Каким образом люди запоминали учение Христа в древние времена?

Крещён в Православии
Размышляя на эту тему, задумался - как необразованные,порой порабощенные и униженные люди смогли так однозначно трактовать учение Христа?Ведь апостолы не будили их по утрам проповедью, не сопровождали весь день напутственными словами....Человек - фактически раб, по современным меркам,трудился до изнурения.Много после такого труда запомнится?Да еще и безграмотность повальная.И в храм зайти времени ,увы, не было.Книги передавали учение из века в век,но были ли они доступными для неграмотного,простого народа?
Уточню - я не спрашиваю,как умудрилось дойти до наших дней учение Христа.С этим вопросов нет.Я лишь о том,как на умы забитых и неграмотных людей это учение подействовало?Или училась лишь грамотная верхушка,а остальным ничего не оставалось,как жить в неведении?
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
.Я лишь о том,как на умы забитых и неграмотных людей это учение подействовало?Или училась лишь грамотная верхушка,а остальным ничего не оставалось,как жить в неведении?
Григорий, верхушка была посрамлена) Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых
От Бога давалось им (апостолам) всё. Ибо в тот час «не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас».
Можно посмотреть толкование на 1 Кор. 1:26
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Размышляя на эту тему, задумался - как необразованные,порой порабощенные и униженные люди смогли так однозначно трактовать учение Христа?Ведь апостолы не будили их по утрам проповедью, не сопровождали весь день напутственными словами....Человек - фактически раб, по современным меркам,трудился до изнурения.Много после такого труда запомнится?Да еще и безграмотность повальная.И в храм зайти времени ,увы, не было.Книги передавали учение из века в век,но были ли они доступными для неграмотного,простого народа?
Уточню - я не спрашиваю,как умудрилось дойти до наших дней учение Христа.С этим вопросов нет.Я лишь о том,как на умы забитых и неграмотных людей это учение подействовало?Или училась лишь грамотная верхушка,а остальным ничего не оставалось,как жить в неведении?
Предание!
У людей безграмотных и простых очень хорошо развита память. Известны много случаев, когда люди запоминали целые главы Святого Писания на зная ни буквы.
У арабов, люди запоминали высказывания пророка целыми наизусть и из рода в род передавались имена этих людей ( кто, чей сын, из какой местности) И таких вот ( аятов?) известно более миллиона.
У ранних христиан было то же самое.
Да и как иначе. Каким бы забитым и уставшим не был человек, но слова Жизни попадали ему в самое сердце, где он и сохранял их, как важнейшую драгоценность. Разве мог он упустить что -то?
До написания Евангелия было множество таких преданий проповеди Христа, которые передавались из уст в уста. И это были надежные источники, потому как разные люди говорили об одних и тех же событиях. Евангелисты Матфей, Марк, Лука и Иоанн записали только некоторую часть известного им о Христе. Если бы записать все что известно то это был бы огромный труд.
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Культура устной речи была достаточно высока. "С голоса" гонцы передавали приказы и донесения довольно большого объема, не добавив и не убавив ни одного слова. Умение запомнить и воспроизвести "с голоса" во многом зависит и от индивидуальных особенностей. Примерно четверть - пятая часть людей и сейчас, во времена повальной письменной грамотности, лучше запоминают на слух (очень грубо можно сказать, что мы все делимся на аудиалов, визуаов и кинестетиков).
И святые слова, как правильно уже написали братья, запоминаются на слух очень хорошо. Я сама никак не могла выучить с листа Символ веры, хотя у меня в основном развита зрительная память, но, бывая в храме, быстро запомнила эти слова со слуха, что лично для меня не так характерно.

Историки Русской Церкви пишут о беде средневековья - массовой неграмотности русских священников. Однако эти люди служили, потому что знали порядок службы "с голоса".

Иван Бунин в воспоминаниях пишет, что к ним в барский дом приходила нищая странница, которая наизусть знала весь Псалтирь. Игуменья Таисия Леушинская, память которой празднуем сегодня, тогда еще будучи девочкой Марией - воспитанницей женского закрытого института - выучила все Евангелие наизусть.
 
