Как хранить молчание мирянину?

Екатеринбург
Православный христианин
Я заметил что молчание способствует возникновению молитвенного чувства присутствия Божия, чувство того, что Господь все мои проблемы знает... все понимает.
До меня дошло что это чувство нужно хранить и оберегать... порой замечал даже неосторожно высказанное слово может его нарушить.
В связи с этим возникает вопрос, как определить когда нужно говорить, учитывая то, что пребывая в этом состоянии, близкие провоцируют меня на разговор, порой на праздные темы. Как быть в таких ситуациях, игнорировать людей, стараться избегать их?
 
Москва
Крещён в Православии
Мне кажется, мирянину живущему в окружении людей, имеющих различное отношение к вере и Богу, невозможно держать полное молчание, так как таким образом он будет смущать и вводить их в соблазн. Лучше бы ему, отложить подвиг, когда он среди людей, и оказать милость и любовь ближнему, поговорить с ним немногословно и конкретно по существу его дела. Нехорошо заставлять людей по несколько раз спрашивать, повторять свои просьбы, огорчать безответностью, которая воспринимается, как равнодушие. Духовные подвиги вообще следует нести тайно, тогда они будут иметь плоды духовные, а когда мы делаем подвиг на виду у всех, тогда враг начинает искушать и нас, и других людей, в результате мы ничего не имеет от своего труда, кроме ложного мнения, что мы имели бы, если бы нам не мешали. А здесь и до осуждения недалеко.

16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,
18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

 
Москва
Православный христианин
Ярослав! Мне кажется ваше "молчание" пока никакого отношения к подвигу не имеет. Это просто недостаток навыка сосредоточения в миру. Дело обычное. Со временем окружение перестает сбивать нас и не заставляет терять мысли.
 
Екатеринбург
Православный христианин
Некий старец в монастыре ругает послушника: «Что ж ты все время болтаешь? Я тебе говорю – молчи, а ты только и знаешь, что болтать!» Юноша чуть не плачет: «Отче, да я же рта не открываю, за весь день ни единого слова не вымолвил!» - «Нет, болтаешь!» - стоит на своем старец. Прошел год. Однажды подходит к послушнику отче и хвалит: «Молодец, сегодня хорошо молчал!» Инок в недоумении – «Да ведь я сегодня только и делаю, что разговариваю – и по тому поводу пришлось, и по тому…» - «Это ты устами говорил, а ум твой пребывал в благоговейном молчании, не мешая сердцу молиться. И потому через тебя Святой Дух мог действовать. А раньше ты уста-то смыкал, да от болтовни помыслов твоих у меня в ушах гремело, так что и сам в свое сердце Господа не впускал, и мне вдобавок мешал всячески».
 
Екатеринбург
Православный христианин
Да... когда нужно говорить иногда бывали очевидные ситуации... но и бывают провокации...
И не раз после того как я выгаваривал свои комментарии... я замечал что терял Христа... после чего находился в состоянии Богооставленности.
 
Екатеринбург
Православный христианин
Лучше бы ему, отложить подвиг, когда он среди людей, и оказать милость и любовь ближнему
И когда я говорю о молчании... это не значит что я говорю о бездеятельности... Просьбу другого человека очень часто нужно принимать за ПОСЛУШАНИЕ, если конечно это не противоречит заповедям Христовым.
 
Екатеринбург
Православный христианин
Ярослав! Мне кажется ваше "молчание" пока никакого отношения к подвигу не имеет. Это просто недостаток навыка сосредоточения в миру. Дело обычное. Со временем окружение перестает сбивать нас и не заставляет терять мысли.

Афанасий, простите, может я неправильно понял, дело не в том что я забываю в толпе о Боге или о духовной жизни в миру... А в том что каким-то нарушением я теряю молитвенный дух.
____________________
Бывают моменты, когда оно дается (молчание), и тогда надо его оберегать и хранить как можно дольше, пропадет — снова искать. //Митр. Антоний Сурожский "О внутреннем молчании"
 
Москва
Православный христианин
И не раз после того как я выгаваривал свои комментарии... я замечал что терял Христа... после чего находился в состоянии Богооставленности.
Если то, что мы делаем, делаем ради Христа и исполнения Его заповедей, и делаем в Его духе, то мы не теряем Его даров, и такого состояния не наступает. Если же мы теряем благодать, то надо искать, вспоминать, где и в чём согрешили. Господь ждёт покаяния.
Вообще, молчание прекрасно. Но только тогда, когда оно - не в ущерб любви. Святые отцы говорили, что любовь выше молитвы, и давали наставления своим ученикам: если к тебе придёт брат, кода ты молишься, прерви молитву и утешь брата :).
 
