Канонизация царской семьи

Тема в разделе "Святые", создана пользователем Максимова Арина, 24 ноя 2006.

Статус темы:
Закрыта.
  1. Почему профессор Осипов был против канонизации царской семьи?
     
  2. администратор

    администратор Команда форума

    Православный христианин
    Потому, что таково было личное мнение профессора Осипова. А мнение протоиерея Георгия Митрофанова, который глубоко изучал этот вопрос противоположное. А диакон Андрей Кураев сказал, что после решения Архиерейского Собора о канонизации царской семьи прекращает критику по этому вопросу. Всё это говорит о том, что в Православии есть возможность открытого выражения своего мнения. Ответ же мы получим не из книг, а от людей. Если верующие будут молиться царственным страстотерпцам, примут таким образом решение Собора, то это станет главным аргументом в дискуссии...

    Интересны ответы прот. Георгия Митрофанова по этому вопросу:

    - Почему комиссия по канонизации сочла необходимым канонизировать Николая II и членов его семьи именно как страстотерпцев, а не мучеников? Не делается ли тут различия между последним императором, императрицей и их детьми? - Мученическая смерть предполагает для человека, который ее принимает, возможность через отречение спасти свою жизнь. И главным основанием гибели этого христианина является его вера. Государеву семью убивали именно как государеву семью. От них не требовали отречения от веры. Более того, даже если мы сможем представить такую несколько неблагочестивую картину, что если они отреклись от веры, это все равно не изменило бы их судьбу. Так что их смерть мученической названа быть не может. Тем более что и люди, которые их убивали, были достаточно секуляризованы по своему мировоззрению и воспринимали их прежде всего как символ ненавистной им императорской России. Для них не стояла проблема веры государевой семьи. Хотя, конечно, все эти люди были настроены антихристиански. Но в то же время обстоятельства гибели органично связывают царскую семью именно с удивительным типом святости, который впервые появился в Русской Церкви. Первые русские святые, канонизированные в Константинополе, были князьями — страстотерпцы Борис и Глеб, которых канонизировали так, как никого до них. У нас действительно среди убиенных государей выстраивается целая плеяда страстотерпцев-князей, например Михаил Черниговский, Михаил Тверской. Позже даже царевич Димитрий.
    - Комиссия сочла нужным не принимать во внимание неоднократно звучавшие обвинения в адрес Николая II в политических ошибках, повлекших за собой гибель большого количества людей и приведших в конце концов к падению Российской империи?
    - Во-первых, не надо связывать падение Российской империи с деятельностью одного государя. Великие империи не могут быть разрушены деятельностью одного конкретного человека. Как любой государственный деятель, как любой монарх, государь, естественно, вынужден был применять разные меры для исполнения своего гражданского государственного долга. Безгрешных государей не бывает. Элементы ошибочной политики можно найти и в действиях Бориса и Глеба — вместо того чтобы сопротивляться узурпатору Святополку, они отдались в его руки. Я хочу подчеркнуть, что Комиссия не пыталась ретушировать государственную деятельность, церковную политику императора Николая II. Мы пытались развенчать многие стереотипы, потому что образ его был достаточно демонизирован предшествующей марксистко-ленинской псевдонаучной исторической традицией. Но в то же время недостатки в его государственной деятельности и церковной политике были отмечены и, в частности, также подчеркнуто, что именно страстотерпческая кончина, а не государственная деятельность и церковная политика дает основание ставить вопрос о канонизации царской семьи. Это подчеркивалось определенно. В житии государственной деятельности и церковной политике Николая II дается достаточно лаконичная и сдержанная оценка. Мы не идеализируем государя. Святые не безгрешны. И в политике императора было немало недостатков.