Крещён в Православии
Размышляя на эту тему, задумался - как необразованные,порой порабощенные и униженные люди смогли так однозначно трактовать учение Христа?Ведь апостолы не будили их по утрам проповедью, не сопровождали весь день напутственными словами.
Больше печалит другое. Почему-то принято говорить, что учение Христа пришло к нам в неизменном виде. То же самое слышал в лекциях батюшек о Библии в целом.
Но ведь апокрифов выше крыши. Про Ветхий Завет -даже трудно сосчитать его версии, где какая книга считается канонической а где неканонической или "маловажной".
В Новый Завет вошли 4 евангелия. Сколько евангелий не вошло и считаются апокрифическими ? Около 50 ! Пятидесяти ! Всегда ли люди, принимавшие решения о каноничности или неканоничности той или иной книги Нового или Ветхого Заветов обладали нужной праведностью и святостью для принятия такого решения ? :(
 
Крещён в Православии
Григорий, верхушка была посрамлена) Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых
От Бога давалось им (апостолам) всё. Ибо в тот час «не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас».
Можно посмотреть толкование на 1 Кор. 1:26
Ничего не понял.А можно своими словами?
 
Православный христианин
Простите Григорий, это моя беда, мало того, что неискусен в слове, я ещё неправильно понял посыл вашей темы.
 
Крещён в Православии
Простите Григорий, это моя беда, мало того, что неискусен в слове, я ещё неправильно понял посыл вашей темы.
Вячеслав, скромность - добродетель. :)
попадали ему в самое сердце, где он и сохранял их, как важнейшую драгоценность. Разве мог он упустить что -то?
До написания Евангелия было множество таких преданий проповеди Христа, которые передавались из уст в уста. И это были надежные источники, потому как разные люди говорили об одних и тех же событиях. Евангелисты Матфей, Марк, Лука и Иоанн записали только некоторую часть известного им о Христе. Если бы записать все что известно то это был бы огромный труд.
В древних преданиях очень много противоречий.
Что же до Нового Завета, мне искренне непонятно другое. Господь явился и сотворил множество чудес при многих тысячах людей, судя по нему.
Но детальные и более-менее непротиворечивые свидетельства у нас есть только от Апостолов. Т.е. от людей, которые общались между собой, прежде чем написать. А где свидетельства от других людей ? Их же были тысячи, бывало что население целых городов видело чудо. Неужели ничего не сохранилось ?
 
Православный христианин
Феофан, читая ваш комментарий-вопрос мне вспомнилась одна заметка о том, что в Риме, в одной из библиотек, найден неоспоримо правдивый манускрипт,имеющий большую историческую ценность. Это письмо, которое Публий Лентул, управляющий Иудеей до Понтия Пилата, писал властителю Рима Цезарю. В нем сообщалось об Иисусе Христе. Письмо на латинском языке и написано в те годы, когда Иисус впервые учил народ.

Содержание письма: "Управляющий Иудеей Публий Лентул римскому Цезарю. Я слышал, о Цезарь, что ты хотел бы знать о добродетельном муже, который наречен Иисусом Христом и на которого народ взирает как на пророка, как на Бога, и о ком Его ученики говорят, что он Сын Божий, Сын Создателя Неба и Земли. Истинно, Цезарь, ежедневно слышу об этом муже чудные вещи. Коротко говоря: Он повелевает мертвым вставать и излечивает больных. Он средне о роста, на взгляд - Он добрый и благородный, что выражается и в его лице, так как при виде Его, нехотя должны почувствовать, что Его надо любить и почитать. Его волосы до ушей имеют цвет готовых орехов и оттуда до плеч светящийся светло-коричневый цвет; посередине головы пробор обычаю назареев. Лоб гладкий, лицо без морщин и чистое. Его борода цвета волос, вьющаяся и так как не длинная, то в середине разделена. Взгляд строгий и имеет силу солнечного луча; никто не имеет силы пристально взглянуть в них. Когда Он упрекает, Он порождает страх, но только что сделав укор, Он Сам плачет. Хотя Он очень строг, но и очень добр и милый. Говорят, что Его никогда не видали смеясь, а несколько раз Его видели плачущим. Его руки красивы и одухотворены и выразительны. Всю Его речь считают приятной и привлекательной. Его редко видят в людях, но когда Он появляется, Он среди них выступает смиренно. Его выдержка, осанка очень благородна, Он красив. При этом Его мать самая красивая женщина, какую когда либо видели в этом округе.

