Какую чашу предлагает Господь на Тайной вечере?

В евангелии от Матфея несколько раз упомянуто о чаше, которую Господь принимает от Отца и пьет её. Мф.20;22-23, 26;39 В этих фрагментах явно говорится о чаше не как о физическом предмете. Какую чашу предлагает Иисус Христос своим ученикам на Тайной вечере? Какую принял от Отца, или какую-то другую?
 
Дорогой Александр.
Под чашей в библейские времена, в переносном смысле, понимали замысел Господа. Причем чаще всего это был грозный замысел. Об этом мы находим указания у пророков, псалмопевца. Приведу, к примеру, две цитаты: «Ибо чаша в руке Господа, вино кипит в ней, полное смешения, и Он наливает из нее… (будут из нее) пить все нечестивые земли» (Псалом 74, 9).
Или из пророка Аввакума: «Ты пресытился стыдом вместо славы; пей же и ты… обратится и к тебе чаша десницы Господней и посрамление на славу твою» (Авв. 2, 16).
Можно сказать, что это чаша гнева, чаша суда. Вот об избавлении от этой чаши Христос и молит Отца: «Пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26, 39).
Но какой гнев у Отца Небесного на Христа?.. Никакого! Просто не забывайте, что гнев Господа воскипел на евреев. А Христос берет этот гнев на Себя.
Не будем углубляться в богословское обсуждение вопроса, кому и зачем это было нужно. Просто, если бы эта Жертва не была принесена, если бы Христос не показал современникам самим страшным фактом Своей смерти, что Он убил, уничтожил на кресте грехи человечества, едва ли они поверили бы, что Он зовет их к новой жизни. Апостол Павел много об этом размышляет. Христос, «истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас… взял его от среды и пригвоздил ко кресту» (Кол. 2, 14). Эта не совсем удобовразумительно переведенная фраза на самом деле содержит глубокий смысл.
Во-первых, в оригинале нет слова учением. Это избавляет нас от необходимости ломать голову: каким учением? проповедью Своей? но как Он мог проповедью истребить «бывшее о нас рукописание», то есть приговор, вынесенный нам Справедливым Богом?.. Всю фразу можно перевести так: Стерший расписку, которая была против нас, … Он пригвоздил ее к Кресту». То есть все грехи людей, грехи, которые свидетельствовали однозначно против народа и не оставляли им шанса на помилование, Христос пригвоздил к Кресту. Люди прощены, грехи стерты, уничтожены!

Ну, а чаша на Тайной вечери – это совсем другая чаша. Вы помните, что завет между Богом и людьми в древности скреплялся кровью. То есть кровь – важный атрибут завета, своего рода символ завета. И вот, давая чашу с красным вином, Спаситель «сказал: сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.» (1 Кор. 11, 25). Эта чаша с вином – знак, что между Богом и людьми заключен Новый Завет, договор о любви, дружбе и общении.

Ваш свящ. К.

L
 
Сверху