    Вот ещё один комментарий о. Георгия Митрофанова:

    ...один из вопросов, который я получил: а как же семья царя-мученика Николая Второго, может ли она быть примером христианской семьи? Ну вот уже в самой формулировке есть ряд нюансов выразительных: не царь-мученик, а царь-страстотерпец, а коль скоро страстотерпец, то прославлен за безвинную кончину, принятую с христианским смирением, и поэтому, если мы хотим видеть в семье Государя пример для подражания, так вот это пример того, как нужно принимать безвинную смерть, а не пример того, как нужно строить семейную жизнь.
    Вот видите, как интересно: прославленный Государь вместе с членами своей семьи сразу начинает восприниматься как пример во всем. Отсюда начинаются вопросы: а как же его почитать, если он курил? Значит, нам нужно тоже курить, раз он был святой? И нужно строить семью так же, как он строил, раз он святой? А что же в нем было хорошо?
    А хорошо в нем было то, что составляет половину его жития, принятого нашей Церковью, – это описание пребывания его в заключении вместе со своей семьей. И вот это осмысление всей семьей грозящей им смерти... Они не сразу понимают, что смерть им грозит, потом стали понимать. Вот эта динамика их духовного переживания – вот что главное. Поэтому рассматривать царскую семью как пример христианской семьи не приходится, хотя это была в общем хорошая семья, состоявшаяся. Состоявшаяся хотя бы потому, что жена умнее, сильнее, ярче, чем муж, и вместе с тем это счастливая семья.
     
  3. Спасибо за ответ.
     
  4. Всё вроде правильно, но у меня рука не поднимется помолиться возле иконы Николая 2. Кровавое воскресенье было, стреляли в безоружных людей, несущих иконы, даже если и не по его приказу, то с его молчаливого согласия. Это реальный факт. Чем он лучше своих палачей? Они хоть не верующие были. Насилие порождает насилие, кровь – кровь. Не было бы одного, не известно, было бы другое. Хотя как человека, жалко его.
     
  5. Любовь

    Любовь

    Москва
    Крещён в Православии
    Здрасте, Игорь, приехали. :mad:
    Вы что, кроме красных учебников не читали ничего больше? Вы по-прежнему убийцам царя верите больше, чем Церкви??? Нет слов
     
  6. Елена.

    Елена.

    Красногорск
    Православный христианин
    Царь Николай II взял на себя грехи русского народа ценой своей жизни и жизни своих близких,иначе ему(народу)следовало понести многие скорби от Господа.Это был его свободный выбор.Молитесь,дорогой Игорь Анатольевич,Он пожертвовал собой за всех нас.
     
  7. Козлов Дмитрий

    Козлов Дмитрий

    Нижний Новгород
    Православный христианин
    Игорь, вот здесь:
    http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/jan1905.htm
    Можно ознакомиться с петицией "мирной" демонстрации. Особенно обратите внимание на политические требования и некоторые предлагаемые меры против "невежества (!!) и бесправия русского народа".
    Можно только удивляться сдерженности власти. Попытки увещевания организаторов незаконной ( а в Российской Империи любая политическая демонстрация была незаконной) акции предпринимались на протяжении нескольких дней, да и когда толпы двигались к центру предпринималось не мало попыток, и не всегда безуспешных, убедить рабочих разойтись. В безвыходной ситуации войскам пришлось дать несколько залпов В ВОЗДУХ.
     
    Последнее редактирование: 19 июл 2008
  8. Афанасий

    Афанасий

    Москва
    Православный христианин
    Со временем это пройдет. Мне тоже сначала не по себе было. Потом понял, что это пример данный Богом.
     
