Как вселить в себя страх Божий?

Тема в разделе "Отвечает протодиакон Сергий Шалберов", создана пользователем Мария Карина, 2 окт 2019.

  1. Мария Карина

    Мария Карина

    Православный христианин
    Уважаемый Батюшка! Греха боюсь, наказания за грехи боюсь, Бога мне кажется недостаточно боюсь. Во многих ситуациях меня спасало то, что я отношусь к Богу как к человеколюбцу, который простит грехи, но как взрастить в себе страх перед Богом, чтобы воспринимать его не только как любящего людей Господина и Отца, а и строгого и карающего за грехи при этом не ввергнуть себя в уныние за свою множественную греховность?
     
  2. Дорогая Мария!
    На пути к духовному совершенству человек должен пройти большой путь, на котором много несовершенных моментов, связанных с его отношением к Богу. В ранний период, помимо начального предощущения чистой Любви, которое побуждает исполнять волю Божию, существует и другая побудительная причина: страх вечного наказания за неисполнение Его воли, за неисполнение заповедей. Это - очистительный этап пути, его нельзя миновать. По святотеческому учению есть два вида страха Божия: один - новоначальный и другой - совершенный. Первый страх - это страх потерять за свои грехи свое вечное счастье и вместо него обрести вечные муки. Этот страх необходим – так, не имея его, блудный сын бесстрашно ушел из отчего дома.

    Другой же совершенный страх обусловлен самой любовью к Владыке своему, которая производит в душе благоговение не по страху наказания, но по отвращению к самим грехам... Если бы человек сразу бы достигал совершенства любви к Богу, то страх потерять ее, страх огорчить любовь Любимого, был бы единым и единственным страхом, то есть по существу своему все тою же любовью: боязнь огорчить любовь - есть та же любовь. Однако, как пишет свт. Игнатий Брянчанинов «Преждевременное стремление к развитию в себе чувства любви к Богу есть самообольщение. Шествие ко Христу начинается и совершается под водительством страха Божия», то есть того новоначального страха, про который прп. Симеон Новый Богослов говорит так «Всякому, начавшему жить по Богу, полезен страх мук и порождаемая им болезнь сердца... Болезнование то скоро порождает всякую радость, узы сии разрывают узы всех грехов и страстей, и палач сей не смерти, а вечной жизни бывает виновником». Страх мук вечных полезен тем, что вызывает в человеке ненависть к греху, как к врагу его личного благополучия, и тем самым удерживает его от ухода из Отцовского дома. Все св. Отцы считают, что именно возникновение в человеке такого страха Божия есть признак, что он начал истинно осуществлять в своей жизни обретенную веру. Только с его возникновения начинается движение человека к совершенной любви. Этот первый страх, по учению Отцов, не должен оставлять нас до тех пор, пока мы не достигли любви и страха совершенного или предощущения Царства Божия, которое «внутрь нас есть». Только стяжанием новоначального страха мы доказуем, что в душе уже живет начало любви. А прп. Иоанн Лествичник даже утверждает, что новоначальный страх более надежен, чем слишком молодое вино любви: «Слезы, которые происходят от страха, сохраняют сами себя сим же страхом; но те, которые рождаются от любви, в некоторых людях легко бывают окрадаемы, разве только великий оный и приснопамятный огнь возжет сердце во время действия. И поистине удивительно, как меньшее (т. е. слезы по страху) бывает в свое время тверже большего (т. е. слез от любви)».
    О втором же, "совершенном страхе" св. Федор Эдесский говорит, что стремление к любви не есть ее домогательство: «Если не по страху наказания, но по отвращению к самим грехам воздерживаемся от них, то действуем по любви к Владыке своему, боясь прогневать Его... Такой страх чист, потому что бывает из-за самого добра, и он очищает души наши, будучи равносилен самой любви».
    Поскольку стремление к любви присуще и новоначальным, и совершенным, то часто трудно установить, о каком виде страха Божия говорят Святые Отцы. Очевидно, это и не надо устанавливать. Нужно думать не том, в каком виде страха Божия мы находимся, а о том, чтобы его приобрести. Именно через него разрешается вся евангельская практика - в богослужении, в мировоззрении, в жизни…
     
  3. Мария Карина

    Мария Карина

    Православный христианин
    Огромнейшее спасибо за содержательный ответ! Подскажите, пожалуйста, как воспитать в себе отвращение к грехам? К некотором есть, но их множество разновидностей, к некоторым отвращения нет, а просто осознание того, что это неправильно и понимаешь это, когда уже сделал.
     

Поделиться этой страницей