«Когда пророк Елисей шёл дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним»

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.

администратор

Команда форума
Православный христианин
23 И пошел он оттуда в Вефиль. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый!
24 Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка.
(4Цар.2:23-24)

Комментарий священника:
"У многих людей никак не укладывается в голове происшествие с пророком Елисеем и детьми. Медведи растерзали детей из-за совершеннейшей, казалось бы, ерунды: ну плешивый, и что теперь? Причем пророк — это же не колдун, то есть медведей наслал именно Бог, а не Елисей какими-нибудь своими чарами. В чем же смысл? Для правильного понимания этого рассказа лучше рассмотреть более широкий его контекст. Дело происходит в Иерихоне, где начинается самостоятельное пророческое служение Елисея. Сначала жители города предлагают Елисею послать полсотни человек на поиски вознесшегося Илии. Елисей говорит, что это бессмысленно, но горожане не верят; в конце концов они так надоели пророку (Септуагинта предлагает слово, которое можно на современный язык перевести как «достали своими укорами»), что он согласился.
В этой ситуации мы видим глубочайшее недоверие иерихонцев Елисею. Город этот к тому моменту существует более 7 тысяч лет, и его жители повидали всякого; они не верят пророческому призванию Елисея и считают его учеником Илии, решившим «блеснуть» в отсутствие учителя; возможно, они вообще не верят… Несмотря на все это, пророк совершает в Иерихоне очень важное для города чудо, дав ему источник хорошей воды. Но и это не побудило горожан ни к доверию, ни к благодарности. Презрительные насмешки детей свидетельствуют, что общее настроение в городе не переменилось.
Привыкший к героям, город не почтил Елисея никакой благодарностью; если бы хоть слово было сказано на площади в честь пророка, уличные мальчишки были бы там непременно… Так или иначе, никому не пришло в голову вступиться за оскорбляемого пророка. В данном контексте дети выражают неверие и неблагодарность всего города, и проклятие пророка обращено не столько к ним, сколько к городу в целом.
Надо сказать, что неблагодарность вообще очень разрушительна; это один из самых тяжких и опасных духовных недугов. В сущности, проклятие лишь констатирует этот факт: неблагодарный город отделен от Бога глубокой пропастью…
Нелишне добавить, что все это происходит в глубокой древности; нельзя ждать, что пророк «подставит вторую щеку», как это предлагает Господь в Новом завете. Елисей, во-первых, знает цену неверию и неблагодарности, и, во-вторых, человек своего времени. В соответствии с нормами Ветхого завета, он проклинает. А дальше оказывается, что слово его, как и слово всякого человека, обладает в мире реальной силой. Оторванность города от Бога, констатированная и подтвержденная проклятием пророка, находит конкретное выражение в том, что слепая сила природы (в данном случае — медведицы) обрушивается на горожан.
Нет решительно никаких оснований думать, что, как Вы пишете, «Бог наслал» этих медведиц. Сидел на облаках, занимался своими делами, а потом вдруг услышал проклятие Елисея, и решил «наслать медведей»… Нелепая картинка… Но в описываемой истории нет никого, кто воззвал бы к Богу о помощи, кто, говоря жаргонно, «впустил» бы Его в ситуацию. Сердца горожан далеки от Бога, — это видно по их отношению к пророку и чуду. А сам пророк, человек ветхозаветный, действует по мерке Ветхого, а не Нового завета".

Ещё комментарий:
Говоря о проклятии Елисеем детей, имеет смысл обратить внимание на эпизод выше, где показано, что те, кто обратились к пророку Господню за помощью, получают в дар жизнь и благоденствие (4Цар.2:19-22).
Фактически эти два эпизода, следующие друг за другом, являются иллюстрацией слов Господних (Втор.30): Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло... Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему...

См. также: Жесток ли Ветхий Завет
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Вот подумал тоже, пару мыслей о факте происходящем.
В Израиле медведи сейчас почти не водятся, только один вид который ест финики. Но они не особо агрессивные. И тем более парами самки не ходят. Если напали на людей, значит голодные. Но в лесах полно фиников.И если их нет, то они уходят в другой лес и в города не суются, так как сами боятся людей. И 42 ребенка одним махом это уж слишком даже для медведей. Дети обычно в рассыпную в таких ситуациях, а не строем...
вот еще один вариант толкования этого момента...
[Откр.13:5] И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца.
Он это зверь, диавол, Осирис.
[Откр.11:2] А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца.
[4 Цар.2:24] Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка.
Елисей это образ Христа.
Две медведицы это два Завета, сорок два ребёнка это дети сатаны, лживые учения язычников, сорок два бога Египта, 42 бога инобытия.
Чаша Христова, соль - христиане, вода – учение о спасении.
Пророки Елисей и Илья, видели постоянно духовный мир, то и описывали его. Уже не разделяя, где мир духа, а где плоти.
 