Екатеринбург
Православный христианин
Всем наверняка известно о таком явлении в чатах, в форумах, как СПАМ... это же явление есть и в духовной жизни... вопрос в том как на него реагировать, когда это проявляется в любителях поболтать о том, о сем - в твоих знакомых, друзьях и близких...

Ведь не всегда возможно разьяснится со своим ближним, когда пребываешь в детской простоте молитвенного духа...
 
Москва
Православный христианин
Афанасий, простите, может я неправильно понял, дело не в том что я забываю в толпе о Боге или о духовной жизни в миру... А в том что каким-то нарушением я теряю молитвенный дух.
____________________
Бывают моменты, когда оно дается (молчание), и тогда надо его оберегать и хранить как можно дольше, пропадет — снова искать. //Митр. Антоний Сурожский "О внутреннем молчании"
:)Я пожалуй помолчу.:D
 
Екатеринбург
Православный христианин
ПРОСТО НА ПОДУМАТЬ
Человек... который опытно познает сладость безмолвия в своей келлии, избегает встречи с ближним не потому, что пренебрегает им, но ради того плода, какой пожинает от безмолвия. Почему авва Арсений предавался бегству, а не останавливался, встречая кого-либо? И если авва Феодор встречал кого, то встреча его была, как удар меча, никому не говорил он приветствия, когда находился вне своей келлии. А святой Арсений не приветствовал даже и приходящего к нему с приветствием. Один раз некто из отцов пришел к нему, и авва Арсений отворил дверь, думая, что это его служитель. Но когда увидел пришедшего, пал ниц. Тот долго умолял его встать и уверял, что примет благословение и уйдет. Но святой сказал: "Не встану, пока не уйдешь". И не встал, пока тот не ушел. И делал блаженный это для того, чтобы они снова не возвратились к нему, если он однажды подаст им руку.
...И авва Макарий укорил его исполненной любви укоризной: "Что ты бегаешь от нас"? Старец же представил ему чудное и достойное похвалы оправдание: "Богу известно, что люблю вас; но не могу быть вместе и с Богом и с людьми". И этому чудному ведению он научен не кем иным, но Божиим гласом. Ибо сказано было ему: "Арсений, избегай людей и спасешься".
Поэтому если Бог повелевает нам избегать всех и так любить безмолвие, когда пребывают в нем любящие Его, кто станет выставлять на вид какие-либо предлоги к тому, чтобы пребывать в собеседовании и сближении с людьми? Если Антонию и Арсению были полезны бегство и осторожность, насколько же полезнее они немощным? И если тех, в слове, и в лицезрении, и в помощи которых нуждался весь мир, Бог больше почтил за безмолвие, чем за помощь всему братству, лучше же сказать, всему человечеству, то насколько же безмолвие нужно тому, кто не в состоянии охранять себя? (55, 119-121). Преподобный Исаак Сирин

Хм)... вспоминаются слова Спасителя «никого на дороге не приветствуйте» (Лк.10:4).
 
Москва
Крещён в Православии
Все сии мужи были монахами, у мирянина же другой чин и другой устав жизни. Безмолвие в миру невозможно, но воздержание возможно от пусто- и много- словия, от неблагоприятного общения под благовидным поводом.
- Простите, я бы с удовольствием с вами поговорил, но мне надо идти / или работать, /или выполнить какое-то действие./
И всё! Вопросов и претензий у человека не будет. А если вы, например, праздно сидели на кухне за столом, вошла жена и захотела с вами поговорить, а вы ей скажите: "Прости, дорогая, мне сейчас некогда". То, конечно же, она обидеться, потому что жена, дети, родители имеет право на наше внимание и любовь или, во всяком случае, нуждаются в них. Особенно, если вам жена щи варит, вещи стирает и всячески заботится о вас, а вы будете в ответ упражняться в безмолвии и досадовать на нее, что она вам докучает какими-то там вопросами или рассказами, то это будет не безмолвие, а эгоизм, прикрытый мечтательностью о себе, как достохвальном молчальнике.
У мирянина есть послушание - оказывать любовь ближним, терпеть их немощи и служить им, как и Христос послужил нам.
 