Если ты хочешь Его видеть, о Цезарь, как ты мне однажды писал, то извести меня об этом, и я сейчас пошлю Его к тебе. Хотя Он никогда не занимался, Он все же обладает полнотою Знаний; Он ходит босиком и непокрытой головой. Многие насмехаются, когда видят Его издали. Но как только те находятся вблизи Его, они дрожат перед Ним и одновременно восхищаются Им.
Говорят, что в этом округе, никогда еще не видели такого человека. Евреи уверяют, что еще никогда не было услышано такое учение, каким является Учение Его. Многие из них говорят, что Он - Бог, другие говорят, что Он твой враг, о Цезарь!
Эти злоумышленники-евреи меня, безусловно, обременяют. Говорят также, что Он никогда не поднимал беспорядка и волнений, но всегда старался всех успокоить.
Во всяком случае я готов, о Цезарь, выполнять каждый твой приказ, который ты дашь мне в связи с Ним."
Иерусалим, 7 индикта, 11 месяца Публий Лентул, управляющий Иудеей.
19601290_1935386463350947_6242095106232748118_n.jpg
 
Крещён в Православии
Вячеслав, мир Вам!
Проблема в том, что не все могут, как Вы, всё принимать за правду.
Вот правда о Вашем "неоспоримо правдивом манускрипте"

Публий Лентул — имя римского сенатора, к которому было прислано из Иерусалима одной римлянкой описание личности и изображение лика Иисуса Христа. Это письмо, циркулирующее между благочестивыми простыми людьми всех стран в рукописях и печатных изданиях, в первый раз было издано в собрании сочинений Ансельма Кентерберийского, а потом воспроизведено в магдебургских центуриях. Оно признается апокрифом.

По историческим источникам, личность Публия Лентула совершенно неизвестна: письмо наполнено библейскими выражениями, которыми едва ли могла говорить римлянка-язычница. Предполагают, что это письмо к Публию Лентулу есть вариация подобного же сочинения, обращавшегося в Греции в XIV веке и приписываемого перу известного церковного историка Каллиста Ксанфопула Никифора.

Т.е. текст апокрифа уже наши с Вами современники переврали еще пару раз, по сравнению с оригинальным апокрифом. Это якобы "подлинное" письмо писал не мифический Публий, а писали ему. Что увы, ситуацию никак не улучшает, потому что такого человека не существовало. Да и стиль письма явно указывает на новодел. А еще лет через двадацать скажут, что это сам Иисус писал.
В общем, коротко говоря - это фейк.

А картинка Вами приложенная - облагороженное и раскрашенное изображение "лика Иисуса" с известной всему миру Туринской плащаницы.
К сожалению, радиоуглеродным анализом тремя независимыми лабораториями был определен возраст плащаницы- между 1275 и 1381 гг.
Т.е. она тоже, к большому сожалению - фейк.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Феофан, Если фейк, то он мне по сердцу)
Вот я об этом и говорю. Если плевать на подлинность того, чему веришь, это ничем не отличается от поведения любого сектанта.
 
Казахстан. Семей
Православный христианин
Вот я об этом и говорю. Если плевать на подлинность того, чему веришь, это ничем не отличается от поведения любого сектанта.
Будете исследовать подлинность Евангелия?
Я всё же предпочитаю верить Церкви в этом вопросе. Ей 2000 лет уже.
 
Православный христианин
Вот я об этом и говорю. Если плевать на подлинность того, чему веришь, это ничем не отличается от поведения любого сектанта.

Откровение святого Иоанна Богослова (Апокалипсис)

Глава 22
13 Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний.
14 Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами.
15 А вне – псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду.
16 Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя.
17 И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берёт воду жизни даром.
18 И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей;
19 и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей.
20 Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!
21 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.

И это относится ко всему Евангелию!!!
 
Крещён в Православии
Будете исследовать подлинность Евангелия?
Я всё же предпочитаю верить Церкви в этом вопросе. Ей 2000 лет уже.
Предпочитаю формулировку :"верить в НУЖНОСТЬ Евангелие..Можно порой и сомневаться,было ли все именно так?Но сомневаться в том,как должно быть,исходя их Евангелие, не пристало.События давно минувших дней дошли до нас лишь с одной целью:принять Заповеди Христа как желания свои.Он не просто говорил умные и правильные вещи,он хотел научить человечество жить правильно.
 
