Как стяжать благодать и стать богом по благодати (обожиться)?

Какой целью должны быть мотивируемые действия человека, чтобы Бог послал человеку благодать:


  • Всего проголосовало
    24
Крещён в Православии
Я не прошу излагать то, что невозможно сформулировать человеческим языком. Я прошу изложить то, что Церковь знает о способах, средствах и механизмах стяжания благодати (обаживания, становления богом по благодати). Не нужно объявлять попытку чётко сформулировать механизм стяжания благодати попыткой рационального постижения непостижимых человеческим умом явлений (если сторонники обожения учат этому, то давайте разберёмся как это происходит).

Некоторые отцы утверждают, что приобрести благодать можно с помощью таких средств как, например, молитва и милостыня: «Пост же, и бдение и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святого Духа Божьего» (С. Саровский).

Но возникает вопрос: «Эти «средства» сами по себе магическим образом внедряют в человека благодать (энергию Бога)?» Врятли эти «средства» сами по себе могут магическим образом внедрить в человека нетварные энергии Бога. Тогда, получается, что благодать человеку сообщает именно Бог.

Но тут снова возникают вопросы: 1) Бог сообщает Свою благодать людям как обязательную плату за молитву, бдения, милостыню и пр. (т.е. Бог покупает у человека добрые дела Своей благодатью) (сделал – получил; сколько сделал – столько получил; сдельщина); 2) или Он сообщает Свою благодать людям как награду за молитву, бдения, милостыню и пр.; 3) или, может, как дар, как жест любви, но сообщает лишь тем, кто имеет право принять этот дар («средства» являются лишь средством для развития духовного состояния, которое даёт Богу возможность дать человеку в качестве дара Свою благодать, а также индикатором наличия этого состояния и проявлением его)?

Так вот, хотелось бы узнать по подробнее о механизме стяжания благодати.

С. Саровский учит: «Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего». Цель жизни является мотивом действий человека; является тем, для осуществления чего человек совершает действия. Если цель жизни (= мотив действий) – стяжание благодати, а средства – милостыня и молитва; то скажите мне каким образом молитва и милостыня, мотивируемые получением благодати, обеспечивают человека благодатью? Каков механизм получения благодати с помощью действий (молитв и милостынь), совершаемых с целью получения благодати (мотивируемых ею)?
 
Крещён в Православии
Два пункта равны в опросе.)
Сравните: 1) человек даёт милостыню бездомному, с целью получить за это от Бога благодать (нетварную энергию); 2) человек даёт милостыню, мотивируя это просто желанием угодить Богу, послужить Богу (из любви к Богу выполнить Его заповедь "любить ближних"). Разве нет разницы?
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Как раз у нас на приходе была лекция о благодати, батюшка очень много рассказывал, очень обширно. Напишу тезисно и своими словами, надеюсь смысл будет понятен и полезен.
Чтобы стяжать благодать нужен труд. Что легко приобретается, легко теряется. Если даже в жизни, чтобы добиться успеха, нужно трудиться, то тем более для жизни вечной. Злая привычка легко прилепляется, а для доброй нужны годы кропотливого труда. Тем более для того, чтобы очистить свое сердце. Сердце чисто созижди во мне, именно поэтому мы молимся этой молитвой. Чтобы Бог дал нам чистоту, которая поможет войти благодати. А это приобретается через труд, утреннее, вечернее правило, посты, что вырабатывает духовную дисциплину. Верный в малом, верен во многом. И это малое помогает бороться со страстями. Чем отличается состояние йогов, харизматов от благодати. У йогов отшельников это просто созерцание ума человеческого, свободного от страстей, у харизматов бесовская радость. Православные же призваны к святости, которая достигается тишиной ума и сердца, соблюдением заповедей. Именно такая тишина воспитывается на православных богослужениях, в отличии от протестантов и харизматов. Православная литургия готовит душу для действия благодати. Бог дарует каждому по мере его усердия.
Может ли Бог даровать благодать и спасение не православным людям? Бог свободен, он может все. Но это как с парашютистами. Известны случаи и не мало, когда у парашютиста не раскрывался парашют, он падал, но оставался жив. Но это не значит что от сюда следует выводить закон - прыгайте из самолета без парашюта. Я бы не рискнула.
Т.е. чтобы быть с Богом = в Любви (Бог есть любовь), нужно очистить сердце и впустить благодать, при помощи Бога, но и прилагая собственные усилия стремиться к святости.
Читаю сейчас о жизни и учении святого старца Силуана Афонского в изложении иеромонаха Софрония, очень рекомендую, если не читали, может там найдете ответы на свои вопросы, о благодати, познании воли Божией. Мне особенно понравилось и описание старца:

"Старец никогда не смеялся до звука; никогда не говорил двусмысленно, не насмехался и даже не подшучивал над людьми. На обычно серьезно спокойном лице его иногда намечалась едва уловимая улыбка, не раскрывавшая губ, если только при этом он не произносил слова.

В нем не было гнева, как страсти; но при удивительной мягкости, редкой уступчивости и послушании у него была великая твердость сопротивления всему ложному, лукавому, гнусному, не прилеплялось к нему осуждение, пошлость, мелочность и подобное; здесь проявлялась его упорная неподатливость, но так, чтобы не оскорбить принесшего что-либо подобное, не оскорбить не только внешне, но, что главное, и движением своего сердца, потому что чуткий человек уловит и его. Достигал он это тем, что, молясь внутренне, оставался спокойным, невосприимчивым ко всему дурному.

Редкой силы воля — без упрямства; простота, свобода, бесстрашие и мужество — с кротостью и мягкостью; смирение и послушание — без униженности и человекоугодия — это был подлинно человек, образ и подобие Бога."
http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Saharov/starets-siluan-afonskij/
 
Православный христианин
Сравните: 1) человек даёт милостыню бездомному, с целью получить за это от Бога благодать (нетварную энергию); 2) человек даёт милостыню, мотивируя это просто желанием угодить Богу, послужить Богу (из любви к Богу выполнить Его заповедь "любить ближних"). Разве нет разницы?
= дает милостыню из-за жажды Богообщения, значит цель верная
 
Крещён в Православии
Чтобы стяжать благодать нужен труд. ... Тем более для того, чтобы очистить свое сердце. Сердце чисто созижди во мне, именно поэтому мы молимся этой молитвой. Чтобы Бог дал нам чистоту, которая поможет войти благодати. А это приобретается через труд, утреннее, вечернее правило, посты, что вырабатывает духовную дисциплину. ... И это малое помогает бороться со страстями.

1) Скажите, пожалуйста, нам нужна благодать (нетварная энергия) для очищения от страстей, помощи в духовной жизни ("Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего." (Иоан.15:5))?
2) Из ваших слов ("Чтобы Бог дал нам чистоту, которая поможет войти благодати") следует, что для получения благодати нужно очиститься от страстей (например, от гордости; в доказательство этого можно привести цитату: "... Бог гордым противится, а смиренным дает благодать." (Иак.4:6). Верно?
Из этих 2-х пунктов получается противоречие: благодать нам нужна для того, чтобы очиститься от страстей (без неё мы не очистимся от страстей); но чтобы получить эту благодать, нам нужно сначала очиститься от страстей (для очищения от которых нам нужно получит благодать).Где ошибка в моём рассуждении?
 
Последнее редактирование:
Украина
Православный христианин
Ключик у Христа:"Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной, большей сих, заповеди нет.
 
Крещён в Православии
оба варианта хороши, хотя второй и лучше.

а вот желание исключить какую-либо ступеньку в лестнице - от лукавого.
Дмитрий, не могли бы вы мне нарисовать словами эту лестницу, желательно по пунктам. Как раз её я и хочу в этой теме максимально точно сформулировать.
 
