Как Вы понимаете заповедь блаженства?

Крещён в Православии
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Имеются ли в виду инвалиды по мышлению?
 
Крещён в Православии
Чистые сердцем - означает с чистым, а оттого и ясным умом, освобожденным от всякого лукавства и неправды.
Слабоумие совсем не означает чистоту, просто на своем уровне он (ум) так же может быть охвачен лукавством и ложью. Как и дети по мере возрастания и "образования" ума не все "божии одуванчики" - змеенышей среди них поболее будет - ибо яблочки от яблоней не далеко падают, и на осинках апельсинки не растут.
 
Православный христианин
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Имеются ли в виду инвалиды по мышлению?
Заповеди блаженства.

.... Блаженные по-гречески звучит μακάριος (макариос). Словом μακάριος в античности, прежде всего, характеризовались боги. Считалось, что только боги блаженны, только боги всегда счастливы, поскольку в человеческой жизни счастье всегда сменяется скорбью и разочарованием. Святой Григорий Нисский блаженство определяет следующим образом: «Блаженство есть совокупность и полнота всего, что есть благо и что желается как благо, без единого недостатка, лишения и препятствия. Последователи Христа не только ждут блаженства, как будущего, но оно присуще их душе, как настоящее, поскольку в них присутствует сам Христос». Другими словами, блаженство – это та внутренняя, неэмоциональная радость, которую человек обретает в этой жизни и которая переходит с ним в вечность. .....
https://azbyka.ru/zapovedi-blazhenstv-glebov
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Имеются ли в виду инвалиды по мышлению?
Ну... Даже сразу и не знаешь, что сказать. Думаешь, как ассоциируется блаженство с инвалидностью...
Может быть, причина в многозначности слова блаженный? Вот как толкует слово блаженный БТС под редакцией Кузнецова (Грамота.ру):
БЛАЖЕННЫЙ 1. Благополучный, благоденствующий, счастливый (о человеке, времени, событии). Б. миг. В блаженном состоянии кто-л. * Блаженны нищие духом (Библия). Блажен, кто верует, тепло ему на свете (Грибоедов). 2. только полн. В христианстве: такой, который отказался от всех мирских ценностей, житейской мудрости и рассудочной ясности в общении; юродивый (обладающий даром прорицания). Василий Блаженный. Б-ая Ксения Петербуржская. 3. Разг. Чудной, со странностями (обычно о тихом, добром человеке).

Блаженный - в данном случае - счастливый, обладающий благами.

Или с инвалидностью связана чистота сердца? Опять обратимся к толковому словарю.
ЧИСТЫЙ 1. Незагрязнённый, незапачканный (без грязи, мусора, пятен и т.п.). Ч. снег. Ч-ая обложка. 2. Следящий за собой и своим внешним видом; свидетельствующий о соблюдении правил гигиены и санитарии; опрятный. Ходит всегда ч. и аккуратный. Чистыми руками делать что-л. (также: о нравственно безупречном человеке). 3. Лишённый прыщей, веснушек, сыпи и т.п. Ч-ая кожа. 4. только полн. Трад.-нар. Обставленный и убранный с особой тщательностью; парадный. Ч-ая горница, комната. 5. Ничем не заполненный; свободный от чего-л., для чего-л. Ч-ое поле; (нар.-поэт.) чисто поле. 6. Разг. Сделанный аккуратно, тщательно, искусно. Работа ч-ая, не придерёшься. 7. Представленный в окончательном виде (обычно без помарок и исправлений). Ч. вариант статьи. 8. только полн. Не содержащий ничего постороннего, без примеси, сопровождения чего-л. Ч-ое золото. 9. только полн. Не загрязнённый химическими или радиоактивными веществами. Экологически чистые продукты. 10. Не смешанный; одного происхождения, вида, типа и т.п. Скакун чистых кровей (чистокровный). 11. Отвлечённый от практического применения, не связанный с ним непосредственно. Ч-ая наука. Заниматься чистой химией. 12. Абсолютно правильный, гладкий (о слоге, языке). Говорить на чистом английском. 13. Книжн. Угодный Богу, свободный от скверны; негреховный. Ч. жертвенник. Ч. понедельник. 14. Нравственно безупречный (правдивый, честный, искренний, бескорыстный, непорочный). Ч. от пороков, подозрений. Чист душой, сердцем. 15. Получающий наиболее полное, яркое проявление, воплощение; истинный, совершенный, подлинный. Чисто клинический случай.

Наверное, из всех значений тут больше всего подходит 14-е?

Счастливы в Боге те, у кого сердце честное, праведное, искреннее, бескорыстное?

Почему-то же возник этот вопрос у Вас, Анна? Можете объяснить, как связались воедино счастье и инвалидность?
 
Украина
Православный христианин
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Имеются ли в виду инвалиды по мышлению?
Тут проще, у кого совесть чиста тот и блажен. Внутренний голос совести подскажет Вам что такое чистота сердца. Но тут видите ещё "ибо они Бога узрят". Тоесть чистая совесть в принципе должна приводить к духовному видению Бога, и поэтому заповеди блаженств это лестница к Богу, наиболее сильная ступенька:"
  1. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас."
Такие люди которые пострадают за Христа-мученики, исповедники, достигнут очень высокой награды, а нам бы хотя бы на первую ступенечку:"
  1. Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие."
Только бы от гордыни освободиться.
 
Helmond (Нидерланды)
Православный христианин
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Имеются ли в виду инвалиды по мышлению?
По-первых, кто такие "инвалиды по мышлению"? Те, у кого низкий уровень IQ? И почему Вы склонны считать, что именно они чистые сердцем?
 
Одно из наиболее близких по смыслу слов блаженные, пожалуй счастливы те которые Бога узрят, где конечно к умственной ограниченности нет никакого отношения. Чистота сердечная, по всей видимости и зависит от нашего же отношения к собственным страстям и пристрастиям, а главным образом, осознаём ли мы их в себе и стремимся ли мы от них избавиться, то есть идём ли в направлении Богопостижения, Богопознания в собственной жизни, не возлагая всю ответственность на Бога, а так же не умаляя собственной ответственности. Где чистота сердечная не может быть законченной и ограниченной, ибо наличие самого вектора в сторону Бога и применение совместного усилия и предполагает личие сердечной чистоты...
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Попробуйте применить заповеди блаженства к себе...что у вас получится? Вы их не сможете исполнить,потому как вам придется признать себя одним из исполнителем этих заповедей, то есть возомнить о себе нечто высокое... а так как смиренный своего смирения не может видеть,то и применить эти заповеди к себе не сможете...тогда для чего они даны??? А ответ очень прост... Если вы видите, как кто-то исполняет их,то и вы становитесь на шаг ближе к Богу...вы сердцем исполняете эти заповеди, некое духовное зеркало,подобно "сучку и бревну..." с преподобным преподобным будишь. Если видите доброе в ближнем,значит это доброе есть и вас...почему и чистые сердцем Бога узрят,потому как в них присутствует Бог.
 
. а так как смиренный своего смирения не может видеть,то и применить эти заповеди к себе несможете. Действительно ли человек смиряющий себя не может или не способен видеть своего смирения, своего действительного состояния?
 
Казахстан. Семей
Православный христианин
. а так как смиренный своего смирения не может видеть,то и применить эти заповеди к себе несможете. Действительно ли человек смиряющий себя не может или не способен видеть своего смирения, своего действительного состояния?
Как только увидел своё смирение, так сразу же его и потерял. ) Такая штука. ))
 
Украина
Православный христианин
Ну почему прошёл мимо нищего, затем смирился и вернулся ,левой рукой чего подал и забыл. Оно бывает когда повторяешь привычки хорошие, убираешь например за собой и другими, не ропшешь при этом и т.п. то тоже вырабатывается опыт смирения.))) Оно смирение из мелочей складывается с моей точки зрения, увидел своё смирение и понял что это только маленькая капля, а в душе у тебя море страстей, ну и работай дальше.)

Праотец наш Авраам просто выходил к дубу и ждал путников в пустыне чтоб их накормить, кормил, кормил и удостоился накормить Самого Господа Бога. А ведь вошёл он в пустыню в 50 лет, а Бога накормил в сто лет, так что смирение и любовь не просто так даются , а это заслужить надо.

Так что смирение тоже даётся через долгий опыт и добрые привычки, например в храм ходить в воскресный день.
 
Последнее редактирование:
В Священном писании есть слова о том, что "Душевный человек не может судить о духовном, а духовный судит о всём", не говорит ли это о том, что в смирении человеку и свойственно ощутить своё реальное состояние без при увеличений и при уменьшений?! Где конечно же чем человек больше смиряется, не на словах, а по существу, тем меньше думает о своей причастности к этому дару. И нет ли и причастности гордости к тому, что бы думать о себе что уже смиренный и не видишь в себе ни смирения, ни гордости
 
Украина
Православный христианин
В Священном писании есть слова о том, что "Душевный человек не может судить о духовном, а духовный судит о всём", не говорит ли это о том, что в смирении человеку и свойственно ощутить своё реальное состояние без при увеличений и при уменьшений?! Где конечно же чем человек больше смиряется, не на словах, а по существу, тем меньше думает о своей причастности к этому дару. И нет ли и причастности гордости к тому, что бы думать о себе что уже смиренный и не видишь в себе ни смирения, ни гордости
Судя по праотцу Аврааму он уже не задумывался над тем почему он принимал странников, это ему было так приятно, что составляла радость его жизни. Вот это чувство удивительной праведности Авраама выразилось в том, что догадавшись или точнее почувствовав что перед ним Бог он начал просить не за себя а за помилование грешного города Содома, точнее о спасении жизни содомлян. Мне кажется что смирение этого верующего человека состояло в том что он ждал воли Божией в отношении себя и всё время искал как бы угодить Богу, но кроме того просто невообразимая вера, так как готов был убить своего сына и пожертвовать честью жены, вверяя всё в ведение Бога. Для меня достижение такой святости непостижимо.

Мне кажется что чистота сердца состоит в полном уповании на Бога и Его промысел, чего например в полной мере долго не наблюдалось в апостолах, которые поэтому не всегда понимали Учителя.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
В Священном писании есть слова о том, что "Душевный человек не может судить о духовном, а духовный судит о всём", не говорит ли это о том, что в смирении человеку и свойственно ощутить своё реальное состояние без при увеличений и при уменьшений?! Где конечно же чем человек больше смиряется, не на словах, а по существу, тем меньше думает о своей причастности к этому дару. И нет ли и причастности гордости к тому, что бы думать о себе что уже смиренный и не видишь в себе ни смирения, ни гордости
Любое чувство на уровне эмоций можно воспроизвести - это способность душевных сил человека. Смирение - как радость или благодарность, без внутреннего духовного состояния пережить не возможно.Сыграть, воспроизвести подобие - душа может,но это будет обманом. Пережить это чувство способно лишь по естеству.Чувство радости дано Богом всем людям,не зависимо от греховности или святости. Чувством благодарности люди приобщаются к Божьему благу.Чувство смирения подается незаметно на почве душевной скромности,такта и любви.
 
Сверху