Крещён в Православии
Будете исследовать подлинность Евангелия?
Я всё же предпочитаю верить Церкви в этом вопросе. Ей 2000 лет уже.
Подлинность Евангелия исследуют уже 2 тыс. лет и за эти 2 тыс. лет Евангелие претерпело существенные изменения. Почти все книги претерпели уточнения текста, какие-то книги целиком убирались как апокрифические. Получили ли мы в результате одно Евангелие ? К сожалению, нет.
У каждой конфессии немного своя "версия" Евангелия и уж точно у каждой своё толкование. К примеру, католиков и протестантов на планете в десятки раз больше, чем православных, и различия в трактовании у каждой конфессии достаточно принципиальны. И каждый называет свою конфессию - Церковь. Так где же правда и почему ? :(
18 И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей;
19 и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей.
И что дальше ? Это как-то может быть критерием истинности той или иной версии Евангелия ? Католические или протестантские книжники все струпьями и язвами изошли, а православные все здоровы как соколики ? А я вот намедни на православном форуме вообще прочитал, мол "рак - болезнь настоящих христиан". Комментировать это даже не буду.
Нет, скажете Вы, ведь речь идет о загробной жизни, это там у неправильно записывающих пророчества будут проблемы. Так Вам такую же историю любой сектант расскажет, например, что случится там, если Вы будете ихнего гуру обижать или деньги не принесете, да мало ли что можно рассказать, что будет там, это несложно. А вот как здесь отличить зерна от плевел ?
Предпочитаю формулировку :"верить в НУЖНОСТЬ Евангелие..Можно порой и сомневаться,было ли все именно так?
Григорий, мне тоже близка такая формулировка, но она недостаточно христианская, увы.
 
Казахстан. Семей
Православный христианин
Подлинность Евангелия исследуют уже 2 тыс. лет и за эти 2 тыс. лет Евангелие претерпело существенные изменения.
В Православной Церкви принято 4 Евангелия.

У каждой конфессии немного своя "версия" Евангелия и уж точно у каждой своё толкование.
Так выбирайте себе конфессию и придерживайтесь её установлений. И не будете сектантом. Будете членом конфессии.

И каждый называет свою конфессию - Церковь. Так где же правда и почему ? :(
Ищите и обрящете.
 
Крещён в Православии
В Православной Церкви принято 4 Евангелия.
Я что, где-то в этом сомневался ? :)
Вопрос не в том, что и где принято сейчас, а в том, как то, что принято сейчас видоизменялось на протяжении этих тысячелетий, и почему в до сих пор нет единого Евангелия.
Так выбирайте себе конфессию и придерживайтесь её установлений. И не будете сектантом. Будете членом конфессии.
Опять же. Я не нуждаюсь от Вас в советах, что мне выбирать и чего придерживаться. Не обижайтесь, ничего личного, просто сомневаюсь в Вашей компетентности в культурологии. Да и в соответствии с Православной традицией Ваш совет негодный- Вы мне что, предлагаете стать католиком или баптистом каким-нибудь ?
 
Казахстан. Семей
Православный христианин
Я что, где-то в этом сомневался ? :)
Вопрос не в том, что и где принято сейчас, а в том, как то, что принято сейчас видоизменялось на протяжении этих тысячелетий, и почему в до сих пор нет единого Евангелия.

Опять же. Я не нуждаюсь от Вас в советах, что мне выбирать и чего придерживаться. Не обижайтесь, ничего личного, просто сомневаюсь в Вашей компетентности в культурологии. Да и в соответствии с Православной традицией Ваш совет негодный- Вы мне что, предлагаете стать католиком или баптистом каким-нибудь ?

Да хоть кем-то надо стать для начала, чем нараскоряку стоять.
 
Интересующийся
Подлинность Евангелия исследуют уже 2 тыс. лет и за эти 2 тыс. лет Евангелие претерпело существенные изменения. Почти все книги претерпели уточнения текста, какие-то книги целиком убирались как апокрифические. Получили ли мы в результате одно Евангелие ? К сожалению, нет.
Феофан, рекомендую Вам книгу Барта Эрмана "КАК ИИСУС СТАЛ БОГОМ. Откуда взялись и как развивались представления о Христе, ставшие догмами". Книга написана профессиональным учёным-новозаветчиком. Вот ссылка: https://www.litmir.me/br/?b=558072&p=1
но советую приобрести в печатном виде, удобнее воспринимается. Освещены многие вопросы, о том как появились и видоизменились представления об Иисусе с первых веков христианства!
 
Сверху