает местное почитание, потом запрос идет в комиссию по канонизации, где изучается жизнь, факты чудес (если они случались) и все, что связано с изучаемым "кандидатом". Если его жизнь не соответствует нормам, то комиссия дает отказ. Так, например, вопрос о канонизации Ивана Грозного или Григория Распутина отпадает на этом этапе хотя бы по внешним формальным требованиям святости жизни (в данном случае ее отсутствия).

Изучаются так же его работы (если таковые имеются), так Ориген при несомненном достоинстве его жизни (хотя и не без проблем) и даже мученической смерти не может быть канонизирован в силу претензий к его текстам.
В случае новомучеников, например, серьезным критерием является его стойкость на допросах, протоколы которых сохранились в архивах. Так, например, если он "сломался" и оговорил других людей, которые потом были арестованы, то канонизации не будет.

Иными словами все что мы знаем о "кандидате" должно быть безупречным или "прикрыто" большими достоинствами или фактом покаяния (пример - князь Владимир).
Далее вопрос передается предстоятелю Поместной Церкви, он дает благословение на причисление "кандидата" к числу местночтимых святых, а уже на Поместном Соборе принимается решение о канонизации на уровне всей автокефалии.

Разумеется, многие святые так и остаются безвестными, равно как и многие достойные люди, спасенные Богом, остаются официально не признанными в чине святых. Есть принципиально существенная разница между Божественным определением и то, что доступно для разума людей. Поэтому в вопросе канонизации лучше "перебдеть", чем опозорится признать за святых тех, кто таковыми не является.

Что же касается Кирилла и Мефодия, то их жизнь вполне соответствует внешним критериям святости и их канонизация, как мне известно, сомнений ни у кого не вызывала.
Спасибо за развернутый ответ по существу, я недавно в православной вере и хочу разобраться. Общаясь с знакомыми, иногда заходит разговор на подобные темы
 
Сверху