  9. Мазанович Наталья Александровна

    Мазанович Наталья Александровна

    Москва
    Православный христианин
  10. Здравствуйте все кто ответил. Кроме красных учебников на эту тему я больше ни чего не читал, но не так давно смотрел что-то типа журналистского расследования. Спасибо Дмитрию за ссылку, обязательно прочту.
    А вот с Еленой Николаевной не согласен.
    Царь Николай II взял на себя грехи русского народа ценой своей жизни и жизни своих близких, иначе ему (народу) следовало понести многие скорби от Господа. Это был его свободный выбор. Молитесь, дорогой Игорь Анатольевич. Он пожертвовал собой за всех нас.
    Думаю, что царь ответил за свои грехи, и за грехи своих предков, а русский народ, в последствии, за свои и довольно не слабо, если вспомнить гражданскую, сталинский террор и вторую мировую. Делать из Николая 2 спасителя №2 тоже не стоит, и, насколько мне известно, такая позиция не соответствует мнению церкви.
    Церкви я верю, но хочу разобраться в этом вопросе.
     
  11. Ссылка к сожалению не открывается.
     
  12. Козлов Дмитрий

    Козлов Дмитрий

    Нижний Новгород
    Православный христианин
    Вот текст петиции:
    Петиция рабочих и жителей Петербурга
    для подачи Николаю II
    9 января 1905 г.


    Выверено по изданию: Государство российское: власть иобщество. С древнейших времен до наших дней. Сборник документов.Под ред. Ю.С.Кукушкина. М., Изд-во Моск. университета, 1996. СТР. Государь! 251 Мы, рабочие и жители города С.-Петербурга разных сословий,наши жены, и дети, и беспомощные старцы-родители, пришли к тебе,государь, искать правды и защиты. Мы обнищали, нас угнетают,обременяют непосильным трудом, над нами надругаются, в нас непризнают людей, к нам относятся как к рабам, которые должнытерпеть свою горькую участь и молчать. Мы и терпели, но настолкают все дальше в омут нищеты, бесправия и невежества, насдушат деспотизм и произвол, и мы задыхаемся. Нет больше сил,государь. Настал предел терпению. Для нас пришел тот страшныймомент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук. И вот мы бросили работу и заявили нашим хозяевам, что неначнем работать, пока они не исполнят наших требований. Мы немногого просили, мы желали только того, без чего не жизнь, акаторга, вечная мука. Первая наша просьба была, чтобы нашихозяева вместе с нами обсудили наши нужды. Но в этом намотказали, – нам отказали в праве говорить о наших нуждах, чтотакого права за нами не признает закон. Незаконны также оказалисьнаши просьбы: уменьшить число рабочих часов до 8 в день;устанавливать цену на нашу работу вместе с нами и с нашегосогласия; рассматривать наши недоразумения с низшейадминистрацией заводов; увеличить чернорабочим и женщинам платуза их труд до 1 руб. в день; отменить сверхурочные работы; лечитьнас внимательно и без оскорблений; устроить мастерские так, чтобыв них можно было работать, а не находить там смерть от страшныхсквозняков, дождя и снега. Все оказалось, по мнению наших хозяев и фабрично-заводской 252администрации, противозаконно, всякая наша просьба –преступление, а наше желание улучшить наше положение – дерзость,оскорбительная для них. Государь, нас здесь многие тысячи, и все это люди только повиду, только по наружности, – в действительности же за нами,равно как и за всем русским народом, не признают ни одногочеловеческого права, ни даже права говорить, думать, собираться,обсуждать нужды, принимать меры к улучшению нашего положения. Наспоработили, и поработили под покровительством твоих чиновников, сих помощью, при их содействии. Всякого из нас, кто осмелится поднять голос в защитуинтересов рабочего класса и народа, бросают в тюрьму, отправляютв ссылку. Карают, как за преступление, за доброе сердце, заотзывчивую душу. Пожалеть забитого, бесправного, измученногочеловека – значит совершить тяжкое преступление. Весь народрабочий и крестьяне отданы на произвол чиновничьегоправительства, состоящего из казнокрадов и грабителей, совершенноне только не заботящегося об интересах народа, но попирающего этиинтересы. Чиновничье правительство довело страну до полногоразорения, навлекло на нее позорную войну и все дальше и дальшеведет Россию к гибели. Мы, рабочие и народ, не имеем никакогоголоса в расходовании взимаемых с нас огромных поборов. Мы дажене знаем, куда и на что деньги, собираемые с обнищавшего народа,уходят. Народ лишен возможности выражать свои желания,требования, участвовать в установлении налогов и расходовании их.Рабочие лишены возможности организовываться в союзы для защитысвоих интересов. Государь! Разве это согласно с божескими законами, милостьюкоторых ты царствуешь? И разве можно жить при таких законах? Нелучше ли умереть, – умереть всем нам, трудящимся людям всейРоссии? Пусть живут и наслаждаются капиталисты – эксплуататорырабочего класса и чиновники – казнокрады и грабители русскогонарода. Вот, что стоит перед нами, государь, и это-то нас исобрало к стенам твоего дворца. Тут мы ищем последнего спасения.Не откажи в помощи твоему народу, выведи его из могилы бесправия,нищеты и невежества, дай ему возможность самому вершить своюсудьбу, сбрось с него невыносимый гнет чиновников. Разрушь стенумежду тобой и твоим народом, и пусть он правит страной вместе стобой. Ведь ты поставлен на счастье народу, а это счастьечиновники вырывают у нас из рук, к нам оно не доходит, мыполучаем только горе и унижение. Взгляни без гнева, внимательнона наши просьбы: они направлены не ко злу, а к добру, как длянас, так и для тебя, государь! Не дерзость в нас говорит, асознание необходимости выхода из невыносимого для всех положения.Россия слишком велика, нужды ее слишком многообразны имногочисленны, чтобы одни чиновники могли управлять ею. 253Необходимо народное представительство, необходимо, чтобы самнарод помогал себе и управлял собой. Ведь ему только и известныистинные его нужды. Не отталкивай его помощь, повели немедленно,сейчас же призвать представителей земли русской от всех классов,от всех сословий, представителей и от рабочих. Пусть тут будет икапиталист, и рабочий, и чиновник, и священник, и доктор, иучитель, – пусть все, кто бы они ни были, изберут своихпредставителей. Пусть каждый будет равен и свободен в правеизбрания, – и для этого повели, чтобы выборы в Учредительноесобрание происходили при условии всеобщей, тайной и равной подачиголосов. Это самая главная наша просьба, в ней и на ней зиждется все,это главный и единственный пластырь для наших больных ран, безкоторого эти раны сильно будут сочиться и быстро двигать нас ксмерти. Но одна мера все же не может залечить наших ран. Необходимыеще и другие, и мы прямо и открыто, как отцу, говорим тебе,госудаоь, о них от лица всего трудящегося класса России. Необходимы: I. Меры против невежества и бесправия русского народа. 1) Немедленное освобождение и возвращение всех пострадавшихза политические и религиозные убеждения, за стачки и крестьянскиебеспорядки. 2) Немедленное объявление свободы и неприкосновенностиличности, свободы слова, печати, свободы собраний, свободысовести в деле религии. 3) Общее и обязательное народное образование нагосударственный счет. 4) Ответственность министров перед народом и гарантиизаконности правления. 5) Равенство перед законом всех без исключения. 6) Отделение церкви от государства. II. Меры против нищеты народной. 1) Отмена косвенных налогов и замена их прямым прогрессивнымподоходным налогом. 2) Отмена выкупных платежей, дешевый кредит и постепеннаяпередача земли народу. 3) Исполнение заказов военного морского ведомства должнобыть в России, а не за границей. 4) Прекращение войны по воле народа. III. Меры против гнета капитала над трудом. 1) Отмена института фабричных инспекторов. 2) Учреждение при заводах и фабриках постоянных комиссийвыборных от рабочих, которые совместно с администрацией разбиралибы все претензии отдельных рабочих. Увольнение рабочего не может 254состояться иначе, как с постановления этой комиссии. 3) Свобода потребительно-производственных и профессиональныхрабочих союзов – немедленно. 4) 8-часовой рабочий день и нормировка сверхурочных работ. 5) Свобода борьбы труда с капиталом – немедленно. 6) Нормальная заработная плата – немедленно. 7) Непременное участие представителей рабочих классов ввыработке законопроекта о государственном страховании рабочих –немедленно. Вот, государь, наши главные нужды, с которыми мы пришли ктебе; лишь при удовлетворении их возможно освобождение нашейРодины от рабства и нищеты, возможно ее процветание, возможнорабочим организоваться для защиты своих интересов от наглойэксплуатации капиталистов и грабящего и душащего народчиновничьего правительства. Повели и поклянись исполнить их, и тысделаешь Россию и счастливой и славной, а имя твое запечатлеешь всердцах наших и наших потомков на вечные времена, а не повелишь,не отзовешься на нашу мольбу, – мы умрем здесь, на этой площади,перед твоим дворцом. Нам некуда больше идти и незачем. У настолько два пути: или к свободе и счастью, или в могилу...
     
  13. Любовь

    Любовь

    Москва
    Крещён в Православии
    Попробывали бы они сегодня такое написать или большевикам пожаловаться, как их на Волге голодом уморили и на тот свет свели.
    От того и кровь реками лилась в 20 веке, что от "добра добра не ищут". У крестьян земля была и их хозяйства подчас были богаче, чем помещечьи. Пришли большевики и устроили продразверстку, увели весь скот, вывезли все зерно. У рабочих на производстве тоже были не плохие деньги, так что некоторые крестьяне на зиму ездили в город на заработки.
    Историю надо изучать непредвзято и читать учебники разных эпох, изучать архивные документы и, конечно же, учиться анализировать полученную информацию. А потом уже делать громкие заявления о своем отношении к события истории.
     
  14. Елена.

    Елена.

    Красногорск
    Православный христианин
    Отвечая за собственные грехи святым не станешь.Это-первое.А русский народ тяжко нарушил обе заповеди Господа:ВОЗЛЮБИ ГОСПОДА ВСЕМ СЕРДЦЕМ и ВОЗЛЮБИ БЛИЖНЕГО КАК САМОГО СЕБЯ.Это-второе.Николай II-помазаник Божий на русское царство и только он мог расплатиться за свой народ.Он пошел вслед за Господом и стал святым.Это-третье.
     
  15. Кирилл

    Кирилл Команда форума

    Санкт-Петербург
    Православный христианин
    Это как? Т.е. святые - это те, кто "отвечал" за чужие грехи?:confused:
     
  16. Мазанович Наталья Александровна

    Мазанович Наталья Александровна

    Москва
    Православный христианин
    Я с вами совсем не согласна. Вы приравниваете Царя Николая Богу. Только Бог может взять на себя грехи. Что он и сделал своей крестной смертью. Иисус Христос пролил за нас свою кровь, ради оставления наших грехов. У нас только один Искупитель, и он Иисус Христос.
    Да я согласна, что Царь Николай мученик, и я согласна с его канонизацией, но он не брал на себя грехи, а умер за свою веру.
    Мне просто даже интересно знать, где такую чушь вы прочитали, что царь Николай взял на себя грехи русского народа. У нас что появился второй Иисус?
    Даже Патриарх сказал, что если узнает что какой-нибудь священник называет царя Николая Искупителем,то лишит его сана. У нас один Бог, один Искупитель, который взял на себя грехи мира и он Иисус Христос.
    А Царь Николай и вся его семья - мученики за веру.
     
  17. Nadezda

    Nadezda

    москва
    Православный христианин
  18. Здравствуйте Наталья Александровна.
    Да я согласна, что Царь Николай мученик,
    Нет, царь Николай Второй канонизирован не как мученик за веру, а как страстотерпец.
    Разница существенная. Мучениками были, например, Вера, Надежда и Любовь, а так же их мать София. От них требовали отречься от Христа, и этим отречением они могли бы избавить себя от мук и смерти (от руки палачей). От Николая 2 ни кто этого не требовал и ни какой альтернатива не предлагал. Канонизирован он лишь за то, что с христианским смирением принял смерть.
    Уточню, я не пытаюсь оспорить правильность канонизации, а говорю о том, что я еще не дорос до того, чтобы это понять.

    Здравствуйте Любовь. Вы хотите сказать, что рабочие и крестьяне выйдя на ту демонстрацию, с жиру бесились? Ой, ли! Если у меня правильные сведения, то рабочий день на заводах был 12 часовым, а рабочая неделя 6 дневной. От хорошей ли жизни крестьянин слазил зимой с печи и шел в город, чтобы ещё что-нибудь заработать? Были зажиточные крестьяне, но и нищеты хватало. Вы же помните на кого опирались большевики – на пролетариат и беднейшее крестьянство, которым кроме своих цепей терять было нечего. И как оказалось, таких было не мало. С жиру революции не делаются. Русский народ нужно довести до последней черты, а вот тогда бойся. А землю россияне полили своей кровью за то, что променяли Бога на обещание – «землю крестьянам, фабрики рабочим».
    Если мы говорим, что царь Николай 2 человек православный, то для любого православного, норма - выслушать просьбу и постараться помочь, а не стрелять, пусть даже в воздух, в чем я не уверен.
    Попробовали бы они сегодня такое написать.
    Из того, что там написано почти всё сегодня реально существует.
     
  19. Любовь

    Любовь

    Москва
    Крещён в Православии
    Все же революция заквашивалась на вольнодумстве, затевали ее не пролетариат и не крестьянство, последние мирно трудились, хотя, возможно, и работать им приходилось тяжело и много (а сейчас меньше разве? некоторые вынужденны по 14 часов работать без выходных. Если вы не знаете этого, то значит оторваны от народа). Возглавляли и организовывали антимонархическое движение и революцию дворянский класс, аристократия и глупо-умные студенты, подогреваемые подрывной деятельностью из-за границы, оттуда же и деньги шли на этот процесс.
    Замутить народ нетрудно, нужно только превратить его в толпу, некую возбужденную агрессивными страстями массу и пообещать ей, гордо называя ее народом, что он (этот народ) станет жить лучше и богаче, если свергнет настоящую власть, которая конечно же мешает такой жизни, обвинить ее - действующую власть, в том, что она эксплуатирует бесправный, страдающий народ. Точно такую же революцию и даже еще страшней бывшей, можно заварить и сегодня, если те, кто захочет власти, начнет показывать пальцем на правительство страны (любой) и пафостно кричать с трибуны: Вот, кто виноват, что вы так плохо живете! Хлеб народу! Открыть фабрики и заводы! Долой эксплуатаров! Всю власть народу! При этом обличать, обличать и обличать власть предлежащих. А поскольку при любой власти есть свои недуги, свои бедные и голодные ("Нищих всегда иметь будете", - говорил Христос ученикам), то рано или поздно можно раскачать какой угодно пассивный народ и революция станет неизбежной и кровавой...
    P.S.О том, что крестьяне до революции жили довольно-таки зажиточно я читала, да, и мои предки из класса средняков имели крепкий двор: коров, лошадей, про кур и овец не говорю. Действительно, работать надо было от зари до зари (на себя!!!), ведь хозяйство было очень большое. А плохо жили только лоботрясы и пьячужки, потому что не хотели работать. На заработки ездили только мужики, если годы выдавались неурожайными, в каждом доме поди по 10-12 детей. А сегодня двоих не знаем, как прокормить. Так кто же лучше жил?
     
  20. Елена.

    Елена.

    Красногорск
    Православный христианин
    Да.Они брали их на себя и отмаливапи.Именно так происходит исцеление.
     
Статус темы:
Закрыта.

Поделиться этой страницей