оренбург
Православный христианин
Нагорная проповедь суть начало покаяния и веры, т.е. в ней описаны первые ступеньки лестницы восхождения человека в Царство небесное. И вот в этой проповеди Христос призывает не отрекаться от стяжания вообще, а изменить его направление: "не собирайте себе сокровищ на земле, но собирайте себе сокровище не небе"
А кто эту ступеньку прошёл, тот уже не увлечён стяжательством ни земного, ни небесного... он уже просто живёт по заповедям ибо иначе не представляет себе жизни, потому что просто любит Бога.
но вот говорить только что обращённому чтобы непременно исполнял заповеди из любви к Богу - это и есть сектанство(усечённое учение Христа).
 
Крещён в Православии
но вот говорить только что обращённому чтобы непременно исполнял заповеди из любви к Богу - это и есть сектанство(усечённое учение Христа).
Говорить только что обращённому (или даже ещё не обращённому) что то, к чему он ПРИЗВАН (и к чему он "должен" стремиться)- это любить Бога и исполнять заповеди Бога из любви к нему - это не сектанство.
 
Крещён в Православии
Вот Серафим Саровский говорит, что милостыня - это средство для стяжания благодати. Каков механизм этого процесса? Ясное дело, что милостыня не магическим образом внедряет в человека благодать. Ясное дело, что её даёт человеку Бог. Но вот вопрос в качестве чего:
1) в качестве награды;
2) в качестве дара (помощи); но даёт тому, кто духовно готов (чист) (или стремится к чистоте) для получения благодати;
3) ?
 
Последнее редактирование:
Но вот вопрос в качестве чего:
В качестве научению любви к ближнему, научения смирению, что противоположно гордости, то есть исполняя Заповеди Божьи мы научаемся жить так, чтобы- не раздражаться на просящего у паперти милость, на бомжа ищущего в мусорке себе еду, на бабушку, которая шустро успевает занять свободное место в автобусе, на близких, за их желание твоего внимания и много чего. Мы учимся жить так, чтобы сердце было чисто.
Благодать- это не взятка, это прикосновение Бога.
 
оренбург
Православный христианин
Говорить только что обращённому (или даже ещё не обращённому) что то, к чему он ПРИЗВАН (и к чему он "должен" стремиться)- это любить Бога и исполнять заповеди Бога из любви к нему - это не сектанство.
как бы вы назвали человека, говорящего слепому о великолепии верхнего этажа, но при этом убирающего перед ним нижние ступени лестницы ведущей к тому этажу?
 
Православный христианин
1) Скажите, пожалуйста, нам нужна благодать (нетварная энергия) для очищения от страстей, помощи в духовной жизни ("Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего." (Иоан.15:5))?
2) Из ваших слов ("Чтобы Бог дал нам чистоту, которая поможет войти благодати") следует, что для получения благодати нужно очиститься от страстей (например, от гордости; в доказательство этого можно привести цитату: "... Бог гордым противится, а смиренным дает благодать." (Иак.4:6). Верно?
Из этих 2-х пунктов получается противоречие: благодать нам нужна для того, чтобы очиститься от страстей (без неё мы не очистимся от страстей); но чтобы получить эту благодать, нам нужно сначала очиститься от страстей (для очищения от которых нам нужно получит благодать).Где ошибка в моём рассуждении?
Благодать благодати рознь. Первое это усилие с нашей стороны, стремление к Богу. Дальше Бог откликается и помогает взойти на первые ступеньки организуя события таким образом, чтобы человек узнал Его волю. И если человек узнав волю Господа не отступает, а желает ее исполнить (например выполнять заповеди, выполнять церковные правила, соблюдать посты), пусть у него и не все получается, то Бог дает ему благодать в виде покаяния (очищения). Искреннего плача о своих грехах. Тогда человек возрастает в любви к ближним. Он уже воспринимает грехи ближнего, как свои. Начинает плакать о людях, как о себе. И если человек не отступает, потому как в эти моменты бесы то тоже не дремлят, а наоборот активизируются. Если не теряет бдительность, приобретая все больший навык в молитве, хранит ум в тишине, удаляя его от суеты, даже пребывая телом в суете мирской. Бог дает большую благодать в виде тишины и Богообщения, созерцания Духа Святого. Человек должен понимать, что прямая заповедь для каждого - "будьте святы". Т.е. каждому Бог заповедовал быть святым, лечить людей по вере, ходить по воде и т.д. Но мы же говорим "не могу" даже не пытаясь, как Петр, который вроде пошел, но испугался и чуть не утонул.
 
Крещён в Православии
Благодать благодати рознь. Первое это усилие с нашей стороны, стремление к Богу. Дальше Бог откликается и помогает взойти на первые ступеньки организуя события таким образом, чтобы человек узнал Его волю. И если человек узнав волю Господа не отступает, а желает ее исполнить (например выполнять заповеди, выполнять церковные правила, соблюдать посты), пусть у него и не все получается, то Бог дает ему благодать в виде покаяния (очищения). Искреннего плача о своих грехах. Тогда человек возрастает в любви к ближним. Он уже воспринимает грехи ближнего, как свои. Начинает плакать о людях, как о себе. И если человек не отступает, потому как в эти моменты бесы то тоже не дремлят, а наоборот активизируются. Если не теряет бдительность, приобретая все больший навык в молитве, хранит ум в тишине, удаляя его от суеты, даже пребывая телом в суете мирской. Бог дает большую благодать в виде тишины и Богообщения, созерцания Духа Святого. Человек должен понимать, что прямая заповедь для каждого - "будьте святы". Т.е. каждому Бог заповедовал быть святым, лечить людей по вере, ходить по воде и т.д. Но мы же говорим "не могу" даже не пытаясь, как Петр, который вроде пошел, но испугался и чуть не утонул.
Фотиния, мне нравится ваш ход мыслей. Давайте все вместе попытаемся структуризовать вышеприведённые идеи, их модернизовать, дополнить, составить схему (алгоритм) по пунктам.
Итак:
1) Способствование Бога к обращению человека ко Христу: "И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего." (Иоан.6:65). Об этом же, наверное, говорится и в притче о сеятеле: "... вот, вышел сеятель сеять;" (Матф.13:3).
2) Дальше идёт "усилие с нашей стороны, стремление к Богу".
3) "Дальше Бог откликается и помогает взойти на первые ступеньки организуя события таким образом, чтобы человек узнал Его волю".
4) "если человек узнав волю Господа не отступает, а желает ее исполнить".
5) "то Бог дает ему благодать в виде покаяния".
6) "Тогда человек возрастает в любви к ближним.". "если человек не отступает, потому как в эти моменты бесы то тоже не дремлят, а наоборот активизируются. Если не теряет бдительность, приобретая все больший навык в молитве, хранит ум в тишине, удаляя его от суеты, даже пребывая телом в суете мирской".
7) То "Бог дает большую благодать в виде тишины и Богообщения, созерцания Духа Святого".

Заметьте, (наверное, за исключением первого пункта) Бог даёт человеку порцию благодати лишь в том случае, если (лишь после того, как) человек будет к этому готов (готов к новой порции, перейдёт на следующую ступень развития).
 
Православный христианин
Заметьте, (наверное, за исключением первого пункта) Бог даёт человеку порцию благодати лишь в том случае, если (лишь после того, как) человек будет к этому готов (готов к новой порции, перейдёт на следующую ступень развития).
Конечно, человек просто не сможет вместить полноту благодати, если не будет чист, готов к этому. Человек и призван к обоженью, а так как Бог бесконечен, безграничен, то и совершенствование человека может происходить бесконечно. Но есть законы (заповеди), которые любой человек должен и может выполнить уже в этом мире.
 
Вот Серафим Саровский говорит, что милостыня - это средство для стяжания благодати. Каков механизм этого процесса? Ясное дело, что милостыня не магическим образом внедряет в человека благодать. Ясное дело, что её даёт человеку Бог. Но вот вопрос в качестве чего:
1) в качестве награды;
2) в качестве дара (помощи); но даёт тому, кто духовно готов (чист) (или стремится к чистоте) для получения благодати;
3) ?

Опишу такой вариант.

Человек хочет отстать от греховной страсти. Он борется, борется, но грех постоянно низлагает его, берет над ним верх. И вот однажды приходит благодать божия, и обретает человека в борьбе, то есть эта борьба с грехом есть ничто иное, как деятельное выражение желания избавиться от него, и тогда благодать присоединяет свое всемогущее действо к нашему немощному, и мы побеждаем грех, выходим на новый уровень духовной жизни. Это иллюстрация синергичности, соработничества благодати и человека.
 
Фотиния, мне нравится ваш ход мыслей. Давайте все вместе попытаемся структуризовать вышеприведённые идеи, их модернизовать, дополнить, составить схему (алгоритм) по пунктам.
Итак:
1) Способствование Бога к обращению человека ко Христу: "И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего." (Иоан.6:65). Об этом же, наверное, говорится и в притче о сеятеле: "... вот, вышел сеятель сеять;" (Матф.13:3).
2) Дальше идёт "усилие с нашей стороны, стремление к Богу".
3) "Дальше Бог откликается и помогает взойти на первые ступеньки организуя события таким образом, чтобы человек узнал Его волю".
4) "если человек узнав волю Господа не отступает, а желает ее исполнить".
5) "то Бог дает ему благодать в виде покаяния".
6) "Тогда человек возрастает в любви к ближним.". "если человек не отступает, потому как в эти моменты бесы то тоже не дремлят, а наоборот активизируются. Если не теряет бдительность, приобретая все больший навык в молитве, хранит ум в тишине, удаляя его от суеты, даже пребывая телом в суете мирской".
7) То "Бог дает большую благодать в виде тишины и Богообщения, созерцания Духа Святого".

Заметьте, (наверное, за исключением первого пункта) Бог даёт человеку порцию благодати лишь в том случае, если (лишь после того, как) человек будет к этому готов (готов к новой порции, перейдёт на следующую ступень развития).

Господь может и хочет нам дать сразу множество даров и благодати, но есть великая проблема, мы не сможем вместить, не удержим, да еще и во вред может пойти. Из-за гордости, постоянно присущей человеку. Гордость является причиной, по которой мы не можем обожиться быстро. Благодать подается по мере умаления гордости и возрастания в смирении, поэтому все усилия должны быть направлены на приобретение смирения.
 
Крещён в Православии
Вопрос темы выглядит так: "Как стяжать благодать и стать богом по благодати (обожиться)?"

На это получаем такой ответ:

Человек ... борется, борется, но грех постоянно низлагает его, берет над ним верх. И вот однажды приходит благодать божия, и обретает человека в борьбе, то есть эта борьба с грехом есть ничто иное, как деятельное выражение желания избавиться от него, и тогда благодать присоединяет свое всемогущее действо к нашему немощному, и мы побеждаем грех, выходим на новый уровень духовной жизни. Это иллюстрация синергичности, соработничества благодати и человека.
Т.е. для получения благодати, человеку нужно совершать "деятельное выражение желания избавиться от" греха. Иными словами, когда человек деятельно стремится к тому, чтобы не грешить ("избавиться от греха"), тогда Бог посылает человеку Свою благодать.

Ввиду этого у меня возникает вопрос: с какой целью человек должен совершать "деятельное выражение желания избавиться от" греха: 1) с целью стяжать благодать; или 2) с целью не грешить, быть достойным, угодить Богу?
 
Сверху