Екатеринбург
Православный христианин
Все сии мужи были монахами, у мирянина же другой чин и другой устав жизни. Безмолвие в миру невозможно, но воздержание возможно от пусто- и много- словия, от неблагоприятного общения под благовидным поводом.
Митрополит Антоний Сурожский так не считает. Да и не только он.
____________
Это жажда не является свойством только монаха или пустынника, она в природе всех христиан, свидетельствует преп. Петр Дамаскин, двумя столетиями раньше Симеона Богослова. «Это подвиг,— говорит он,- который необходим всем христианам, в той или иной мере. Без него невозможно обретение духовного знания и смиренномудрия; тем, которые ищут его, открываются сокровенные тайны Божественного Писания и всего творения». Без молитвенного безмолвия,— утверждает тот же святитель,— мы не можем очиститься, познать собственную немощь и бесовское лукавство; без него мы не в состоянии понять силу Божию и Промысл в Словах Божиих, которые читаем или поем.

Особенно, если вам жена щи варит, вещи стирает и всячески заботится о вас, а вы будете в ответ упражняться в безмолвии и досадовать на нее, что она вам докучает какими-то там вопросами или рассказами, то это будет не безмолвие, а эгоизм, прикрытый мечтательностью о себе, как достохвальном молчальнике.
Всякий гнев, досадование или осуждение тутже уничтожает Молчание.
Молчание отрицает всякое рассматривание себя со стороны, всякое внутреннее обсуждение.

Молчание - это прежде всего вслушивание. Оно не предполагает отвержение человека. Были случаи, когда пребывая в этом состоянии, ко мне подходили люди и выкладывали мне свои переживания, свою боль... им необходимо было чтобы их выслушали - в этом я не вижу никакой ПРАЗДНОСТИ.

А бывали случаи, когда мои знакомые от скуки "сидя на скамеечке и помахивая ножками" ловили меня и интересовались моей жизнью. Ну не будешь же им выкладывать свою внутреннюю жизнь по вере - это слишком интимно, да и врятли они поймут (это ведь можно почувствовать) и в то же время не будешь же ты лукавить, выбирать двусмысленные слова. Вот такие же искушения бывают. И вот как быть?
 
Москва
Православный христианин
Всякий гнев, досадование или осуждение тутже уничтожает Молчание.
Итак гнев, досадование или осуждение внутри нас. Значит это наша забота.
Ничего иного как приобретать навык предстоять перед Богом в любых ситуациях нам не остается.
У Феофана Затворника есть: "О непрестанной молитве".
 
Никакая добродетель: пост,молчание,молитва.милостыня не должна быть ПЕРВЕНСТВУЮЩЕЙ и основной.Пусть будет, как Святые говорят,святая симфония - все добродетели сии на фундаменте ВЕРЫ,СМИРЕННОМУДРИЯ И РАССУЖДЕНИЯ.
Тогда мы будем безопасны и в молитве и в молчании.
Все надо делать "с рассуждением", а рассуждение подается только духовным людям.
Это может быть и Священник, Старец или опытный в дух.брани мирской человек.
Молчание собирает дух молитвенный, а словеса расточают его...
Бог в помощь на все благое!
 
Екатеринбург
Православный христианин
От монаха требуется: отречение от мира, послушание или жизнь не по своей воле и безмолвие, или стремление быть в сердце своем наедине с Богом. Но разве не требуется то же самое и от светского человека? Рассмотрим, для чего инок удаляется в монастырь или пустыню? Для того чтобы избежать соблазнов, чтобы было легче следить за собой, для борьбы со страстями, чтобы пребывать в молитве и учиться простой, суровой жизни. Но разве светские люди не обязаны так устраивать свою жизнь, чтобы им можно было избегать соблазнов, опасных сообществ, безнравственных зрелищ, пустых разговоров, чтобы они могли посещать храмы, исполнять молитвенные правила, бороться со своими страстями? И светский христианин должен ради спасения отречься от пагубного, развращенного мира, погибающего в гордости, самолюбии, сребролюбии и забвении заповедей Божиих. А кто оставляет греховную жизнь и борется со своими страстями, тот делает то же, что монах, расстающийся с миром и поступающий в обитель.