Нет решительно никаких оснований думать, что, как Вы пишете, «Бог наслал» этих медведиц.

У есть святых отцов есть гораздо более глубокое понимание истории с Елисеем. Прочитал вот в этой книге:

Прп. Ефрем Сирин в толковании на 4Цар 2:23-24 говорит, что дети были специально науськаны и посланы их родителями и наставниками, которые ненавидели Илью и его учеников. Цель обозвания "плешивым" состояла в том, чтобы унизить славу Елисея, дабы его никто не слушал как пророка. Елисей не "не сдержался", а намеренно проклял детей, ибо в этом состояла воля Господа. И медведицы реально растерзали их, наказав таким образом их родителей и Вефиль за отступничество и идолопоклонство.

Ибо, если помните, миссия Ииуя, Азаила и Елисея при их избрании Господом как раз и заключалась в мщении Израилю за отступничество -

И сказал ему Господь: пойди обратно своею дорогою чрез пустыню в Дамаск, и когда придешь, то помажь Азаила в царя над Сириею, а Ииуя, сына Намессиина, помажь в царя над Израилем; Елисея же, сына Сафатова, из Авел-Мехолы, помажь в пророка вместо себя; кто убежит от меча Азаилова, того умертвит Ииуй; а кто спасется от меча Ииуева, того умертвит Елисей. (3Цар.19:14-17)

Таким образом, растерзание детей - начало исполнения этого пророчества, говорит прп. Ефрем. Елисей умертвил детей по обиде, а по воле Бога Израилева в наказание родителям. Бог наслал этих медведиц.

Цезарий Арльский добавляет, что две медведицы прообразовали императоров Веспасиана и Тита, которые разрушили Иерусалим и наказали порочный иудейский народ за отступничество от Христа Бога.
 
Последнее редактирование модератором:
Православный христианин
Вот еще интересное толкование: //"И пошел он оттуда в Вефиль. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый! Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка» .4 Царств 2:23-24//
Данный отрывок вообще является очень примечательным для многих библейских сюжетов. В свете этой ужасной истории Божие слово предупреждает всякого читающего, что хула на Духа Святого не прощается человеку (Матф.12:31), и этот урок должен быть усвоен каждым, боящимся наказания. Данный отрывок можно понять только в контексте более обширного библейского повествования. Богодухновенный соавтор указывает на нечестивых детей города Вефиль. Чем же так знаменит этот город? Ответ на этот вопрос мы найдем в предыдущей книге Библии: в 13 главе 3 книги Царств описывается проклятие (!!!)жертвенника в Вефиле пророком Божиим. Этот жертвенник был посвящен иным богам, где «священники высот» приносили нечестивую жертву – яркий пример идолослужения в ветхозаветные времена. Дети были плодом нечестия жителей Вефиля, служивших иным богам и хуливших этим Бога Израиля, то есть аллегорически представляли собой плоды нечестивой жизни жителей Вефиля. Слова «иди, плешивый» были не просто банальным оскорблением какого-то человека, а бесчестие пророка, связанное с хулой на Духа Святого, так как «плешь» - символ позора (Исаия 3:17), ругательство в адрес пророческого служения, то есть действия Духа. Как в свое время царь Иосия по предсказанию и проклятию пророка Божьего принесет в жертву идолослужителей на жертвеннике в Вефиле - сжиганием их костей (3Цар.13:2; 4Цар.23:16), так и пророк Елисей проклинает плод нечестия идолослужителей - детей. Эти события имеют один порядок: указывают на последствия идолослужения и хулы на Духа Святого; указывают на Суд Божий.
 

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Еще полезно рассмотреть реалии описываемого времени. Невозможно предположить, что дети решили оскорбить пожилого человека просто из баловства, это был бы вопиющий поступок. Как сказал один мой знакомый: да их бы родители сами убили, чтобы избежать позора для всей семьи.
 