Почему монахи-подвижники стремятся приобрести совершенное послушание и для этого отдаются в волю настоятелей, старцев и руководителей? Потому что иначе нельзя выучиться исполнять заповеди Божии. Но разве послушание и исполнение заповедей Божиих не одинаково обязательно мирянам? Чтобы выучиться этому, светские люди должны себя отдать в волю своих духовных отцов.

Наконец, должны ли миряне безмолвствовать? Конечно, нет, ответят многие. Но я не говорю о наружном безмолвии, ибо и монахи трудятся в монастыре, исполняют разные обязанности, служат и помогают светским людям, а следовательно, не безмолвствуют. Существует другое безмолвие, которое необходимо как монаху, так и светскому человеку: это безмолвие внутреннее, т. е. стремление быть в своем сердце наедине с Богом. При этом человек углубляется в самого себя, разбирается в своих мыслях и действиях, пребывает в непрестанной молитве и памятовании о Боге. По апостольскому слову, мы все должны непрестанно лицезреть сердечными очами Христа Спасителя, т. е. везде: в доме, на улице, в постели, во время работы и отдыха, и учиться у Него смирению, любви, терпению и покорности. Кто так живет, тот безмолвник и пустынник, хотя и пребывает в миру (по епископу Феофану (Говорову)).


(с) Cвщмч. Серафим (Чичагов)
 
Воронеж
Православный христианин
Но разве послушание и исполнение заповедей Божиих не одинаково обязательно мирянам? Чтобы выучиться этому, светские люди должны себя отдать в волю своих духовных отцов.
Думаю не обязательно. К примеру мой духовник сказал мне, что руководить духовно мной не может т.к. у него нет опыта, а на счёт совета и проч. пожалуйста. И если я хочу, то можно искать руководителя, но я не хочу. И как это будет сочетаться с семьёй и работой? Имею в виду послушание. Это приемлемо, если человек живёт как монах в миру. Тогда конечно да, всё возможно. Всему своё время.
 
Екатеринбург
Православный христианин
Без отречения своей воли невозможно стяжать Духа Святаго... Послушание нужно понимать в широком смысле. Святой Иоанн Карпафский пишет, что "Бог хочет, чтобы человек был спасаем через человек". Бог возвещает Свою волю нам через ближнего: через начальника, учителя, родителя, старших нам лиц, просто даже через друзей, важно научиться при этом "слушать": слушать своего ближнего и вслушаться в своё сердце, необходимо иметь долгий навык различения сердечных "вкусов" чтобы безошибочно различать Волю Божию, тут надо с рассуждением подходить, с критикой... Иногда Воля Божия проявляетса совсем очевидно, знаете есть такое выражение "сердце ёкнуло" =).

"Из обстоятельств жизни высматривайте Волю Божию."
(с) Прп. Варсонофий Великий

Все, хотящие познать волю Господню, должны прежде умертвить в себе волю собственную; и, помолившись Богу, с верою и нелукавою простотою вопрошать отцов и братий в смирении сердца и без всякого сомнения в помысле и принимать советы их как из уст Божиих, хотя бы оные и противны были собственному их разуму и хотя бы вопрошаемые были не весьма духовны. Ибо не неправеден Бог и не попустит, чтобы прельстились те души, которые с верою и незлобием смиренно покорили себя совету и суду ближнего; потому хотя бы вопрошаемые и не имели духовного разума, но есть глаголющий через них Невещественный и Невидимый. Многого смиренномудрия исполнены те, которые руководствуются сим правилом несомненно; ибо если некто во псалтири отверзал ганание свое (ср.: Пс. 48: 5) (то есть таинственный смысл притчей), то сколько, думаете, провещание словесного ума и разумной души превосходнее провещания бездушных звуков.
ПРЕПОДОБНЫЙ ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК "ЛЕСТВИЦА"
 
Сверху