Православный христианин
23 И пошел он оттуда в Вефиль. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый!
24 Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка.
(4Цар.2:23-24)

См. также: Жесток ли Ветхий Завет

Очень подробное и лаконичное толкование (4Цар.2) здесь,
но с толкованием последних двух глав не хочется соглашаться, как будто специально их оставили без сакрального смысла.
Какое открылось понимание мне:
Малые дети, потешавшиеся над Елисеем – это бывшие ученики Илии, которые сомневались в новом духовном уровне Елисея.
Называть Елисея плешивым – это не оскорбление, а сравнение с их учителем, т.к.:
«Они сказали ему: человек тот весь в волосах и кожаным поясом подпоясан по чреслам своим. И сказал он: это ИлияФесвитянин. (4Цар.1:8 )»
Проклял их именем Господним - это не совсем проклятие было, скорее что-то в виде молитвы к Богу на помощь этим «сынам пророческим» для их утверждении в Истине.
После «проклятия» вышли две медведицы из леса – это те два чуда которые уже успел совершить Елисей и о которых в пылу споров(лес) все забыли.
Растерзали из них сорок два ребенка – растерзали(сломили, победили) или точнее убедили и обезоружили фактом чудес через Елисея, сорок два человека из пятидесяти учеников Илии.

Т.е. в этих главах просто говорится, что 42 ученика Илии (из 50) стали, после этих событий, учениками Елисея.

Я думаю, на детей, да ещё в таком большом количестве, никто не нападал.
 
Православный христианин
...Согласно буквальному содержанию, возлюбленные братья, нам следует считать, как мы упоминали выше, что блаженный Елисей не приступом гнева, а ревностью Божьей был движим ради исправления людей, когда предал иудейских детей на растерзание. Намерением его не являлось отмщение, но исправление, а в самом событии дан ясный образ страдания нашего Господа и Спасителя. Подобно тем невоспитанным детям, которые кричали: Иди, плешивый! Иди, плешивый! - и во время страдания безумные иудеи кричали нечестивыми словами Христу, истинному Елисею: Распни, распни Его! (Лк 23:21). Что ещё означает: иди, плешивый, - как не: «взойди на крест на Голгофе»? И заметьте, братья: как при Елисее убиты были сорок два ребёнка, так через сорок два года после страдания нашего Господа пришли два медведя - Веспасиан и Тит - и обложили осадой Иерусалим....
Подробнее: https://azbyka.ru/biblia/in/?2King.2:23&r
 
Православный христианин
Даже дети, игравшия подле Вифлеема, когда сказали Елисею только: «гряди плешиве» (4 Цар. 2:23-24), так прогневали Бога, что при этих словах медведицы напали на их толпу (их было сорок два), и все они тогда были растерзаны этими зверями: ни возраст, ни многочисленность, ни то, что они говорили это в шутку, – ничто не спасло отроков; и весьма справедливо. Если принявшие на себя такие подвиги будут осмеиваться и детьми и взрослыми, то кто из слабейших решится принять на себя подвиги, преследуемые насмешками и глумлением? Кто из народа будет ревновать о добродетели, видя ее в таком посмеянии? Если теперь, когда ей все везде удивляются, не только те, которые упражняются в ней, но и те, которые отпали от нея, – многие не решаются и уклоняются от этих подвигов, то скоро ли кто-нибудь захотел бы избрать ее, если бы видел, что все люди, кроме того, что не восхищаются ею, но еще клевещут на нее? Мужи очень крепкие и как бы уже переселявшиеся на небо, конечно, нисколько не нуждаются в ободрении от толпы: для их ободрения вполне достаточно похвалы от Бога; но слабейшие и недавно приступившие к этому подвигу получают не малое подкрепление от мнения народа, пока, руководимые всеми, они мало по малу достигнут того, что не станут нуждаться в таком руководстве. И не для них только бывает это, но и для спасения самих издевающихся, чтобы они не преуспевали больше в своей порочности от того, что не получили никакого наказания за прежнее. При этих словах мне пришло еще на память случившееся при Илие (4 Цар. 1и сл.). Что за Елисея потерпели дети от медведиц, тоже за учителя его потерпели два пятидесятка мужей (царя Охозии) вместе с начальниками их от огня воспламенившагося свыше. Когда они, с великою насмешкою подойдя (к горе, где сидел Илия), звали праведника и приказывали ему сойти к ним, то нисшедший вместо него огонь поглотил всех их, подобно тем зверям. Итак все вы, враги девства, размыслив об этом, приложите двери и запоры к устам своим, чтобы и вам в день суда, когда вы увидите там блистающих девством, не пришлось говорить, «сии беша ихже имехом некогда в посмех и в притчу поношения. Безумнии житие их вменихом неистово и кончину их безчестну. Како вменишася в сынех Божиих, и в святых жребий их есть? Убо заблудихом от пути истиннаго, и правды свет не облиста нам» (Прем. 5:3-6). Но что пользы от этих слов в то время, когда уже покаяние будет безсильно?

(святитель Иоанн Златоуст)
Подробнее:
Книга о девстве
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху